ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-561/18 от 18.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<...>

Дело № 12-561/2018

66RS0002-02-2018-001221-94

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 18 декабря 2018 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Дорохина О.А.,

с участием лица, подавшего жалобу, ФИО1,

защитника Будниковой С.Г.,

главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 22.10.2018, вынесенное в отношении

должностного лица - инженера по охране труда и технике безопасности государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Пансионат для престарелых и инвалидов «Семь ключей» (далее - ГАУ «Пансионат «Семь ключей») ФИО1,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 № 66/12-3697-18-И/14 от 22.10.2018 должностному лицу - инженеру по охране труда и технике безопасности ГАУ «Пансионат «Семь ключей» ФИО1 назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью допущенного нарушения.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Будникова С.Г. доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснив, что работники П, П, П являются водителями легкового автомобиля.

Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, приходит к следующим выводам.

Частью 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Как следует из материалов дела, инженеру по охране труда и технике безопасности ГАУ «Пансионат «Семь ключей» ФИО1 назначено наказание по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение водителей П, П, П средствами индивидуальной защиты в виде жилетов сигнальных защитных.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что на ГАУ «Пансионат «Семь ключей» возложена обязанность по обеспечению водителей сигнальными жилетами в соответствии с п. 2 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 297 от 20 апреля 2006 года, которым предусмотрено обеспечение сигнальными жилетами второго класса защиты водителей автомобилей отрасли «Автомобильный транспорт и шоссейные дороги».

Вместе с тем, с указанным выводом суд согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права исходя из следующего.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 290н (далее - Правила).

В соответствии с п. 14 Правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Правовой анализ содержания вышеуказанной нормы закона позволяет сделать вывод о том, что в качестве основного принципа обеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной защиты определена отраслевая принадлежность работодателя, а не наличие в штате организации какой-либо должности. Требование о выдаче работникам средств индивидуальной защиты должно применяться работодателями в случае, когда для определенных профессий и должностей соответствующие нормы выдачи средств индивидуальной защиты отсутствуют.

Действующее законодательство не предусматривает норм выдачи средств индивидуальной защиты для работников учреждений социального обслуживания населения.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н, также не обязывают работодателя предоставлять водителю легкового автомобиля сигнальный жилет (п. 11 Типовых норм предусматривается предоставление костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчаток с точечным покрытием и перчаток резиновых или из полимерных материалов).

Одновременно не предусмотрена выдача водителю учреждения социального обслуживания населения специального жилета Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 297 от 20 апреля 2006 года, так как в разделе 39 норм «Сквозные профессии всех отраслей экономики» (пункты с 824 по 832) профессия «водитель легкового автомобиля» отсутствует.

Таким образом, на ГАУ «Пансионат «Семь ключей» не могла быть возложена обязанность по обеспечению водителей сигнальными жилетами в соответствии с п. 2 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 297 от 20 апреля 2006 года.

На основании изложенного в действиях инженера по охране труда и технике безопасности ГАУ «Пансионат «Семь ключей» ФИО1 состав инкриминируемого правонарушения отсутствует.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах постановление должностного лица о назначении ФИО1 административного наказания подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 № 66/12-3697-18-И/14 от 22.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера по охране труда и технике безопасности государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Пансионат для престарелых и инвалидов «Семь ключей» ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья /подпись/ О.А. Дорохина

***

***а