ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-561/2021 от 19.08.2021 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12-561/2021

РЕШЕНИЕ

Город Волжский Волгоградской области 19 августа 2021 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Людмила Александровна, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от 13 мая 2021 года №10311000-162/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от 13 мая 2021 года №10311000-162/2021 ФИО1, как должностное лицо – генеральный директор акционерного общества «Завод Метеор» (сокращенное наименование – АО «Завод Метеор») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его необоснованным и неправомерным, ФИО1 обратился с жалобой в Волжский городской суд, в которой с учетом уточнения требований просит постановление заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 №... от "."..г. признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, поскольку не является субъектом вмененного правонарушения, как генеральный директор при исполнении своих должностных обязанностей действует на основании полномочий, закрепленных в п.2 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах» от "."..г. №208-ФЗ, Уставе Общества и Положении о единичном исполнительном органе - генеральном директоре АО «Завод Метеор», утвержденными решениями годовых общих собраний акционеров. Основным его полномочием является руководство текущей деятельностью Общества по отношению к подчиненным работникам, прежде всего заместителям генерального директора, начальникам структурных подразделений- распределение между ними функциональных обязанностей, закрепление их в должностных инструкциях, правилах и положениях о структурных подразделениях, применение дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что непосредственно закреплено в пунктах 12.2.5,12.2.8 Устава Общества, пунктах 2.3.5,2.3.8 Положения о генеральном директоре, всеобъемлющий контроль за выполнением трудовых обязанностей всеми без исключения сотрудниками Общества, как это следует из постановления об административном правонарушении, не является безусловной должностной обязанностью генерального директора и не закреплен в законе об акционерных обществах, Уставе Общества и Положении о генеральном директоре; в постановлении об административном правонарушении должностным лицом таможенного органа приводится не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и положениям законодательства довод о том, что заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3 не является должностным лицом в понимании примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, что только генеральный директор акционерного общества является должностным лицом и должен нести всю полноту административной ответственности за действия или бездействия должностных лиц, работающих в акционерном обществе, ему вменен ненадлежащий контроль за соблюдением срока представления в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товара, в постановлении указано, что "."..г. заместителем генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» ФИО3 была заполнена статистическая форма учёта перемещения товаров с системным номером ED №..., заверенная электронной подписью заявителя АО «Завод Метеор» -ФИО3 (выдана ООО «<...>»), которой был присвоен регистрационный №.../С050121/С057904, содержащая сведения об экспортных операциях в марте 2020 года, данная статформа должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее "."..г., в противоречие с определением должностного лица, приведенного в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ и при наличии организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций у заместителя генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» ФИО3, изложенных в его должностной инструкции, сделан вывод, что ФИО3 не является должностным лицом АО «Завод Метеор», несмотря на то, что обязанность и ответственность за своевременную подготовку и представление в Таможенные органы РФ статистических форм учёта перемещения товаров возложена на него и является его непосредственной должностной обязанностью, Советом директоров АО «Завод Метеор» "."..г. утверждена новая организационная структура общества, во исполнение решения Совета директоров приказом генерального директора общества «О введении в действие новой организационной структуры АО «Завод Метеор» от "."..г.№... с "."..г. введена в действие и принята к руководству в работе новая организационная структура общества, начальнику отдела кадров общества поручено провести работу по переводу работников согласно новому штатному расписанию и оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам, приказом генерального директора «О переводе работника на другу работу « от "."..г.№...-К с "."..г. на должность заместителя генерального директора по коммерческой деятельности переведен ФИО5, ознакомлен с приказом под роспись "."..г., пунктом 4 приказа руководителям структурных подразделений руководителям структурных подразделений поручено проведение работ по занесению соответствующих изменений в нормативные и руководящие документы, согласно утвержденной организационной структуре Общества, "."..г. им утверждена новая должностная инструкция заместителя генерального директора по коммерческой деятельности общества, переведенный на эту должность ФИО5 ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись "."..г., согласно этой должностной инструкции на заместителя генерального директора по коммерческой деятельности Общества возложены обязанности, в том числе, по обеспечению своевременной подготовке и представлению в Таможенные органы РФ статистические формы учёта перемещения товаров (п.2.11), он несёт ответственность за предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности (п.4.5), в своей деятельности обязан руководствоваться постановлением Правительства РФ «Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами –членами ЕЭС» (п.1.6), знать правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами членами ЕЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от "."..г.№... (п.1.7), следовательно, организация работ и ответственность за предоставление в Таможенные органы РФ статистических форм учёта перемещения товаров в Обществе возложена на заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ФИО5 Привлечение же генерального директора Общества к административной ответственности за несвоевременное предоставление статистической формы учёта перемещения товаров по ч.1 ст. "."..г. КоАП РФ при наличии в обществе должностного лица непосредственно отвечающего за своевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, является необоснованным и неправомерным, он не является субъектом данного административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. "."..г. КоАП РФ ( том 1 л.д. 1-6, том 2 л.д. 189-191).

ФИО1 на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежаще, что подтверждается данными с официального сайта Почты России о получении им направленного через организацию почтовой связи извещения (том 2 л.д. 186 т.2) и поступившими в суд уточнением к жалобе и письменным ходатайством ФИО1, в котором он просит рассмотреть жалобу в его отсутствие (л.д. 188), при таких обстоятельствах требования КоАП РФ о надлежащем извещении лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, было выполнено в полной мере, ФИО1 воспользовался своим правом на участие по своему усмотрению, имеются предусмотренные ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ основания для проведения судебного разбирательства в его отсутствие, его неявка при указанных обстоятельствах не является препятствием к рассмотрению жалобы в его отсутствие.

Должностные лица Астраханской таможни- начальник отделения таможенной статистики ФИО6, составившая протокол об административном правонарушении, заместитель начальника ФИО2, вынесший оспариваемое постановление, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в установленном порядке, не явились, ФИО6 направила в адрес суда возражение на жалобу ФИО1, в котором указала, что постановление является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными, ФИО4 Ю.В., являясь генеральным директором обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, поэтому он является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. "."..г. КоАП РФ в связи с несвоевременным предоставлением статформы, заполненной заместителем директора ФИО3, в должностные обязанности которого входит подача в таможенный орган статформы учета перемещения товаров и руководство подчиненными работниками в части организации ряда структурных подразделений, однако организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции не входят в его должностные обязанности, в связи с чем он не является должностным лицом в понимании примечания к ст. 2.4 КоАП РФ (том 2 л.д. 167-175).

Изучив доводы, приведенные ФИО1 в жалобе с уточнением, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении в связи со следующим.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи "."..г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

При рассмотрении дела и жалобы установлено, АО «Завод «Метеор» (ОГРН <***>, дата присвоения "."..г., ИНН <***>, КПП 543501001, ОКПО 07607544, зарегистрировано в качестве юридического лица до "."..г.-"."..г., юридический адрес: <адрес>), генеральным директором которого является ФИО1, что подтверждается имеющимися в материалах дела, представленных таможенным органом, и приложенных заявителем к жалобе документов, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Завод Метеор», Положением о единоличном исполнительном органе –генеральном директоре АО «Завод Метеор», Уставом АО «Завод Метеор», утвержденным Решением годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор» от "."..г., свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту её нахождения, свидетельством о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц (копии том 1 л.д.50-54, 60-87, 88, 89, 90-114, том 2 л.д. 15-25), несвоевременно представлена в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров, что явилось основанием для привлечения ФИО1, как должностное лицо – генерального директора АО «Завод Метеор» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от "."..г.№..., за несвоевременное предоставление АО «Завод Метеор» в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товаров с системным номером ED №... (регистрационный №.../С050121/С057904) за июнь 2020 года по сроку предоставления не позднее "."..г., что является нарушением пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "."..г.№... «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».

Согласно ст. 277 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 - ФЗ) таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через Государственную границу Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах.

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, в соответствии с ч.2 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Частью 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 - ФЗ установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.

Частью 2 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 - ФЗ установлен, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 - ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее - Правила).

В силу абзаца 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию (далее - РФ) с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

В соответствии с п. 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329», которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в таможенный орган.

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статформы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абз. 3 п. 7 Правил).

В соответствии с положениями п. 7 Правил, а также с учетом Указов Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), статистическая форма, содержащая сведения об импортных операциях в июне 2020 года должна быть предоставлена заявителем в таможенный орган не позднее 13 июля 2020 года.

Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, учета перемещения товаров, либо предоставление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом Астраханской таможни в оспариваемом постановлении от 13 мая 2021 года №... о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи "."..г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1, как должностное лицо – генерального директора АО «Завод Метеор», указано, что "."..г. заместителем генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» ФИО3 была заполнена статистическая форма учёта перемещения товаров с системным номером ED №..., содержащая сведения об экспортных операциях в июне 2020 года, заверенная электронной подписью заявителя: АО «Завод Метеор» -ФИО3 (кем выдана: ООО «<...>»), которой был присвоен регистрационный №..., согласно указанной статистической форме товар «резонаторы кварцевые <...> был вывезен продавцом АО «Завод Метеор» в адрес покупателя ОАО «ФИО10» (<адрес>) общей стоимостью <...> рублей, общим весом 0,52 кг по документам: договор №... от "."..г., товарная накладная №... от "."..г., в соответствии с положениями п.7 Правил, а также с учетом Указов Президента Российской Федерации от "."..г.№..., от "."..г.№... статистическая форма, содержащая сведения об экспортных операциях в июне 2020 года, должна быть предоставлена заявителем в таможенный орган не позднее "."..г., однако статформа с системным номером ED №... (регистрационный №... была заполнена и представлена "."..г., тем самым, данная статформа представлена с нарушением установленного срока, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению АО «Завод Метеор» обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о статистическом учете, не установлено, таким образом АО «Завод Метеор» в нарушение требований законодательства Российской Федерации о статистическом учете (абз.3 п.5, п.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г.№...), не обеспечило своевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с системным номером №... (регистрационный №...) за июнь 2020 года по сроку предоставления не позднее "."..г., тем самым "."..г. АО «Завод Метеор» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 19.7.13 КоАП РФ (несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров совершенное повторно), по данному факту АО «Завод Метеор» привлечено к административной ответственности, поскольку согласно п.3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, под должностным лицом согласно Примечению к ст. 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющие распорядительные или административно-хозяйственные функции, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в связи с чем в отношении генерального директора АО «Завод Метеор» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №... по части 1 статьи "."..г. КоАП, вина ФИО1, несмотря на то, что из его письменных пояснений следует, что он не согласен с возбуждением в отношении него, как должностного лица АО «Завод Метеор», дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. "."..г. КоАП РФ, поскольку таким должностным лицом является заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3, в обязанности которого входит в том числе, обеспечение своевременной подготовки и предоставление в Таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, подтверждается доказательствами: статистической формой учёта перемещения товаров с системным номером ED №... (регистрационный №.../С057904), договором №... от 27.03.2020г., товарной накладной №... от "."..г., уставом АО «Завод Метеор, утвержденным решением годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор» (Протокол №... от 29.06.2017г), протоколом №... от 04.06.2018г. годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор», приказом №...-К от "."..г. «по личному составу», письменными объяснениями генерального директора АО «Завод Метеор» ФИО1, протоколом об административном правонарушении №... и другими собранными по настоящему делу материалами (копия л.д. том 2 л.д. 135-143).

Из оспариваемого постановления следует, что к выводу о виновности ФИО1 должностное лицо административного органа пришло исходя из того, как указано в постановлении, что анализ представленной должностной инструкции заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3 показал, что несмотря на то, что в его обязанности и входит подача в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров и руководство подчиненными работниками в части организации деятельности ряда структурных подразделений, тем не менее он не является должностным лицом, в понимании примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, в связи с чем выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации о статистическом учете допущены должностным лицом – генеральным директором АО «Завод Метеор» ФИО1, в соответствии с Уставом АО «Завод Метеор», утвержденным Решением годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор», единоличным исполнительным органом АО «Завод Метеор» и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью общества, который ненадлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности по контролю за соблюдением срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, хотя на момент истечения срока представления в таможенный орган статформ обладал всеми необходимыми сведениями о товарах, подлежащими заявлению в статформе, формальное отношение генерального директора ФИО1 к своим обязанностям по осуществлению контроля за деятельностью подчиненного работника компании-заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3, в обязанности которого входит представление в установленный срок в таможенный орган статистических данных по статистическим формам учета перемещения товаров, не позволяет и затрудняет возможность эффективного выполнения таможенными органами возложенных на них задач и функций, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ФИО1, как генеральным директором АО «Завод Метеор», обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ, не установлено, являясь должностным лицом, генеральный директор АО «Завод Метеор» ФИО1 имел реальную возможность проконтролировать соблюдение правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, но не проявил в должной степени заботливости и осмотрительности.

Однако, вывод должностного лица Астраханской таможни о наличии в действии генерального директора АО «Завод Метеор» ФИО1 состава вмененного административного правонарушения вызывает сомнение в его правильности и обоснованности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

На основании статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к статье указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, "."..г. настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица…

Согласно представленным ФИО1, как генеральным директором АО «Завод Метеор», при рассмотрении дела должностным лицом и в приложенным к жалобе документам (том 1 л.д. 26-114, том 2 л.д. 113-127): Уставу АО «Завод Метеор», утвержденному Решением годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор» (Протокол № 30 от 29.06.2017 г.), единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, ФИО1 избран генеральным директором АО «Завод Метеор (протокол №... от "."..г. годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор»), в должности генерального директора состоит с "."..г. на основании Приказа №...-К от "."..г. «По личному составу».

В соответствии с Уставом Генеральный директор АО «Завод Метеор» ФИО1 обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров Общества, заключает договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном ФЗ «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом, утверждает правила, инструкции и иные внутренние документы Общества за исключением документов, утверждаемых общим собранием акционеров или Советом директоров Общества, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет с работы работников, обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества,…, решает другие вопросы текущей деятельности Общества (глава 12 Устава), в соответствии с Положением о единоличном исполнительном органе-генеральном директоре АО «Завод Метеор», утвержденном решением годового общего собрания акционеров АО «Завод Метеор» (протокол от "."..г.г №...) единоличный исполнительный орган (генеральный директор, управляющая организация) Общества осуществляет общее руководство текущей деятельностью Общества, к компетенции единоличного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров Общества, единоличный исполнительный орган заключает договоры и иные сделки, является представителем работодателя при заключении коллективного договора, утверждает правила, инструкции и иные внутренние документы Общества, утверждает штатное расписание, принимает на работу, увольняет с работы работников, применяет к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания, обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества… (копия том 1 л.д. 50-54).

Советом директоров АО "Завод "Метеор" "."..г. (протокол СД от

"."..г.№...) утверждена новая организационная структура Общества (копия том 1 л.д. 37-39), во исполнения решения совета директоров приказом генерального директора Общества «О введении в действие новой организационной структуры АО "Завод "Метеор"» от "."..г.№... с "."..г. введена в действие и принята к руководству в работе новая организационная структура Общества, пунктом 3 приказа начальнику отдела кадров Общества поручено провести работу по переводу работников согласно новому штатному расписанию и оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с пунктом 4 приказа руководителям структурных подразделений поручено проведение работ по занесению соответствующих изменений в нормативные и руководящие документы Общества, Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников согласно утверждённой организационной структуре Общества (копия том 1 л.д. 40, 41).

Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора по коммерческой деятельности Общества, утвержденной 10.01.2020 года генеральным директором АО «Завод Метеор» ФИО1, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Общества относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется генеральному директору Общества (п. 1.2), относится к категории руководителей, имеет в подчинении проектный офис, отдел маркетинга, отдел материально-технического обеспечения (п.1.5), в своей деятельности руководствуется, в том числе, постановлением Правительства «Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕЭС», методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов…,приказами, распоряжениями генерального директора, настоящей должностной инструкцией (п. 1.6); должен знать, в том числе, правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами членами ЕЭС, утверждённые постановлением Правительства РФ от "."..г.№..., правила оформления документации по внешнеторговому контракту (п. 1.7); должностные обязанности (раздел 2): обеспечение своевременной подготовки и предоставления в Таможенные органы статистические формы учёта перемещения товаров (п. 2.11); осуществление руководства подчиненными работниками, в том числе распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением (п.2.30), имеет право давать подчиненным ему работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности, контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему работниками, подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции… (раздел 3 п. 3.3, 3.4, 3.5), несёт ответственность, в том числе, за ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями, за предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по совей деятельности (раздел 4 п.4.4, 4.5) (том 1 л.д. 43-48, том 2 л.д. 122-127).

Переведенный на должность заместителя генерального директора по коммерческой деятельности приказом генерального директора «О переводе работника на другую работу» №...-К от "."..г.ФИО3 ознакомлен с данным приказом под роспись "."..г. (копия том 1 л.д. 42, том 2 л.д. 121) и "."..г. со своей должностной инструкцией, о чем свидетельствует подпись.

Из изложенного следует, что ФИО1, как единоличный исполнительный орган АО «Завод Метеор»- генеральный директор, исполняя свои обязанности по организации и общему руководству Общества, назначил должностное лицо, которое согласно должностной инструкции и возложенным на него должностным полномочиям является ответственным за организацию работ по предоставлению в Таможенные органы РФ статистических форм учёта перемещения товаров, - заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3, которым при исполнении им своих должностных обязанностей и была заполнена и представлена в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED №... (регистрационный №.../С057914), подписанная им своей электронной цифровой подписью, как следует из материалов дела, с нарушением установленных Законом сроков.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, этому праву лица, согласно принципу презумпции невиновности, корреспондирует обязанность должностного лица, возбудившего производство по делу об административном право, представить доказательства не только события административного правонарушения, но и вины лица, в отношении которого дело возбуждено, такие доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в материалах дела отсутствуют и в ходе рассмотрения жалобы не представлены, само по себе наличие у ФИО1 организационно-распорядительных и административно-хозяйственными функций не свидетельствует о доказанности его вины.

Указание должностным лицом административного органа в оспариваемом постановлении на то, что ФИО7, являясь единоличным исполнительным органом АО «Завод «Метеор» -генеральным директором АО «Завод «Метеор», и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью АО «Завод «Метеор», ненадлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности по контролю за соблюдением срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, формально отнесся к своим обязанностям по осуществлению контроля за деятельностью подчиненного работника компании –заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ФИО3, в обязанности которого входит предоставление в установленный срок в таможенный орган статистических данных по статистическим формам учета перемещения товаров, и вывод должностного лица при рассмотрении дела о несостоятельности приведенных ФИО1 в письменных возражениях доводов о том, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения, что, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» исходя из должностных полномочий не является должностным лицом в понимании примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании этой нормы права и совокупности исследованных представленных ФИО1, как лицом, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, доказательств, вынесенное по делу об административном правонарушении решение должностного лица является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит вынесению решение об отмене постановления заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от "."..г.№... о признании генерального директора АО «Завод Метеор» ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи "."..г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, и назначении ему административного наказания, и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от "."..г.№... о признании генерального директора акционерного общества «Завод Метеор» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора акционерного общества «Завод Метеор» ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: