ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2023 от 19.12.2023 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

19 декабря 2023 года г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Хвалевой Е.В.,

с участием должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8,

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Товарищества с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки» ФИО1, ФИО3,

переводчика ФИО2,

при секретаре Арбузовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Товарищества с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 01 августа 2023 года, вынесенное старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8 по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении Товарищества с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением по делу об административном правонарушении от 01 августа 2023 года, вынесенным старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8, Товарищество с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки» (далее ТОО «КТЖ-ГП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТОО «КТЖ-ГП» ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав следующее. Основанием для привлечения ТОО «КТЖ-ГП» к административной ответственности послужил факт высадки 02 июня 2023 года работников данного юридического лица из локомотива поезда, следовавшего от Государственной границы РФ с Республикой Казахстан до железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу РФ Илецк-1. Полагает, что в действиях работников отсутствует событие и состав инкриминируемого административного правонарушения, поскольку положения ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» должны пониматься в том смысле, что от момента пересечения Государственной границы РФ до прибытия в пункт пропуска не допускается посадка или высадка иных лиц в транспортное средство. Ни один нормативный акт не содержит запрета на выход и вход в транспортное средство лицом, им управляющим, в целях справления физиологических потребностей организма или для других целей. Кроме того, лица, следующие на транспортных средствах заграничного следования и прошедшие пограничный контроль на выезд из Республики Казахстан в ЖДПП Жайсан должны проследовать в ЖДПП Илецк-1 для прохождения пограничного контроля на въезд в Российскую Федерацию. При проведении пограничного контроля все лица, следующие на транспортном средстве заграничного следования, прошедшие пограничный контроль в ЖДПП Жайсан прибыли в ЖДПП Илецк-1, отсутствующих, а также вновь принятых в транспортное средство лиц не было. Также выражает несогласие с выводами должностного лица о том, что юридическим лицом ТОО «КТЖ-ГП» не были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения его работниками ФИО5 и ФИО6 правил и норм, предусмотренных ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации». В частности, с машинистом тепловоза ФИО6 и помощником машиниста ФИО5 перед поездкой 02 июня 2023 года проведены целевые предрейсовые инструктажи. При возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ФИО5 и ФИО6, последние при подписании своих объяснений не обратили внимание, что сотрудники пограничной службы указали о том, что они не знали о запрете совершать высадку из локомотива до прохождения пограничного контроля. Также им пообещали самый маленький штраф. С правилами пересечения государственной границы и о запрете покидать локомотив ФИО5 и ФИО6 были ознакомлены ранее. Кроме того, 07 февраля 2023 года с работниками ТОО «КТЖ-ГП» проведено занятие, в том числе, по теме «Правила пересечения Государственной границы РФ». Считает, что все это свидетельствует о том, что ТОО «КТЖ-ГП» на постоянной основе, систематически проводит работу и предпринимает меры по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем, усматриваются неустранимые сомнения в виновности юридического лица. Полагает, что должностным лицом допущено злоупотребление правом, поскольку постановление о привлечении ТОО «КТЖ-ГП» вынесено после вступления в законную силу и истечения срока обжалования постановления о привлечении работников ТОО «КТЖ-ГП» к административной ответственности. На основании изложенного, просил суд отменить полностью постановление должностного лица.

В последующем представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТОО «КТЖ – ГП» ФИО1 представил в суд дополнения к жалобе, в которых указал, что при следовании транзитом через пограничную зону допускается вынужденная остановка и остановка для пользования объектами дорожного сервиса. Ввиду изложенного, полагает, что законодательство Российской Федерации допускает остановку транспортного средства, выход из него и вход, связанный с состоянием водителя (машиниста и помощника машиниста), при движении от государственной границы до пункта пропуска. При этом, Товариществом на постоянной основе проводится работа, и предпринимаются все меры по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны государственной границы. Кроме того, указал, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. Учитывая, что ТОО «КТЖ – ГП» привлекается к административной ответственности впервые, правонарушение не повлекло за собой каких-либо последствий, не была нарушена неприкосновенность границ Российской Федерации и ее суверенитет, в связи с чем, возможно применение положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначение наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи. На основании изложенного, просил суд применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТОО «КТЖ-ГП» ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным основаниям и просил ее удовлетворить. При этом, отказался от ранее поданного дополнения к жалобе, где просил суд применить положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи. Указал, что отказывается от указанных дополнений, поскольку юридическое лицо вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения не признает. Кроме того, дополнил, что в данном случае была вынужденная остановка локомотива на красный сигнал семафора. Работники локомотивных бригад (машинист и помощник) обязаны контролировать обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта. Считает, что в данном случае работники юридического лица выполнили все требования по соблюдению должностной обязанности осмотреть локомотив в целях обеспечения безопасности.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТОО «КТЖ-ГП» ФИО3 также поддержала доводы жалобы и просила отменить постановление должностного лица. Указала, что вины юридического лица нет. Занятия с работниками юридическое лицо проводит, работники под подпись ознакомлены. При следовании поездов в локомотивах ТОО «КТЖ-ГП» туалет для работников предусмотрен, если это новые локомотивы. В случае, если локомотив старого образца, то туалет в локомотиве не предусмотрен, но в этих целях должно быть предусмотрено ведро там же, где и принимают пищу. Действия не посягали на суверенитет и безопасность государства.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший дознаватель отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8 возражал против удовлетворения жалобы представителя ТОО «КТЖ-ГП». Указал, что ТОО «КТЖ-ГП», направляя своих работников для исполнения трудовых обязанностей, связанных с пересечением Государственной границы Российской Федерации, обязано было обеспечить соблюдение ими требований законодательства Российской Федерации по порядку пересечения Государственной границы Российской Федерации и не допустить высадку своих работников при следовании от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Не исполнив указанную обязанность, ТОО «КТЖ-ГП» нарушило порядок следования лиц от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предусмотренный ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Просил обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя юридического лица свидетель ФИО6 суду пояснил, что работает машинистом тепловоза Актюбинского локомотивного депо ТОО «КТЖ-ГП». Он знал о том, что нельзя осуществлять высадку, а именно сход или посадку из локомотива или поезда, следовавшего от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Илецк – 1. Высадку с поезда он осуществил в ходе стоянки поезда на красный сигнал семафора, так как есть приказ КТЖ том, что если стоянка более 5 минут, то он должен выйти и осмотреть локомотив. Кроме того, в тот же момент он справил малую нужду. После чего он вернулся в тепловоз. Так как они не имеют право оставлять локомотив, затем по малой нужде из тепловоза вышел помощник машиниста. Когда появился зеленый свет, они поехал дальше. Сотрудники пограничной службы спрашивали, зачем он выходил с поезда, он им ответил, что выходил по малой нужде. Пограничники сказали, что это небольшое нарушение и ему будет небольшое административное наказание. В объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении указал, что вышел по малой нужде, а не для осмотра, так как ему сказали так изложить. Полагает, что объяснения изложены не полно, так как не указано, что он также выходил для осмотра локомотива. С ними проводились инструктажи и занятия о том, что при следовании до пункта пропуска и обратно не допускается покидать локомотив, в том числе, для осмотра локомотива и справления малой нужды.

Изучив жалобу, исследовав представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 года пограничный контроль лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляются в пунктах пропуска в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Казахстан и международными договорами, участниками которых они являются.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года № 2665-р определен перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, к числу которых отнесены ЖДПП Илецк-1 (Жайсан, Шынгырлау), на сопредельной стороне – ст. Жайсан и ст. Шынгырлау.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 02 июня 2023 года в период времени с 11:39 часов по 11:41 часов работники ТОО «КТЖ-ГП» граждане Республики Казахстан ФИО6 (машинист тепловоза) и ФИО5 (помощник машиниста тепловоза), действуя в соответствии со своими должностными обязанностями, управляя локомотивом поезда сообщением «Актобе – Илецк-1», в целях следования на железнодорожную станцию Илецк-1, расположенную в г. Соль-Илецке Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области, в пределах которой расположен ЖДПП Илецк-1, прошли пограничный контроль на выезд из Республики Казахстан в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Республики Казахстан «Жайсан», расположенном в Республике Казахстан, после чего проследовали в направлении ж.д. ст. Илецк-1 (ЖДПП Илецк-1).

Далее в период времени с 11:41 часов до 14:47 часов этого же дня ФИО6 и ФИО5, следуя в локомотиве поезда сообщением «Актобе-Илецк-1», пересекли Государственную границу Российской Федерации из Республики Казахстан в Российскую Федерацию в месте, расположенном в 85 километрах юго-восточнее г. Соль-Илецка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области, в 143 метрах юго-западнее пограничного знака , в 122 метрах северо-восточнее пограничного знака , после чего проследовали в направлении ж.д. ст. Илецк-1 (ЖДПП Илецк-1).

Около 14:47 часов этого же дня ФИО6 при следовании от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до ж.д. ст. Илецк-1 (ЖДПП Илецк-1), осуществил остановку поезда сообщением «Актобе – Илецк-1» в соответствии с сигналом семафора на территории Российской Федерации, а именно в месте, расположенном в 100 метрах от разъезда по железнодорожной линии Актюбинск – Илецк-1, в направлении ж.д. <адрес>-1.

Около 14:50 часов этого же дня ФИО6, около 14:52 часов - ФИО5 во время стоянки поезда сообщением «Актобе – Илецк-1», осуществили высадку из локомотива поезда в вышеуказанном месте. После чего, осуществили обратную посадку в локомотив поезда, а затем около 15:02 часов проследовали в локомотиве поезда сообщением «Актобе – Илецк-1» по маршруту следования в направлении ж.д. ст. Илецк-1 (ЖДПП Илецк-1) и не позднее 15:47 часов прибыли на ж.д. ст. Илецк-1 (ЖДПП Илецк-1), где в 15:47 часов прошли пограничный контроль на въезд в Российскую Федерацию.

Своими действиями, работники ТОО «КТЖ-ГП» ФИО5 и ФИО6 нарушили положения ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом ТОО «КТЖ-ГП» инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:

- рапортом начальника отделения пограничного контроля КПП «Илецк – железнодорожный» ПУ ФСБ России по Оренбургской области ФИО9 от 15 июня 2023 года об обнаружении в действиях ТОО «КТЖ-ГП» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ,

- рапортами врио заместителя начальника кпп – начальника оперативного дела КПП Илецк – железнодорожный» отдела (погк) в г. Соль-Илецке ФИО10 от 02 июня 2023 года, согласно которому 02 июня 2023 года во время стоянки локомотива в районе ж/д станции «25 разъезд» Соль-Илецкого городского округа в связи с включением красного сигнала семафора, ФИО6 и ФИО5 осуществили несанкционированный сход с локомотива на железнодорожное полотно с целью справить нужду, после чего вернулись обратно в локомотив и после включения зеленого сигнала семафора продолжили движение по маршруту «Актюбинск – Илецк – 1»,

- объяснениями старшего офицера отделения КПП «Илецк – железнодорожный» ПУ ФСБ России по Оренбургской области ФИО10 от 06 и 07 июня 2023 года о том, что 02 июня 2023 года около 14:30 часов он находился в районе разъезда по ж.д. линии «Актюбинск – Илецк – 1» в связи с осуществлением оперативно – служебной деятельности. В 14:45 часов обнаружил движущийся со стороны Государственной границы РФ с Республикой Казахстан в направлении ЖДПП Илецк – 1 поезд, состоящий из локомотива и одного пассажирского вагона, который в 14:47 часов остановился в месте, расположенном в 100 метрах от разъезда . При этом, в 14:50 часов и в 14:52 часов из локомотива указанного поезда выходили поочередно два мужчины, которые по прошествии около минуты, поднялись обратно в локомотив, указанный поезд осуществлял стоянку в период с14:47 часов по 15:12 часов, после чего проследовал в направлении ЖДПП Илецк – 1, машинистом данного локомотива являлся ФИО6, помощником машиниста ФИО5,

- ответами начальника КПП Илецк – железнодорожный» отдела (погк) в г. Соль-Илецке ФИО11 о прохождении ФИО6 и ФИО5 пограничного контроля в ЖДПП Илецк - 1 в 15:47 часов 02 июня 2023 года по направлению въезда в Российскую Федерацию,

- протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении машиниста тепловоза Актюбинского локомотивного депо ТОО «КТЖ-ГП» ФИО6, согласно которому, последний 02 июня 2023 года в 14:50 часов во время стоянки поезда сообщением «Актюбинск – Илецк-1» в нарушение ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации», в целях справления малой нужды осуществили высадку из локомотива поезда на территории Российской Федерации,

- протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении помощника машиниста тепловоза Актюбинского локомотивного депо ТОО «КТЖ-ГП» ФИО5, согласно которому, последний ДД.ММ.ГГГГ в 14:52 часов во время стоянки поезда сообщением «Актюбинск – Илецк-1» в нарушение ст. 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации», в целях справления малой нужды осуществили высадку из локомотива поезда на территории Российской Федерации,

- объяснениями машиниста тепловоза Актюбинского локомотивного депо ТОО «КТЖ-ГП» ФИО6 в рамках дела об административном правонарушении о том, что действительно он ДД.ММ.ГГГГ в 14:47 часов следуя в качестве машиниста в локомотиве поезда сообщением «Актюбинск – Илецк-1» осуществил остановку поезда в соответствии с сигналом семафора в месте, расположенном в 100 метрах от разъезда по ж.д. линии Актюбинск – Илецк – 1, где в 14:50 часов в целях справления малой нужды осуществили высадку из локомотива поезда на территории Российской Федерации. О том, что нельзя осуществлять высадку, а именно сход или посадку из локомотива или поезда, следовавшего от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Илецк – 1, в том числе, в целях справления малой нужды, он не знал. При этом в указанных объяснениях имеется удостоверенная подписью ФИО6 отметка о том, что с его слов напечатано верно, им прочитано лично, замечания и дополнения не имеет,

- объяснениями помощника машиниста тепловоза Актюбинского локомотивного депо ТОО «КТЖ-ГП» ФИО5 в рамках дела об административном правонарушении о том, что действительно 02 июня 2023 года в 14:47 часов следуя в качестве помощника машиниста в локомотиве поезда сообщением «Актюбинск – Илецк-1», когда машинист ФИО6 осуществил остановку поезда в соответствии с сигналом семафора в месте, расположенном в 100 метрах от разъезда по ж.д. линии Актюбинск – Илецк – 1, он в 14:52 часов в целях справления малой нужды осуществил высадку из локомотива поезда на территории Российской Федерации. О том, что нельзя осуществлять высадку, а именно сход или посадку из локомотива или поезда, следовавшего от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Илецк – 1, в том числе, в целях справления малой нужды, он не знал. При этом в указанных объяснениях имеется удостоверенная подписью ФИО6 отметка о том, что с его слов напечатано верно, им прочитано лично, замечания и дополнения не имеет,

- ответом начальника Актюбинского эксплуатационного локомотивного депо – филиала ТОО «КТЖ-ГП» - «Батыс» ФИО12 от 13 июня 2023 года о том, что машинист тепловоза ФИО6 и помощник машиниста ФИО5 являются работниками Филиала. Машинисту тепловоза ФИО6 и помощнику машиниста ФИО5 были проведены целевые предрейсовые инструктажи 02 июня 2023 года перед явкой в поездку. При следовании поездов в локомотивах ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» для работников предусмотрен туалет,

- уставом ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», утвержденного решение единственного участника ТОО «КТЖ-ГП» от 10 июня 2022 года, согласно которому ТОО «КТЖ-ГП» является юридическим лицом по законодательству Республики Казахстан,

- справкой от 12 июня 2023 года о том, что ФИО6 действительно работает в филиале ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки»-«Батыс» Актюбинское эксплуатационное локомотивное депо с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время,

- справкой от 12 июня 2023 года о том, что ФИО5 действительно работает в филиале ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки»-«Батыс» Актюбинское эксплуатационное локомотивное депо с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время,

- положением о локомотивной бригаде ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» от 11 апреля 2022 года, определяющим порядок подготовки и назначения работников локомотивных бригад для работы на локомотивах, основные обязанности и права работников локомотивных бригад, а также порядок организации их работы,

- журналом предрейсового инструктажа локомотивных бригад хозяйственного движения филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», где 02 июня 2023 года имеется отметка и подписи ФИО6 и ФИО5 о том, его прошли,

- постановлением по делу об административном правонарушении от 13 июня 2023 года, которым ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,

- постановлением по делу об административном правонарушении от 13 июня 2023 года, которым ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,

- извещением ТОО «КТЖ – ГП» на 13 июля 2023 года в 15:00 часов о составлении протокола по делу об административном правонарушении,

- реестром о получении указанного извещения представителем ТОО «КТЖ - ГП» 11 июля 2023 года,

- телефонограммой от 10 июля 2023 года о принятии извещения,

- протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, составленным 13 июля 2023 года старшим дознавателем Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО13 в отношении юридического лица ТОО «КТЖ-ГП»,

- объяснениями свидетеля - старшего офицера отделения КПП «Илецк – железнодорожный» ПУ ФСБ России по Оренбургской области ФИО10 от 13 июля 2023 года в рамках дела об административном правонарушении, в отношении ТОО «КТЖ-ГП» о том, что им производился устный опрос машиниста локомотива ФИО6 и помощника машиниста ФИО5., которые подтвердили факт осуществления ими высадки с локомотива поезда сообщением «Актюбинск – Илецк – 1» 02 июня 2023 года в районе разъезда на территории России. Целью высадки ФИО6 и ФИО5, с их слов, явилась необходимость отправления естественных надобностей. При этом, сообщили, что не знали о том, что осуществлять высадку из локомотива поезда при следовании от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до ЖДПП Илецк – 1 нельзя. Действия указанных лиц не были связаны с выполнением ими должностных обязанностей,

- объяснениями свидетелей – сотрудников отделения пограничного контроля КП «Илецк железнодорожный» ПУ ФСБ России по Оренбургской области ФИО15, 07 июня 2023 года осуществлявшего получение письменных объяснений от ФИО5 в качестве лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении ; ФИО16, 07 июня 2023 года осуществлявшего получение письменных объяснений от ФИО6 в качестве лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении , ФИО9, 13 июля 2023 года осуществлявшего рассмотрение дел об административных правонарушениях и и вынесшего соответствующие протоколы об административных правонарушений в отношении ФИО6 и ФИО5,

- паспортом железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Илецк-1,

- приказом начальника депо филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» - Актюбинское отделение ГП» «Актюбинское эксплуатационное депо» ФИО12 от 22 мая 2020 года, о том, что категорически запрещен на участке Илецк-Жайсан выход локомотивных бригад с локомотива, кроме случаев аварийных и нестандартных ситуаций, при необходимости выход с локомотива осуществлять строго с разрешения сотрудников пограничной службы, с извещением ДСП и ДНЦ,

- листом ознакомления с указанным приказом,

- журналом учета посещаемости технических занятий,

- протоколом рабочего собрания с локомотивными бригадами по председательством исполняющего обязанности начальника Актюбинского эксплуатационного локомотивного депо от 29 ноября 2022 года,

- уведомлением ТОО «КТЖ-ГП» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 01 августа 2023 года в 15:00 часов,

- реестром о получении указанного извещения представителем ТОО «КТЖ - ГП» 19 июля 2023 года,

- постановлением по делу об административном правонарушении от 01 августа 2023 года, вынесенным старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8, которым ТОО «КТЖ-ГП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены. Юридически значимые обстоятельства должностным лицом установлены полно и всесторонне, они подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими надлежащую оценку.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, они являются допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении ТОО «КТЖ-ГП».

Доводы жалобы об отсутствии в действиях работников ТОО «КТЖ-ГП» события и состава инкриминируемого административного правонарушения, поскольку положения ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» не допускают посадку или высадку иных лиц в транспортное средство, при этом, ни один нормативный акт не содержит запрета на выход и вход в транспортное средство лицом, им управляющим, в целях справления физиологических потребностей организма или для других целей, судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании действующих норм права.

Положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» определено, что при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Таким образом, данными положениями закона установлен запрет на высадку любых лиц из транспортного средства, в том числе, машиниста и помощника машиниста из локомотива поезда, следовавшего от Государственной границы РФ с Республикой Казахстан до железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу РФ Илецк-1. При этом, данный запрет распространяется вне зависимости от причины, вызвавшей необходимость высадки работников из локомотива, в том числе в целях справления естественных нужд.

За допущенные нарушения работники ТОО «КТЖ-ГП» ФИО5 и ФИО6 привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ за нарушение порядка следования от Государственной границы Российской Федерации до ЖДПП Илецк-1.

При этом из содержаний объяснений, данных ФИО6 и ФИО5 следует, что они не знали о том, что нельзя осуществлять высадку, а именно сход или посадку из локомотива или на локомотив поезда, следовавшего от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Илецк-1, в том числе в целях отправления естественных надобностей.

Доводы жалобы о том, что при возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ФИО5 и ФИО6, последние при подписании своих объяснений не обратили внимание, что сотрудники пограничной службы указали о том, что они не знали о запрете совершать высадку из локомотива до прохождения пограничного контроля, им пообещали самый маленький штраф, при этом, с правилами пересечения государственной границы и о запрете покидать локомотив они были ознакомлены ранее, отмену обжалуемого постановления не влекут.

Так, при производстве по делу об административном правонарушении ФИО5 и ФИО6 вину в инкриминируемых административных правонарушениях признали полностью. При этом, данные лица являются совершеннолетними, дееспособными лицами, допущены к управлению транспортным средством - локомотивом, ознакомлены с возложенными на них правами и обязанностями, должны понимать значение своих действий, руководить ими, соблюдать возложенные действующим законодательством требования, а также предвидеть наступление негативных юридических последствий в случае их нарушения. Содержание составленных процессуальных документов изложено в достаточной степени ясности, поводов, которые давали бы основания полагать, что ФИО5 и ФИО6 не осознавали содержание и суть подписываемых документов, не имеется. При необходимости ФИО5 и ФИО6 могли изложить имеющиеся у них замечания. Однако последние собственноручно указали и поставили свои подписи, что объяснения с их слов напечатаны верно, ими прочитаны лично, замечаний и дополнений не имеют.

Ссылка в жалобе о том, что ФИО6 и ФИО5 при следовании от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации покинули локомотив для отправления естественных надобностей также не принимаются судом во внимание, поскольку согласно ответу начальника Актюбинского эксплуатационного локомотивного депо – филиала ТОО «КТЖ-ГП» - «Батыс» ФИО12 от 13 июня 2023 года при следовании поездов в локомотивах ТОО «КТЖ-ГП» для работников предусмотрен туалет.

Кроме того, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТОО «КТЖ – ГП» ФИО3 указала, что если туалет в локомотиве не предусмотрен, то в этих целях должно быть предусмотрено ведро.

Следовательно, необходимости для выхода из локомотива во время его стоянки для отправления естественных нужд, у ФИО6 и ФИО5 не имелось.

Доводы жалобы о том, что следовании через пограничную зону и стоянке локомотивного поезда более, чем 5 минут, работники обязаны осмотреть транспортное средство - локомотив, что и было сделано ФИО6 и ФИО5, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из приказа начальника депо филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» - Актюбинское отделение ГП» «Актюбинское эксплуатационное депо» ФИО12 от 22 мая 2020 года , категорически запрещен на участке Илецк-Жайсан выход локомотивных бригад с локомотива, кроме случаев аварийных и нестандартных ситуаций, при необходимости выход с локомотива осуществлять строго с разрешения сотрудников пограничной службы, с извещением ДСП и ДНЦ.

То есть любой возможный выход из локомотива вне зависимости от причины должен в каждом случае согласовываться с пограничной службы, чего в данном случае сделано не было.

То обстоятельство, что при проведении пограничного контроля все лица, следующие на транспортном средстве заграничного следования, прошедшие пограничный контроль в ЖДПП Жайсан прибыли в ЖДПП Илецк-1, отсутствующих, а также вновь принятых в транспортное средство лиц не было, не свидетельствуют об отсутствии состава инкриминируемого административного правонарушения, поскольку нарушение имело место в пути следования.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о принятии юридическим лицом всех возможных мер по соблюдению требований действующего законодательства.

При этом, оснований для отмены обжалуемого постановления в отношении ТОО «КТЖ-ГП» в связи с привлечением к административной ответственности машиниста и помощника машиниста, вопреки доводам жалобы не имеется.

Так, в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.

Указанная норма права предусматривает, что юридическое лицо не привлекается к административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий: должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности; юридическим лицом приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ТОО «КТЖ-ГП» возможности выполнить соответствующие требования законодательства надлежащим образом, в материалы дела не представлено, равно как и доказательств принятия юридическим лицом всех мер к соблюдению его работниками - ФИО5 и ФИО6 правил и норм, предусмотренных Законом Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Более того, у юридического лица ТОО «КТЖ-ГП» имелась возможность для соблюдения указанных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В обоснование того обстоятельства, что ТОО «КТЖ-ГП» предпринимаются все необходимые меры, для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, представители юридического лица ссылаются на то обстоятельство, что с машинистом тепловоза ФИО6 и помощником машиниста ФИО5 перед поездкой 02 июня 2023 года проведены целевые предрейсовые инструктажи.

Вместе с тем, из представленных копий страниц журнала предрейсового инструктажа локомотивных бригад хозяйственного движения, не представляется возможным определить содержание проведенного инструктажа, в частности, связан ли он с разъяснением правил пересечения Государственной границы, а также порядка следования от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Более того, ФИО6 и ФИО5 в своих объяснениях указали, что они не знали, что нельзя совершать высадку из локомотива при следовании от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан до пункта пропуска через Государственную границу Илецк-1. Следовательно, проведенный предрейсовый инструктаж оказался не достаточным для понимания работниками требований действующего законодательства.

Ссылка представителя юридического лица на приказ филиала АО «КТЖ-ГП» - «Актюбинское отделение ГП» «Актюбинское эксплуатационное локомотивное депо» от 22 мая 2020 года с листом ознакомления, журнал посещаемости технических занятий от 24 ноября 2022 года, протокол собрания локомотивных бригад от 29 ноября 2022 года, также не свидетельствуют о соблюдении ТОО «КТЖ – ГП» всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Так, в листе ознакомления с вышеуказанным приказом от 22 мая 2020 года отсутствуют сведения об ознакомлении с ним ФИО6 и ФИО5

Из содержания имеющихся копий страниц журнала учета посещаемости технических занятий, следует, что 07 февраля 2023 года с работниками ТОО «КТЖ-ГП» проведено занятие, в том числе, по теме «Правила пересечения Государственной границы РФ», при этом, не ясно доводились ли до сведения работников положения ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», на данном занятии не присутствовал ФИО5, указан только ФИО6 Из содержания копии протокола собрания локомотивных бригад от 29 ноября 2022 года следует, что в ходе рабочего собрания с локомотивными бригадами выступил старший машинист-инструктор ФИО18, который ознакомил всех присутствующих о выполнении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации при следовании по участку Жайсан – Илецк, где запрещается выход из локомотива без уведомления и разрешения сотрудников пограничной службы; в пути следования на промежуточных стоянках для осмотра экипажной части, машинист тепловоза должен по радиосвязи через ДСП или ДНЦ запросить разрешение Пограничной службы РФ. На данное собрание были приглашены локомотивные бригады, но кто именно из состава локомотивной бригады присутствовал на данном собрании, установить не представляется возможным.

Ненадлежащее исполнение работниками своих трудовых обязанностей не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Товарищества за действиями своих работников.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в деянии ТОО «КТЖ-ГП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится и ТОО «КТЖ-ГП» не представлены.

Несогласие же с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица, не является основанием к отмене вынесенного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

При таких обстоятельствах действия ТОО «КТЖ-ГП» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, поскольку было достоверно установлено, что Товарищество, являясь юридическим лицом, не обеспечило соблюдение его работниками - ФИО5 и ФИО6 правил и норм, предусмотренных ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», за нарушение которой предусмотрена административная ответственность, т.е. не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Неустранимых сомнений, которые бы в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу ТОО «КТЖ», вопреки доводам жалобы, по делу не установлено.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных обстоятельств дела, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств,

Таким образом, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого акта должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости.

В ходе пересмотра постановления о назначении юридическому лицу административного наказания, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено ТОО «КТЖ-ГП» в пределах санкции ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица, не установлено.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 КоАП РФ решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета (ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ).

Основанием для расчета и выплаты вознаграждения переводчику является Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2012 года № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (в редакции от 27 сентября 2023 года).

В соответствии п. «б» п. 20 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 01 декабря 2012 года № 1240 размер вознаграждения, выплачиваемого переводчику за исполнение им своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства (за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись им в порядке служебного задания), определяется из расчета: не более 1500 рублей в час за устный, синхронный и последовательный перевод редких западноевропейских и восточных языков (венгерский, финский, шведский, датский, норвежский, голландский, японский, китайский) и других языков стран Азии, а также Африки - с учетом фактических затрат времени.

В судебном заседании при допросе свидетеля ФИО6 принимала участие переводчик ФИО2, которая просила оплатить ее услуги по устному переводу с русского языка на казахский язык. На осуществление перевода в судебном заседании 19 декабря 2023 года переводчиком затрачено 30 минут (с 15:05 часов до 15:35 часов).

Учитывая вышеизложенное, заявление переводчика ФИО2 подлежит удовлетворению с выплатой за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Управлению Судебного департамента в Оренбургской области, денежного вознаграждения в размере 750 рублей (30 минут х 1500 рублей = 750 рублей) за осуществление устного (синхронного) перевода.

Таким образом, суд полагает необходимым в настоящем решении разрешить вопрос о судебных издержках.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление по делу об административном правонарушении от 01 августа 2023 года, вынесенное старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Оренбургской области ФИО8 по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении Товарищества с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки», - оставить без изменения, жалобу представителя Товарищества с ограниченной ответственностью «КТЖ – Грузовые перевозки» ФИО1 - без удовлетворения.

Выплатить переводчику ФИО2 за осуществление устного (синхронного) перевода в судебном заседании в течение одного рабочего дня – 19 декабря 2023 года с русского языка на казахский язык, вознаграждение в сумме 750 (семьсот пятьдесят) рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Управлению Судебного департамента в Оренбургской области по следующим реквизитам:

получатель – ФИО2, паспорт гражданина Российской Федерации выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Оренбургской области в Соль-Илецком районе, расчетный счет , наименование Банка – Оренбургское отделение ПАО Сбербанк, корр. счет , БИК , КПП , ИНН получателя , СНИЛС .

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

Судья Е.В. Хвалева