Р Е Ш Е Н И Е
14 октября 2013 года
Судья Кировского районного суда г. Астрахани Морозова О.А.
При секретаре Бегеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Антикормаш» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на Постановление №№/2013 о назначении административного наказания от 23.08.2013, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2 в отношении нее по ст.8.2 КоАП РФ,
У с т а н о в и л :
Генеральный директор ОАО «Антикормаш» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на Постановление №06-334/2013 о назначении административного наказания от 23.08.2013, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2, указав, что на основании указанного постановления она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 000 руб. Полагала данное постановление подлежащим отмене в связи с малозначительностью административного правонарушения. В связи с чем просила отменить оспариваемое Постановление и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2, полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что на основании Постановления №06-334/2013 о назначении административного наказания от 23.08.2013, вынесенного государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2, генеральный директор ОАО «Антикормаш» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 000 руб.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Должностным лицом вывод о наличии в действиях генерального директора ОАО «Антикормаш» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, сделан на основании протокола №06-334/2013 об административном правонарушении от 09.08.2013, протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.07.2013, акта проверки № 35 от 09.08.2013, протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 15.07.2013; расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду; договоров на вывоз и размещение твердых бытовых отходов.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что в ходе проверки на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в нарушение требований ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» генеральным директором ОАО «Антикормаш» ФИО1 не принято мер к согласованию нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не определен по согласованию с федеральными органами исполнительной власти порядок производственного контроля в области обращения с отходами и разработке паспортов опасных отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, организация, в результате производственной деятельности которой образуются отходы, обязана соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1 - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного, экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора. Согласно статье 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что в действиях генерального директора ОАО «Антикормаш» ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.Осуществление государственного экологического контроля должно быть основано и на общих правовых принципах (законности, гласности, неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения и других), и на отраслевых - основных принципах охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях, независимость экологического контроля, возмещение вреда окружающей среде). В судебном заседании установлено, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения частично устранены. Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий по отношению к охраняемым общественным правоотношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, суд усматривает в действиях должностного лица малозначительность совершенного административного правонарушения. В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу, или государству. При этом суд учитывает, что возможность применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, является ли состав совершенного административного правонарушения формальным или материальным. Бездействия должностного лица хотя формально и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
С учетом изложенного Постановление №№-334/2013 о назначении административного наказания от 23.08.2013, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2 в отношении генерального директора ОАО «Антикормаш» ФИО1 по ст.8.2 КоАП РФ, следует отменить и производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
Р е ш и л :
Постановление №06-334/2013 о назначении административного наказания от 23.08.2013, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2 в отношении генерального директора ОАО «Антикормаш» ФИО1 по ст.8.2 КоАП РФ, отменить и прекратить производство по делу за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вынести генеральному директору ОАО «Антикормаш» ФИО1 устное замечание о недопущении нарушений экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: