Дело № 12-560/2022
УИД: 42RS0005-01-2022-004853-35
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 11 октября 2022 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Захватовой О.В.,
с участием заявителя ФИО1,
начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу ЛИЦО_3,
представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу ЛИЦО_8, действующей на основании доверенности ### от **.**.****,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЛИЦО_2 на определение ### от **.**.**** вынесенное начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_3, которым в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица Банка ВТБ (ПАО) ЛИЦО_11 отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л :
В Центральный районный суд г. Кемерово поступила жалоба ЛИЦО_2 на определение ### от **.**.**** вынесенное начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_3, которым в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица Банка ВТБ (ПАО) ЛИЦО_11 отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно доводам жалобы ЛИЦО_2 должностными лицами банка ВТБ (ПАО) ЛИЦО_4, ЛИЦО_5, ЛИЦО_11, ЛИЦО_6, ЛИЦО_7 использовались его персональные данные без его согласия в целях проведения проверки с использованием внешних ресурсов «СПАРК» и ИФНС, в связи с чем, в их действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ. Обработка его персональных данных произведена, несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без его согласия. Положения Федерального закона от **.**.**** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не могут применяться в сложившихся правоотношениях, у него не было обязанности исполнять п. 7.1 его трудового договора, так как на момент проведения проверки с 22 по **.**.**** указанный пункт исключен из его договора. Положение об урегулировании конфликта интересов, утвержденное приказом ОАО Банк ВТБ ### от **.**.****, не наделяет банк полномочиями проводить сбор, обработку и проверку информации о сотрудниках из внешних источников. Кроме того, указывает, что Управление Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу необоснованно отказало ему в проведении проверки по его заявлению, считает, что положения постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****### не могут применяться в данной ситуации. Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с момента обнаружения им допущенных нарушений.
В судебном заседании ЛИЦО_2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу ЛИЦО_3 и представитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу ЛИЦО_8 просили оставить жалобу ЛИЦО_2 без удовлетворения, так как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив жалобу ЛИЦО_2, определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** № ### об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Согласно п.п. 1, 2, 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; а также когда обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В силу ч. 8 ст. 9 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных».
Частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной ЛИЦО_2 субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.13 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной ЛИЦО_2 субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 1, п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от **.**.**** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Из представленных материалов дела следует, что начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу по результатам рассмотрения обращения ЛИЦО_2 о неправомерном использовании его персональных данных банком ПАО ВТБ **.**.**** вынесено определение № ### об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица банка ВТБ (ПАО) ЛИЦО_11 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
По результатам проведенной проверки установлено, что в целях предупреждения и урегулирования конфликтов интересов и в соответствии с требованиями п. 7.3. Положения об урегулировании конфликтов интересов Банк, при необходимости, проводит внутреннюю проверку для выявления причин, послуживших возникновению конфликта, для последующего их анализа с целью принятия мер по исключению повторного конфликта в будущем; в соответствии с п. 7.4. указанного Положения Банк ведет мониторинг потенциальных и выявленных конфликтов интересов на предмет адекватности выбранных контрольных мер по управлению конфликтами интересов.
Для осуществления контрольных функций, предусмотренных п. 7.3. и 7.4. данного Положения Банком осуществлена внутренняя проверка (ревизия) о наличии/отсутствии конфликтов интересов в деятельности работников на основании распоряжения исполняющего обязанности Управляющего операционным офисом «Региональный операционный офис «Кузбасский» филиала ### Банка ВТБ (ПАО) от **.**.**** № ###.
При осуществлении внутренней проверки (ревизии) в период с **.**.**** по **.**.**** членами комиссии использовались внешние информационные ресурсы: информационная система «СПАРК», официальный сайт Федеральной налоговой службы России.
По результатам проверки установлено, что ЛИЦО_2, работающий в Банке с **.**.**** главным менеджером службы по работе с корпоративными клиентами ...», является директором и совладельцем (доля в УК ...», что подтверждается актом о результатах ревизии от **.**.****.
Согласно ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от **.**.**** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Сведения о государственной регистрации юридических лиц размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Таким образом, сведения о руководителе ООО «ЛИЦО_2 Специнформ» ЛИЦО_2 как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «ЛИЦО_2 Специнформ», полученные Банком ВТБ, являются открытыми и общедоступными.
Информационная система СПАРК содержит данные, получаемые из открытых источников Федеральной налоговой службы.
На основании изложенного, вопреки доводам жалобы ЛИЦО_2 выводы начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу ЛИЦО_3 об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, являются обоснованными, поскольку использование должностными лицами Банка ВТБ (ПАО) персональных данных о ЛИЦО_2 при осуществлении внутренней проверки в целях соблюдения прав и законных интересов Банка ВТБ в части исполнения законодательства о противодействии коррупции не противоречит Федеральному закону от **.**.**** № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие субъекта персональных данных не требуется, при этом права и свободы субъекта персональных данных - ЛИЦО_2 в данном случае не нарушены.
Доводы ЛИЦО_2 о незаконных действиях должностных лиц Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу по отказу в проведении внеплановой проверки Банка ВТБ в порядке Федерального закона от **.**.**** № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и не применении положений постановления Правительства РФ от **.**.****### «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» являются необоснованными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные нормативные правовые акты регулируют порядок и основания для проведения внеплановых проверок в ходе осуществления государственного контроля. Оснований для проведения внеплановой проверки Банка ВТБ не имелось, что подтверждается представленными материалами дела.
Обжалуемое определение вынесено в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактическими обстоятельствами, установленными в рамках проверки обстоятельств, указанных ЛИЦО_2
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в соответствии ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек.
Из материалов дела следует, что указанные события имели место **.**.****, Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении **.**.****.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно. Оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
В силу ст. ст. 1.5, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ванным КоАП РФ, подлежит выяснению только при производстве по делу об административном правонарушении и в делах срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращено производство по такому делу, недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9, п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу ЛИЦО_2 - оставить без удовлетворения.
Определение №### от **.**.**** вынесенное начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_3 – оставить без изменения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено настоящее решение по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения, либо получения копии решения.
Судья ЛИЦО_2