ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-563/2022 от 02.08.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-563/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 2 августа 2022 г.

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., с участием представителя ФИО1, рассмотрев в открытом жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-олинского судебного района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Постановлением мирового судьи от 26 мая 2022 г. (резолютивная часть от 23 мая 2022 г.) администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание – административный штраф в сумме ста тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением, администрация обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе приведены доводы о том, что с учетом структуры и полномочий органов власти местного самоуправления ГО «Город Йошкар-Ола», утвержденных представительным органом, осуществление исполнительных, распорядительных и контрольных функций, направленных на решение вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности относится к полномочиям отраслевого структурного подразделения администрации – Управления городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-ола». Управление является самостоятельным юридическим лицом и главным распорядителем средств муниципального дорожного фонда. Существующее в ГО «Город Йошкар-Ола» и установленное представительным органом власти разграничение функций между подразделениями органов исполнительной власти мировым судьей при рассмотрении дела не было учтено.

В судебное заседание представитель МВД по Республике Марий Эл при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель администрации ГО «Город Йошкар-ола» Г.А.М. доводы жалобы поддержал, пояснил аналогично изложенному в жалобе. Дополнил, что вывод, содержащийся в постановлении о том, что на администрацию ГО «Город Йошкар-ола» законом возложена обязанность по содержанию муниципальных дорог и контроль за их сохранностью, противоречит закону. Дорожная деятельность на территории муниципальных образований отнесена к вопросам местного значения. Структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления установлены решениями Собрания депутатов и УГХ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» учреждено именно для осуществления дорожной деятельности, а администрации ГО «Город Йошкар-Ола» ресурсы на данные цели не выделяются.

Выслушав Г.А.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-олинского судебного района от 26 мая 2022 г. администрация ГО» Город Йошкар-Ола» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно постановлению, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, обнаруженное 12 апреля 2022 г., выразилось в следующем:

- в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2019 в населенном пункте отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у регулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на перекрестках улиц <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, а так же на регулируемом пешеходном переходе по <адрес>,

- в нарушение требований пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на остановках общественного транспорта «<иные данные>» в районе <адрес>, «<адрес>» в районе <адрес>, «<иные данные>» в районе <адрес> отсутствует автопавильон или навес, скамья и урна для мусора,

- в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 5.19.1(2) «Пешеходный переход», установленные сбоку от проезжей части дороги на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, <адрес> и <адрес>, применены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-
зеленого цвета,

- в нарушение п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дорожные знаки 5.19.1(2) «Пешеходный переход» на пешеходных переходах, расположенных в районе пересечения улиц <адрес> и <адрес>,

- в нарушение п. 7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходных переходах, расположенных на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами в каждом из направлений по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В соответствии с пунктами 6, 11 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257 -ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6),

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022, разъяснено, что орган местного самоуправления является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и выражающегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если нормативными правовыми актами на этот орган возложены соответствующие полномочия, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным органом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 5 части 1 статьи 54 Устава городского округа «Город Йошкар-ола» (утв. решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27.11.2019 N 21-VII) администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно доводам, которые приводились как при рассмотрении дела мировым судьей, так и указано в жалобе, с учетом установленной представительным органом власти местного самоуправления структуры администрации, для осуществления дорожной деятельности создано и финансируется отраслевое подразделение с правами юридического лица, иные подразделения администрации, помимо специально созданного отраслевого Управления, не уполномочены на решение задач в сфере дорожной деятельности.

Структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» утверждена решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 26 ноября 2014 г. N 27-VI и является следующей:

- глава администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэр города),

- первый заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города), начальник управления образования,

- заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города), председатель комитета по управлению муниципальным имуществом,

- заместители главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города) - 4 ед.,

- советник в администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

Управления:

- правовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Семеновское территориальное управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление культуры администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление по взаимодействию с общественными организациями и работе с населением,

- Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

Комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет экологии и природопользовании,

комиссии административная и по делам несовершеннолетних,

отделы администрации (архивный, отдел тарифного регулирования, отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан, отдел записи актов гражданского состояния, отдел контроля, отдел мобилизационной подготовки, отдел муниципальной службы и кадровой работы, отдел организационной работы, отдел учета и распределения жилой площади, отдел финансирования и бухгалтерского учета, отдел экономики, отдел информационно-аналитической работы и информатизации, отдел муниципальных закупок и административно-хозяйственной деятельности, отдел предпринимательства и торговли, отдел транспортного обслуживания.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2011 г. N 365-V учреждено Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденное Положение об указанном Управлении.

Из Положения следует, что Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", обладает правами юридического лица и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в том числе в области дорожного хозяйства в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (пункту 1.1, 1.3, 1.5).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Положения одной из основных задач Управления является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации данных задач выполняет следующие функции:

- осуществляет разработку муниципальных целевых и ведомственных программ в сфере деятельности Управления, организует работу по их реализации;

- выполняет функции распорядителя бюджетных средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

- осуществляет муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола";

- обеспечивает подготовку перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола";

- обеспечивает подготовку нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" и правил расчета размера ассигнований бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" на указанные цели;

- принимает меры по организации дорожного движения.

Указаннач структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и полномочия ее отделов и Управлений мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.

Материалы дела на содержат доказательств наличия именно у администрации ГО «Город Йошкар-Ола» как самостоятельного юридического лица функций по осуществлению дорожной деятельности, не опровергают позицию защиты о том, что в структуру администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления входит так же являющееся самостоятельным юридическим лицом специализированное Управление, созданное именно для осуществления дорожной деятельности в отношении муниципальных дорог.

Доводы, приведенные в постановлении, о наличии у администрации обязанности по содержанию дорог и контролю за их сохранностью, а также обязанность осуществлять контроль за исполнением переданных Управлению полномочий, также сделан без учета приведенной выше структуры администрации и решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28 декабря 2011 г. N 365-V.

Из данного решения следует, что Управлению не передавались администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» полномочия по осуществлению дорожной деятельности, Управление было изначально создано как отраслевой (функциональный) орган администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", одной из основных функций которого и является осуществление дорожной деятельности.

Кроме того, согласно постановлению, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на остановках общественного транспорта «<иные данные> 5» в районе <адрес>, «<адрес>» в районе <адрес>, «<иные данные>» в районе <адрес> отсутствует автопавильон или навес, скамья и урна для мусора, что также образует объективную сторону деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Однако, указанное оборудование остановок общественного транспорта относится к их благоустройства и не влияет на безопасность дорожного движения.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи нельзя признать законным.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу удовлетворить

постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-олинского судебного района от 26 мая 2022 г. о привлечении администрации ГО «Город Йошкар-ола» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ отменить. Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья - Н.В. Иванова

Решение10.08.2022