Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Санеева С.О.,
при секретаре: Лавренченко М.А.,
с участием: представителя лица привлеченного к административной ответственности ФИО1 по ордеру от датаФИО2,
представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> по доверенности от датаФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – директора Общества с ограниченной ответственностью «Кварц» ФИО1, на постановление по делу об административном правонарушении № от дата, вынесенное начальником комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ,-
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 от дата о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №, директор Общества с ограниченной ответственностью «Кварц» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением начальника комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО4, лицо привлеченное к административной ответственности ФИО1 подал в Промышленный районный суд <адрес> жалобу, указав, что считает вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении него по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежащими отмене на основании следующего. Обществу на основании приказа министерства № от дата «О переоформлении лицензии на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых» выдана (переоформлена) лицензия на пользование недрами СТВ № ТЭ (далее - лицензия, лицензионное соглашение) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменобалковском месторождении в <адрес> в границах геологического отвода площадью 30 кв. км. со сроком действия до дата. Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Указанное постановление о привлечении к административной ответственности содержит выводы о том, что общество в результате ненадлежащего контроля со стороны директора общества - ФИО1 осуществляет пользование недрами с нарушением пункта 4.1 статьи 4, пункта 5.2 статьи 5, пунктов 7.1 и 7.2 статьи 7 лицензионного соглашения к лицензии СТВ № ТЭ, а именно: у общества отсутствует проектная документация на проведение геологоразведочных работ (пункт 4.1 статьи 4 лицензии); у общества отсутствует технологическая схема разработки и технический проект разработки Каменнобалковского и Самаринского месторождения в пределах Каменнобалковского лицензионного участка (пункт 5.2 статьи 5 лицензии); общество не обеспечило перевод земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики и иного назначения (пункт 7.2 статьи 7 лицензии); в отсутствие указанных документов и ненадлежащего контроля со стороны директора общества - ФИО1 общество допустило незаконный забор кварцевых строительных песков - обнаружены участки, на которых видны признаки забора полезных ископаемых (строительного песка), а также отвалы земли, камней и песчаных навалов (пункт 7.4 статьи 7 лицензии); не приступило к лицензионному виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии (пункт 7.1 статьи 7 лицензии). Таким образом, постановление министерства констатирует и устанавливает, что общество в результате ненадлежащего контроля со стороны директора общества - ФИО1 не приступило к лицензионному виду деятельности с целевым назначением геологическое изучение с последующей добычей, необходимые для этого документы не подготовило, и допустило незаконный забор кварцевых строительных песков третьим (неустановленными) лицами. В указанных обстоятельствах министерство усмотрело состав административного правонарушения, предусмотренногочастью2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, выводы заинтересованного лица являются неверными, поскольку в действиях (бездействии) директора общества - ФИО1, который, по мнению министерства, в результате ненадлежащего контроля допустил нарушения обществом при пользовании недрами условий лицензии, отсутствует состав вменяемого правонарушения. Так, отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Законом «О недрах». Согласно положениям статьи 11 указанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона «О недрах»). Административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта установлена в части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения. Отсутствие состава и события административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.) Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами, без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу диспозиции части 2 статьи 7.3Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает только в случае пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, т.е. если лицо фактически осуществляет деятельность по использованию недр. Следовательно, привлечение к административной ответственности на основании данной нормы возможно только при условии фактического пользования недрами. В проверяемый период общество недрами не пользовалось. Такое пользование в настоящее время обществом не ведется, поскольку у общества отсутствуют права на земельные участки, входящие в границы геологического отвода. В настоящее время ведутся переговоры с целью заключения договора аренды земельного участка по добычу строительных песков. Ни протоколом об административном правонарушении ни иные документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, не подтверждают факт пользования обществом недрами в момент проведения проверки. Факт совершения обществом действий по использованию участка недр, включая геологическое изучение и добычу, проверкой не устанавливался. Как следует из обжалуемого постановления, проверкой установлен только незаконный забор кварцевых строительных песков третьими (неустановленными) лицами - обнаружены участки, на которых видны признаки забора полезных ископаемых (строительного песка), а также отвалы земли, камней и песчаных навалов. Между тем, общество и его директор отношения к указанным действиям не имеет, правообладателями земельных участков, на которых обнаружены заборы песка, не являются, административная ответственность за указанное правонарушение (пользование недрами без лицензии на пользование недрами) предусмотрена иной частью статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Министерство в рамках осуществления своих полномочий, как орган осуществляющий охрану окружающей среды и природных ресурсов, вправе привлечь виновных за пользование недрами без лицензии на пользование недрами лиц к соответствующей ответственности. Министерством не доказаны обстоятельства осуществления обществом в проверяемый период пользования недрами на лицензионном участке, напротив директору общества - ФИО1 в обжалуемом постановлении вменяется нарушение пункта 7.1 статьи 7 лицензии - отсутствие надлежащего контроля, в результате которого общество не приступило к лицензионному виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии. Таким образом, учитывая, что, по мнению министерства, общество не приступило к пользованию недрами, и ими не пользовалось, оно и не могло пользоваться недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а потому у министерства отсутствовали основания для привлечения директора общества - ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель прямо указывает на пользование недрами. Иными словами, отсутствие пользования недрами, даже если при этом образуется нарушение условий, предусмотренных лицензией не образует административного правонарушения, предусмотренного в данной норме. Учитывая, что министерство не доказало наличие в действиях директора общества - ФИО1 объективной стороны вменяемого правонарушения, постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене. Кроме того, министерством не соблюдены требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного дела. Административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. При таких обстоятельствах и учитывая, что в действиях директора общества - ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, министерством не соблюдена процедура привлечения к административной
ответственности, имеются основания для признания постановления о привлечении к
ответственности незаконным и его отмене. Просил суд постановление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>№ от дата о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Лицо привлеченное к административной ответственности директор ООО «Кварц» ФИО1 надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не представил сведений об уважительности причин своей неявки, отсутствует также просьба к суду о рассмотрении дела в его отсутствие.
Во избежание необоснованной волокиты при рассмотрении данного дела, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата№ «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица привлеченного к административной ответственности ФИО1, признав причины неявки в судебное заседание неуважительными.
Представитель лица привлеченного к административной ответственности ФИО1 по ордеру от датаФИО2, в судебном заедании поддержала доводы жалобы, дала пояснения аналогичные изложенным в жалобе, а так же дополнила следующее. Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Как усматривается из постановления о привлечении к административной ответственности обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении административного правонарушения, установлены не были, выводы о наличии вины директора ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на предположениях, что в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недопустимым при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности в части установления и доказывания субъективной стороны правонарушения. Боле того, в ходе административного производства причины невыполнения обществом условий лицензионного соглашения министерством не выяснялись, возможность соблюдения условий, указанных в лицензионном соглашении, за нарушение которых директор общества привлечен к административной ответственности, не устанавливалась. Вместе с тем, проект рекультивации и разработки месторождения в рамках лицензионного участка был разработан и сдан на согласование в министерство дата. дата проект рекультивации и разработки сдан на согласование в Управление недропользования <адрес> за №. Так как в министерстве отсутствовала комиссия по согласованию, проект не был согласован. Действительно, общество не обеспечило перевод земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики и иного назначения, однако это обусловлено отсутствием прав на земельные участки, входящие в границы геологического отвода. В настоящее время ведутся переговоры с целью заключения договора аренды земельного участка по добычу строительных песков, и последующему изменению категории земельного участка. Кроме того, пункт 4.1 статьи 4 лицензии, пункт 5.2 статьи 5 лицензии, пункт 7.1 статьи 7 лицензии не содержит обязательных для исполнения (диспозитивных) сроков, в течении которых общество обязано подготовить проектную документацию на проведение геологоразведочных работ, технологическую схему разработки и технический проект разработки, осуществить перевод земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики и иного назначения. Обществу лицензия выдана на срок до дата. Незаконный забор кварцевых строительных песков осуществлен третьими (неустановленными) лицами - обнаружены участки, на которых видны признаки забора полезных ископаемых (строительного песка), а также отвалы земли, камней и песчаных навалов. Общество и его директор отношения к указанным действиям не имеют, правообладателями земельных участков, на которых обнаружены заборы песка, не являются. Лицензионным соглашением на общество или его директора не возложена обязанность по осуществлению физической охраны недр в границах геологического отвода площадью 30 кв. км. Пункт 7.4 статьи 7 лицензии, на который ссылается министерство, лишь предписывает обществу в процессе пользования недрами не допускать бессистемной, выборочной отработки запасов полезных ископаемых и обеспечить правильное размещение вскрышных пород и их рациональное использование. Таким образом, министерством в ходе административного производства причины невыполнения обществом условий лицензионного соглашения не выяснялись, возможность соблюдения условий, указанных в лицензионном соглашении, за нарушение которых директор общества привлечен к административной ответственности, не устанавливалась, что является самостоятельным основаниям для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене. Кроме того, министерством была нарушена процедура привлечения директора общества к административной ответственности. Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушение а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись. В силу пункта 4.1 статьи 28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должно быть надлежаще извещено. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом в силу части 5 статьи 28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Выполнение указанных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности. ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащем образом не извещался. ФИО1 в телефонном режимы был вызван только для выяснения всех обстоятельств по существу на 10 часов 00 минут дата (следует из обжалуемого постановления), и дата участвовал только в осмотре Каменнобалковкого лицензионного участка. Однако дата протокол об административном правонарушении в присутствии руководителя общества не составлялся, о необходимости явки дата для составления такого протокола ни общество, ни его директор не извещались, протокол был составлен в отсутствие директора общества ФИО1 или его законного представителя. Указанное процессуальное нарушение является существенным, поскольку заявитель был лишен предоставленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации гарантий защиты своих прав и законных интересов, так как не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вмененного правонарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об
административном правонарушении. Учитывая, что административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. Просила суд постановление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>№ от дата о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> по доверенности от датаФИО3, с жалобой ФИО1 не согласилась и пояснила следующее. В целях проверки информации, поступившей дата в Центральный комплексный отдел из отдела лицензионно-разрешительной деятельности министерства в виде служебной записки о фактах несанкционированного промышленного отбора кварцевых песков (строительных по балансу) на Каменнобалковском лицензионном участке, находящемся в пользовании Общества согласно лицензии на право пользования недрами СТВ № ТЭ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении (<адрес>), дата в 11-20 часов в ходе произведенного выезда на указанные в служебной записке месторождения, совместного с Заявителем факт разработки Каменнобалковского и Самаринского месторождений нашел свое подтверждение, о чем составлен протокол осмотра и произведена фотосъемка. Заявитель пояснил, что данную разработку Каменнобалковского месторождения он рассматривает как хищение местными жителями. Однако Заявителем не были предприняты меры по недопущению хищения государственной собственности, находящейся в пользовании Общества. Потери полезных ископаемых на Каменнобалковском месторождении, связанные с возможным хищением местными жителями и невозможность перевода земель в иную категорию по объективным причинам не были заявлены Заявителем с целью пересмотра сроков выполнения условий лицензионного соглашения, следовательно Заявитель принимает на себя ответственность за возникшие нарушения условий лицензионного соглашения к лицензии -СТВ № ТЭ от дата в части нерационального недропользования Каменнобалковского и Самаринского месторождений, расположенных в пределах лицензионного участка и обусловленные п. 7.4, 7.5 условий лицензионного соглашения.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от дата№ «О недрах» (далее - Закон «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленный формы бланк с Г осу дарственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие все необходимые условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Таким образом, названной нормой закреплена возможность оформления лицензией права пользования недрами, а условия недропользования - лицензионными соглашениями. Согласно статье 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные. Права и обязанности пользователя недр изложены в статье 22 Закона РФ «О недрах». Одной из его обязанностей, согласно пункту 10 части 2 названной статьи, является выполнение условий, оговоренных в лицензии. В настоящее время в пределах лицензионного участка, предоставленного Обществу, находится два месторождения полезных ископаемых: Каменнобалковское и Самаринское. Согласно п. 7.1 статьи 7 Лицензионного соглашения Общество обязано приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии. Для этого перед началом проведения стадии геолого-разведочных работ в соответствии с п. 4.1 ст. 4 Условий геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых Общество должно предоставить в министерство на согласование проект проведения геолого-разведочных работ с обоснованием срока пользования недрами для геологического изучения. Кроме того, согласно этого пункта Лицензионного соглашения, проведение стадии геолого-разведочных работ допускается при наличии государственной регистрации работ в установленном законодательством порядке в Управлении по недропользованию по <адрес>. Невыполнение п.п. 7.1, 4.1 условий лицензионного соглашения обусловлено осуществлением фактической лицензируемой деятельности при отсутствии проектной документации на геолого-разведочные работы, а также на разработку и рекультивацию месторождения. Сроки окончания геологического изучения месторождения не позднее 2,5 лет с начала осуществления лицензируемой деятельности (как видно из обоснований срока пользования недрами для геологического изучения и последующей добычи песков, являющимся приложением к лицензии), т.е. не позднее сентября 2014 года. Так, как в период с дата по сентябрь 2014 года Общество не обеспечило в полной мере проведение геолого-разведочных работ в соответствии с п. 4.1 лицензионного соглашения, что подтверждает что данное правонарушение является длящимся, срок давности которого устанавливается с момента его обнаружения, а именно дата в 11-20 часов. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. На Самаринском месторождении Обществом фактически были произведены работы по геологическому изучению недр, но с нарушением условий к проведению данных работ, а именно в отсутствие проекта геологоразведочных работ, и балансовые запасы строительных песков поставлены на учет и утверждены министерством дата (закл. №) в количестве 1431 тыс. м3. В письменном объяснении от дата, Заявитель пояснил, что в начале 2015 года силами предприятия производился пробный забор строительных песков на Самаринском месторождении, и что он не уверен в точности установленных запасов и хочет отказаться от разработки данного месторождения. Данный факт подтверждает проведение геологоразведочных работ с нарушением п. 4.1 условий лицензионного соглашения. Невыполнение п.п. 5.2, 7.4, 7.5 условий лицензионного соглашения обусловлено тем, что на Каменнобалковском месторождении фактически производятся добычные работы в отсутствие технического проекта на разработку и рекультивацию месторождения. Балансовые запасы строительных песков на Каменнобалковском месторождении поставлены на учет предприятием ООО «Недра» и утверждены министерством дата (закл. №) в количестве 5995,5 тыс. м3. Правоприемником ООО «Недра» является ООО «Кварц». После переоформления лицензии, данное месторождение было принято Обществом с уже разведанными запасами и готово к горно-добычным работам на месторождении. Однако до настоящего времени не разработан и не утвержден технический проект на разработку и рекультивацию Каменнобалковского месторождения. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона РФ «О недрах»). При этом условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Кроме того, в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр. В своей жалобе Заявитель оспаривает факт использования недр в указанный период. Однако, факт пользования недрами подтверждается тем, что на момент проведения проверочных мероприятий у недропользователя ООО «Кварц» были проведены вскрышные работы на Самаринском месторождении без перевода земель из одной категории в другую и без проектной документации. Кроме того Общество получило положительное заключение экспертизы об утверждении запасов от дата№ на Самаринском месторождении, что доказывает факт проведения геолого-разведочных работ (ГРР) на лицензируемом участке без проекта на проведение ГРР. Кроме того, в соответствии с п. 4.1. лицензионного соглашения эти работы недропользователь обязан провести при наличии регистрации ГРР в Ставропольнедра. Таким образом, не принятые Заявителем меры по разработке проектных документов на геолого-разведочные работы на разработку и рекультивацию Каменнобалковского и Самаринского месторождений, при фактическом осуществлении лицензируемой деятельности (а именно геологическое изучение Самаринского месторождения и фактический пробный забор строительных песков) с момента получения лицензии и по настоящее время, привели к нарушению в части перевода земель в иную категорию и также является длящимся, срок давности которого устанавливается с момента его обнаружения, а именно дата в 11-20 часов. В соответствии подпунктами 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции. Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Учитывая, что законным недропользователем на указанных месторождениях является Общество в лице Заявителя, следовательно именно он несет ответственность перед государством за рациональное использование и соблюдение природоохранных требований на лицензионном участке, а также обязанность не допускать нерациональных потерь полезных ископаемых. В своей жалобе Заявитель указывает, что министерством была нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности. Однако, министерство расценивает указанный довод, как попытку Заявителя уклониться от ответственности по факту выявленного правонарушения. дата с целью проверки поступившей дата информации в Центральный комплексный отдел министерства из отдела лицензионно-разрешительной деятельности о фактах несанкционированного промышленного отбора кварцевых песков на Каменнобалковском лицензионном участке, находящемся в пользовании Общества согласно лицензии на право пользования недрами СТВ №, - уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № был вызван законный представитель Общества для выяснения всех обстоятельств по существу, посредством направления по электронной почте и в телефонном режиме на дата в 10-00 часов (уведомление и выписка об отправке прилагаются). дата совместно с Заявителем, а также в присутствии свидетелей гр. ФИО5 и гр. ФИО6 и госинспектора ЦКО МПР и ООС СК ФИО7 был произведен осмотр Каменнобалковского и Самаринского месторождений, расположенных в пределах Каменнобалковского лицензионного участка, о чем был составлен протокол осмотра и произведена фотофиксация выявленных мест несанкционированного отбора строительных песков, также составлена карта-схема с нанесенными местами отбора полезных ископаемых. Кроме того, в присутствии свидетелей у Заявителя было взято объяснение по факту произведенного осмотра и установленных в результате изучения представленных документов нарушений условий Лицензионного соглашения. Перед началом всех процедур Заявителю были разъяснены его права, о чем имеется его личная подпись в письменном объяснении от дата Также со всеми первоначальными документами Заявитель был ознакомлен под роспись (протокол осмотра, карта-схема, фототаблица, объяснение). Протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ был составлен в присутствии Заявителя, который отказался от подписи данного документа в присутствии двух свидетелей, о чем имеется запись в протоколе № об административном правонарушении по факту выявления признаков состава указанного правонарушения в части невыполнения условий Лицензионного соглашения и требований законодательства о недрах от дата. Таким образом, указанное выше свидетельствует о попытке Заявителя уклониться от ответственности по факту выявленного правонарушения. Выявленные нарушения требований законодательства о недрах являются следствием ненадлежащего контроля за соблюдением таких требований со стороны руководителя ООО «Кварц» - директора ФИО1, занимающего данную должность на основании решения участников от дата В соответствии с ч. 3 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - назначение административного
наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Таким образом, доводы жалобы считаю необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просила суд в заявленных требованиях ФИО1 о признании незаконными и отмене постановления министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>№ от дата- отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, обозрев материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение, обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
-наличие события административного правонарушения;
-лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
-виновность лица в совершении административного правонарушения;
-обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
-характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
-обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
-иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положения ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что в предмет доказывания по делу об административном правонарушении согласно статье 26.1 КоАП РФ входит, в том числе установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; его виновность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Следует отметить, что процесс оценки доказательств предполагает исследование их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимную связь. Принимаются к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу.
Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что приказом министерства от дата№, принятым на основании заявления ООО «Недра», переоформлена лицензия на пользование недрами СТВ № ТЭ дата с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в <адрес>, выданная ООО «Недра», на недропользователя - ООО «Кварц».
дата министерство выдало ООО «Кварц» лицензию на пользование недрами СТВ № ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в <адрес>, в границах геологического отвода, сроком действия до дата.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от дата№ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от дата№ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения в силу (статья 9 Закона Российской Федерации от дата№ «О недрах»).
Условия пользования недрами приняты ООО «Кварц» в составе Лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами СТВ № ТЭ.
По условиям п. 4.1. лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами СТВ № ТЭ проект на геологическое изучение лицензионного участка представляется на согласование в министерство и утверждается недропользователем. Проведение геологоразведочных работ на участке недр допускается при наличии государственной регистрации работ в установленном законодательством порядке в Управлении по недропользованию по <адрес> (Ставропольнедра).
Добыча строительных песков на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке (пункт 5.2 лицензионного соглашения).
Согласно п. 7.1 статьи 7 Лицензионного соглашения ООО «Кварц» обязано приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии.
Из пункта 7.2 статьи 7 Лицензионного соглашения ООО «Кварц» до начало осуществления работ, соответствующих цели, обозначенной в лицензии, предоставить в министерство предварительные границы горного отвода лицензируемого участка, копию распоряжения <адрес> о переводе земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Из материалов дела усматривается, что дата начальник отдела лицензионно-разрешительной деятельности министерства в служебной записки информировал министра о результатах выезда дата в <адрес> в целях визуального осмотра лицензионного участка, предоставленного в пользование обществу согласно лицензии на право пользования недрами СТВ № ТЭ.
Согласно служебной записке от дата:
- на Каменнобалковском месторождении вблизи села Каменная Балка обнаружен несанкционированный отбор кварцевых песков, добычные работы зафиксированы не были, в ходе общения с местными жителями выяснилось, что для отбора строительных песков требуется лишь решить вопрос с транспортом и экскаватором;
- в пределах Самаринского месторождения кварцевых песков также обнаружен скрытый, несанкционированный отбор песков, добычные работы зафиксированы небыли.
В служебной записке также отмечено, что в первом случае отбор ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд, во втором прослеживается тенденция промышленного отбора песка с последующими работами по ликвидации следов незаконной добычи.
дата отделом лицензионно-разрешительной деятельности министерства информация о фактах несанкционированного промышленного отбора кварцевых песков (строительных) на Каменнобалковском лицензионном участке, находящемся в пользовании общества согласно лицензии на право пользования недрами СТВ № ТЭ, направлена в Центральный комплексный отдел министерства (далее - ЦКО).
дата старшим государственным инспектором ЦКО ФИО8 в соответствии со ст.ст. 27.8, 28.3 КоАП РФ произведен осмотр территорий Каменнобалковского лицензионного участка, а именно территорий Каменнобалковского и Самаринского месторождений, по результатам которого составлен протокол от дата.
Согласно протоколу осмотр территорий производился с участием директора ООО «Кварц» ФИО1, понятых ФИО5 и ФИО6, и в ходе него установлено следующее: на расстоянии от 1,5 км на юг от <адрес> и около 500 м на юго-запад от местной дороги обнаружен участок, на котором видны признаки забора песка (строительного). <адрес> и объем забора песков не представляется возможным в связи с особенностями рельефа. На карте схеме участок изображен в виде треугольника на Каменнобалковском месторождении в пределах лицензионного участка. На момент осмотра, какая-либо техника отсутствует, забор песка не производился; на расстоянии 10 км на юго-восток от <адрес>, слева от автодороги примыкает участок, на котором видны отвалы земли, камней и песчаных навалов, служащих со слов директора ООО «Кварц» защитой от воздействия паводковых вод на соседнее сельскохозяйственное поле, принадлежащее фермерскому хозяйству. Данный вал просматривается на расстояние около 500 м. На карте схеме участок изображен в виде неправильного прямоугольника на Самаринском месторождении в пределах лицензионного участка. На момент осмотра техника отсутствует, забор песка не производился.
Протокол подписан директором ООО «Кварц» ФИО1, понятыми ФИО5 и ФИО6, замечаний от лиц участвующих в осмотре, в ходе осмотра и по его окончанию, не поступило.
По результатам осмотра дата старший государственный инспектор ЦКО ФИО8 посчитав, что общество при использовании Каменнобалковского и Самаринского месторождении в границах лицензионного участка, определенного лицензией СТВ № ТЭ, не обеспечило выполнение условий, предусмотренных п. 4.1. и п. 5.2., п. 7.1. и п. 7.2 лицензионного соглашения, составила протокол об административном правонарушении №, в котором действия (бездействие) ООО «Кварц» квалифицированы, как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № директор общества ФИО9, присутствовавший при его составлении от подписи в протоколе отказался.
Из объяснений, отобранных дата у директора ООО «Кварц» ФИО10, следовало, что общество имеет согласованный проект на геологическое изучение лицензионного участка а также состоялась государственная регистрация геологоразведочных работ на участке недр в Ставропольнедра. Проект на разработку и рекультивацию Самаринского месторождения в границах лицензионного участка был сдан в министерство дата, до настоящего времени не согласован по причине отсутствия комиссии по согласованию. Промышленные работы по добыче песков обществом не ведутся. Оконтуривание участка месторождения не производилось. Зафиксированное осмотром складирование камней и песчаных навалов служит для зашиты сельскохозяйственного поля от воды. Пробный забор на Самаринском месторождении показал отсутствие запасов строительных песков. Добычные работы на Каменнобатковском месторождении не ведутся. Поскольку проводятся переговоры с целью размежевания земельного участка и оформления арендных отношений под добычу строительных песков, в настоящее время не представляется возможным осуществить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного назначения.
Начальник ЦКО ФИО4 в присутствии директора общества ФИО10, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от дата№ о назначении наказания за административное правонарушение, в котором признал ООО «Кварц» виновным в совершении правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 Ко АП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 470 000 рублей. Копия постановления вручена представителю общества под роспись.
Также дата старшим государственным инспектором ЦКО ФИО3 ООО «Кварц» выдано предписание № об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, в котором обществу предписано:
- в соответствии с п. 5.2. лицензионного соглашения в установленном законодательством порядке согласовать и утвердить проект разработки и рекультивации лицензионного участка на Каменнобалковском месторождении в <адрес> по лицензии СТВ 00175 ТЭ от 02.03.20012 (срок выполнения до дата);
- в соответствии с п. 7.2. лицензионного соглашения произвести перевод земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (срок выполнения до дата);
- в соответствии с п.7.4. лицензионного соглашения не допускать случаев бессистемной, выборочной отработки запасов полезных ископаемых и обеспечить правильное размещение вскрышных работ и их рациональное использование (срок выполнения - постоянно).
Предписание от дата№ вручено представителю общества под роспись.
Так же, начальник ЦКО ФИО4 в присутствии директора общества ФИО10, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от дата№ о назначении наказания за административное правонарушение, в котором признал директора ООО «Кварц» ФИО10 виновным в совершении правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей. Копия постановления вручена директору общества под роспись.
Полагая, что указанное выше постановление от дата№ о признании ООО «Кварц» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа, а так же полагая, что предписание № об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования от дата не соответствуют законодательству, нарушают права ООО «Кварц», общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд.
Так же полагая, что указанное выше постановление от дата№ о признании директора ООО «Кварц» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа, лицо привлеченное к административной ответственности подало в Промышленный районный суд настоящую жалобу.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда <адрес> от дата заявление ООО «Кварц» удовлетворено частично. Решением постановлено: Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от дата№, принятое страшим государственным инспектором, начальником центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, о привлечении ООО «Кварц» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ; признать незаконным пункты 2,3 предписания от дата№ об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, выданного страшим государственным инспектором Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
Принимая вышеназванное решение Арбитражный суд <адрес>, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое постановление, исходил из недоказанности в действиях ООО «Кварц» события и состава вменяемого правонарушения, как основания для привлечения к административной ответственности.
У суда, рассматривающего настоящую жалобу директора ООО «Кварц» ФИО1, привлеченного к административной ответственности нет оснований не согласится с вышеназванной позицией Арбитражного суда <адрес> на основании нижеследующего.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно статье 23 Закона Российской Федерации от дата№ «О недрах» основными требованиями по региональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. При этом технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, ответственность за которое, исходя из изложенной в ней диспозиции, установлена за пользование недрами с нарушением условий, установленных лицензией СТВ № ТЭ, на двух участках Каменнобалковского месторождения - Камменобалковском и Самаринском.
Основанием для привлечения директора общества к административной ответственности явилось несоблюдение обществом условий, согласованных сторонами в пунктах 4.1, 5.2, 7.1 и 7.2 лицензионного соглашения к лицензии СТВ № ТЭ, имеющей целевое назначение геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в <адрес>, статус участка недр - геологический отвод.
Вместе с тем в отношении Самаринского участка Каменнобалковского месторождения судом принято во внимание, что по делу № А63-1809/2014 ООО «Кварц» обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным решения министерства, изложенного в письме от дата№, об отказе в установлении факта открытия Самаринского месторождения кварцевых песков в <адрес> (далее - Самаринское месторождение) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории <адрес> в отношении Самаринского месторождения кварцевых песков, расположенного в 14 км к северу от районного центра и железнодорожной станции <адрес> и в 2,6 км к юго- востоку, от <адрес>, для производства строительных материалов (строительные пески) в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Принятым по делу № А 63-1809/2014 постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от дата, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда <адрес> от дата, требования общества удовлетворены.
Судебные инстанции установили, что Самаринское месторождение кварцевых песков открыто обществом в ходе осуществления своих прав и обязанностей по геологическому изучению недр на основании лицензия СТВ № ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в <адрес> в границах геологического отвода площадью 30 кв. км, что соответствует требованиям пункта 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от дата№ (далее - постановление №). Данное постановление предусматривает, что владелец лицензии имеет право проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного участка недр.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество является первым открывателем (исследователем) указанного объекта (месторождения), и поэтому его действия квалифицировал как открытие месторождения.
Довод министерства об открытии месторождения в процессе завершения работ в рамках совмещенной лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение с последующей добычей, судом апелляционной инстанции проверен и отклонен как не способный служить основанием для отказа в установлении факта открытия месторождения, поскольку данное обстоятельство не поименовано в пункте 14 Положения. На отсутствие данных, позволяющих квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, в оспариваемом решении (письме) министерства не указало, сомнения в этом у министерства отсутствовали.
Судебные инстанции посчитали, что действия общества по геологическому изучению участка недр и открытию нового Самаринского месторождения на основании лицензии на право пользования недрами не противоречат действующему законодательству, в том числе: пункту 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением №, которым предусмотрено, что владелец лицензии имеет право проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного участка недр; статье 7 Закона о недрах, предусматривающей право пользователя недр, получившего геологический отвод, осуществлять в его границах геологическое изучение недр без существенного нарушения целостности недр; пункту 6 части 1 статьи 22 Закона о недрах, которым предусмотрено, что пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией.
В постановлении от дата, принятом по делу № А 63-1809/2014, суд апелляционной инстанции указал на непринятие министерством во внимания того обстоятельства, что выданная обществу лицензия СТВ № ТЭ предоставляла ему право производить геологическое изучение недр в границах предоставленного геологического отвода и добычу строительных песков только на Каменнобалковском месторождении в <адрес>. Право на добычу строительных песков на Самаринском месторождении кварцевых песков в <адрес> эта лицензия не дает, что подтверждает факт нарушения прав общества, которое провело геологическое изучение, утвердило запасы и открыло Самаринское месторождение, расположенное в границах выделенного геологического отвода, однако приступить к добыче не может.
Установив названные обстоятельства и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции в постановлении от дата по делу № А 63-1809/2014 удовлетворил требования общества, признав отказ министерства в удовлетворении заявки общества по установлению факта открытия месторождения не соответствующим требованиям статей 10.1, 33.1 Закона о недрах и пунктов 12, 14 Положения об установлении факта открытия месторождений и обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества посредством принятия решения об установлении факта открытия Самаринского месторождения кварцевых песков в <адрес> и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, в десятидневный срок с момента вступления в силу постановления по делу.
Постановление от дата, принятое апелляционной инстанцией по делу № А 63-1809/2014, исполнено министерством, соответствующее свидетельство № выдано обществу дата.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные судебными инстанциями по делу № А 63-1809/2014, учитывая выводы положенные в основание признания незаконным отказа министерства, содержащиеся в судебных постановлениях по указанному делу, суд по настоящему делу считает, что до момента исполнения министерством постановления суда апелляционной инстанции от дата, у общества отсутствовали правовые основания осуществлять какую либо деятельность по добыче недр в границах Самаринского месторождения на основании лицензии СТВ № ТЭ, и в этом случае действия (бездействия) ООО «Кварц» неправомерно квалифицированы министерством как нарушение условий пользования недрами, установленных в лицензии СТВ № ТЭ, на Каменнобалковском месторождении в границах Самаринского участка. Соответственно оспариваемое постановление в этой части является незаконным.
В отношении оспариваемого постановления от дата№ суд также исходит из того, что в нарушение требований части 1 статьи 26.1 и пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ министерство не исследовало вопрос о наличии объективной стороны вменяемого директору общества правонарушения, не доказало факт пользования обществом недрами в спорный период.
В материалах дела не имеется и суду не представлено доказательств фактического пользования обществом недрами на Каменнобалковском месторождении.
Вопрос о наличии объективной стороны вменяемого директору общества правонарушения министерством в ходе проверки не исследован, факт пользования недрами заявителем не подтвержден и в объяснениях директором общества признан не был. Согласно протоколу осмотра, показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО5 допрошенных в ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде <адрес> и изложенных в Протоколе допроса свидетелей от дата, добыча обществом полезных ископаемых на участке Каменнобалковского месторождения не установлена.
При этом показания свидетелей ФИО6 и ФИО5 изложенные в Протоколе допроса свидетелей от дата суд принимает во внимание и считает их надлежащим доказательством, поскольку они согласуются с материалами дела, никаких сомнений в своей правдивости не вызывают. Кроме того, свидетели при допросе были предупреждены Арбитражным судом <адрес> об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Также в служебной записке начальника лицензионного отдела министерства от дата, составленной по результатам проверки Каменнобалковского месторождения вблизи села Каменная Балка, сделан вывод о том, что отбор строительных песков ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд.
Судом принимается во внимание, что нарушение условий лицензионного соглашения, выразившееся в бездействии общества, само по себе без фактических действий по пользованию недрами не соответствует объективной стороне административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, установленная статьей 7.3 КоАП РФ ответственность применима при условии пользования недрами, а не наличия такого права. В спорном случае в связи с отсутствием пользования недрами (добычи строительных песков) на момент проверки у министерства отсутствовали основания для вывода о том, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий лицензионного соглашения.
В связи с отсутствием пользования недрами (добычи строительного песка) на момент проверки у министерства отсутствовали основания для вывода о том, что общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий лицензионного соглашения. При таких обстоятельствах суд находит правомерным довод заявителя в части необоснованности вменяемого ему события административного правонарушения - невыполнение требований пунктов 4.1., 5.2, 7.1. и 7.2. лицензионного соглашения. У министерства отсутствовали правовые основания для привлечения директора ООО «Кварц» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, оспариваемое постановление о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
Правовая позиция, обосновывающая необходимость установления факта использования указанного в лицензии участка недр, представления доказательств ведения лицом деятельности, связанной с использованием недр, при применении части 2 статьи 7.3 КоАП РФ подтверждается сложившейся судебной арбитражной практикой: постановлением ФАС <адрес> от дата № А 63-1864/2014, постановлением ФАС <адрес> от дата по делу № А07-6892/2011, оставленным в силе определением ВАС РФ от дата № ВАС-1618/12; постановлением ФАС <адрес> от дата по делу № А44-3387/2010, оставленным в силе определением ВАС РФ от дата N ВАС-5839/11; постановлением ФАС <адрес> от дата по делу № А59-797/08-С19.
Судом также принимается во внимание, что согласно заключению государственной экспертизы отчета от дата№ комиссией министерства по проведению государственной экспертизы запасов утверждены запасы кварцевых песков. Каменнобалковского месторождения (ООО «Недра») для производства строительных материалов (строительные пески) по категориям С1 в количестве 2 432,945 тыс. куб.м и С 2 в количестве 3562,555 тыс. куб.м; разведанное месторождение отнесено к месторождениям 2 группы, линзообразных небольших месторождений неправильной формы с невыдержанным строением и изменчивой мощностью полезной толщи; месторождение признано подготовленным для промышленного освоения.
Также согласно заключению государственной экспертизы отчета от дата№ комиссией министерства по проведению государственной экспертизы запасов утверждены запасы кварцевых песков Самаринскрого месторождения (ООО «Кварц»)для производства строительных материалов (строительные пески) по категории С1 в блоке 1- С1 в количестве 1 195 664 куб.м, категории С 2 в блоке 2-С2 в количестве 235296 куб.м; разведанное месторождение отнесено к месторождениям 2 группы, линзообразных небольших месторождений неправильной формы с невыдержанным строением и изменчивой мощностью полезной толщи; месторождение признано подготовленным для промышленного освоения.
Таким образом, из материалов дела видно и подтверждается заключением государственной экспертизы отчета от дата№, что Каменнобалковское месторождение кварцевых песков было выявлено и разведано ООО «Империал-Лтд» и ООО «Недра», действовавшими в соответствии с лицензиями на право пользования недрами для геологического изучения и последующей добычи строительных песков СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ. Согласно заключению государственной экспертизы отчета от дата№ этими же юридическими лицами, а впоследствии ООО «Кварц», действовавшим на основании лицензии СТВ № ТЭ, в 2009 - 2013 годах были выполнены поисковые работы (на площади 8 км.кв) и оценочные работы (на площади 20 га), результатом которых явилась постановка на государственный баланс запасов Самаринского месторождения.
Вместе с тем, по результатам проверки, проведенной в 2015 году, министерство в постановлении от дата№ вменило обществу нарушение п. 4.1. лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии СТВ № ТЭ, не приняв во внимание данные обстоятельства и без учета того, что геологоразведочные работы на участке недр были проведены и завершены в период 2009-2013 годах, в том числе иными недропользователями, действовавшими в соответствии с лицензиями СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ.
Также должностные лица министерства в ходе проверки пришли к выводу о нарушении обществом пункта 7.1. лицензионного соглашения, предусматривающего обязанность общества приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии.
Из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что общество не приняло мер к приведению в соответствие показателей лицензионных соглашений, допустило на лицензионном участке незаконную добычу строительных песков.
По изложенным выше основанием суд считает, что нарушения условий лицензионного соглашения (п.7.1.) не образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, объективная сторона которого представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Вместе с тем невыполнение обществом обязанности приступить к лицензируемому виду деятельности в срок, установленный в лицензионном соглашении, не влечет административную ответственность, установленную в ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и может служить основанием для принятия контролирующим органом иных форм реагирования.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава и события административного правонарушения.
Таким образом, суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене, а дело об административном правонарушении – подлежащим прекращению в силу требований статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Кроме того вмененные обществу нарушения по характеру их совершения относятся к числу длящихся, так как выразилось в том числе в невыполнении ООО «Кварц» условий лицензионного соглашения, к определенному сроку, установленному в нем.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата№ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в редакции дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата№ «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушения», административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Согласно части 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при не доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно лицензии СТВ № ТЭ дата ее регистрации дата, соответственно по условиям пункта 7.1. лицензионного соглашения общество должно было приступить к лицензионному виду деятельности не позднее дата. В случае невыполнения данного условия лицензионного соглашения ООО «Кварц» могло быть привлечено к административной ответственности не позднее дата.
Судом также учтено, что Каменнобалковское месторождение расположено в
границах земельного участка государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 602,1 га, с кадастровым номером 26:13:00000:36, категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, предоставленного ЗАО «Каменнобалковское» в аренду по договору аренды от дата№, заключенному с администрацией Благодарненского муниципального района (далее администрация муниципального района).
Согласно информации администрации муниципального района ООО «Кварц» обращалось с заявлением о переоформлении права в отношении части земельного участка с кадастровым номером 26:13:00000:36.
Вместе с тем отсутствие у общества на момент проверки оформленных прав на
земельный участок исключало возможность обеспечить выполнение им условий
лицензионного соглашения, в том числе пунктов 7.1, 7.4 и 7.5.
Имеет значение и то, что в протоколе об административном правонарушении
нарушения обществом п. 7.4. и п. 7.5. лицензионного соглашения не нашли своего
отражения, обстоятельства совершения обществом нарушений условий лицензионного
соглашения в этой части проверкой не устанавливались. Последующее указание этих
нарушений в оспариваемом постановлении не может быть признано судом правомерным.
Также следует отметить, что в ходе проверки не оценивались обстоятельства, в силу
которых органами местного самоуправления не произведен раздел и последующий отвод земельного участка в границах необходимых для осуществления недропользования на
Каменнобалковском месторождении, в том числе по обращению общества в администрацию муниципального района, имевшему место дата.
Согласно ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление начальника комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 от дата о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № вынесенное в отношении директора ООО «Кварц» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу лица, привлеченного к административной ответственности - директора Общества с ограниченной ответственностью «Кварц» ФИО1 – удовлетворить.
Постановление начальника комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО4 от дата о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №, вынесенное в отношении директора ООО «Кварц» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по данному делу прекратить, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток.
Судья Санеев С.О.