Дело № 12-564/2018 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Челябинск 18 июня 2018 года Судья Центрального районного суда г. Челябинска Кокоева О.А., при секретаре Афризуновой Г.В., с участием защитника ФИО4 ФИО1 – ФИО5 ФИО2 представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Заводской ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 ФИО1 на постановление вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 февраля 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении ранее занимавшего должность Министра здравоохранения Челябинской области ФИО4 ФИО1, УСТАНОВИЛ: Постановлением вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – УФАС по Челябинской области) от 20 февраля 2018 года ранее занимавший должность Министра здравоохранения Челябинской области ФИО4 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. В жалобе ФИО4 ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, поскольку Министерством не были нарушены нормы антимонопольного законодательства. Факт ненадлежащего исполнения министром возложенных на него должностных обязанностей не доказан. В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО4 ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом. Защитник ФИО4 ФИО1 - ФИО5 ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе. Представитель административного органа УФАС по Челябинской области Заводская ФИО3 в судебном заседании указала, что принятое в отношении должностного лица постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным. Заслушав доводы участвующих при рассмотрении жалобы лиц, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, подлинный материал по делу об административном правонарушении, дело в отношении Министерства здравоохранения по Челябинской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции», суд считает, что оснований для отмены или изменения постановления не имеется. Как следует из материалов дела, ранее занимавшего должность Министра здравоохранения ФИО4 ФИО1 утверждены государственные задания Государственного автономного учреждения Челябинской области «Централизованная прачечная» (далее - ГАУЧО «Централизованная прачечная», Автономное учреждение) на 2015-2017 годы. Министерством утверждено государственное задание ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2015 год, в соответствии с которым, государственной работой является «санитарно- гигиеническо- гигиеническая обработка мягкого инвентаря». Государственные работы «санитарно- гигиеническая обработка мягкого инвентаря» предусмотрены утвержденным Министерством государственным заданием на 2016 год. В государственном задании ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2017 год предусмотрена работа с наименованием «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности)». Из содержания государственного задания Учреждения на 2017 год (обработка белья, используемого в деятельности государственного учреждений, выполняемая ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2», ГКУЗ «Областной дом ребенка № 8, ГБУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Вдохновение») и заключенных Автономным учреждением и ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2», ГКУЗ «Областной дом ребенка № 8», ГБУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Вдохновение») соглашений от 01.01.2017 г. о порядке организации стирки белья, следует, что Автономным учреждением осуществляется санитарно-гигиеническая обработка мягкого инвентаря. Таким образом, изменение в государственном задании ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2017 год наименование работы не изменило содержание работ, выполняемых Автономным учреждением в рамках государственных заданий. Согласно пункта 1 резолютивной части решения по делу № 103-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства признаны нарушением части 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции» действия Министерства по утверждению государственных заданий ГАУЧО «Централизованная прачечная» на выполнение работ по санитарно-гигиенической обработке мягкого инвентаря учреждениям, подведомственным Министерству, что привело или могло привести к созданию преимущественных условий деятельности Автономному учреждению, необоснованным препятствиям осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг по санитарно-гигиенической обработке мягкого инвентаря Челябинской области и созданию дискриминирующих условий осуществления деятельности на рынке оказания указанных услуг. Доводы, изложенные в жалобе ФИО4 ФИО1 о том, что из резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12.07.2017 г. по делу № <данные изъяты> о нарушении антимонопольного законодательства действия Минздрава Челябинской области по утверждению на 2017 год государственного задания ГАУЧО «Централизованная прачечная» на выполнение государственных работ (услуг): «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности)» не признаны нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанным решением антимонопольного органа признаны нарушением антимонопольного законодательства только по утверждению государственного задания на государственную услугу (работу): «Санитарно- гигиеническая обработка мягко инвентаря», в связи с чем постановление противоречит указанному обстоятельству, о том, что Министерством здравоохранения Челябинской области не выполнило предупреждение № <данные изъяты> исх. <данные изъяты> от 14.07.2016 г. Как следует из материалов дела № <данные изъяты> о нарушении антимонопольного законодательства представлено государственное задание ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2017 год, которым предусмотрена работа «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности)» (обработка белья, используемого в деятельности государственных учреждений), выполняемая ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2», ГКУЗ «Областной дом ребенка № 8, ГБУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Вдохновение») на сумму 1 миллион рублей. Из содержания государственного задания ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2017 год и заключенных Автономным учреждением ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2», ГКУЗ «Областной дом ребенка № 8, ГБУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Вдохновение») соглашений от 01.01.2017 г. о порядке организации стирки белья следует, что Автономным учреждениям осуществляется санитарно-гигиеническая обработка мягкого инвентаря без конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В жалобе заявитель ссылается, на что нарушена ч. 1 и 5.1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку дело № 103-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривалось более трех месяцев. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции» Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле. Как следует из материалов дела определение о продлении срока рассмотрения дела № 68—14.9 ч.1/17 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 68—14.9 ч.1/17 от 11.12.2017 г. № 16466/07 получена, представителем по доверенности ФИО5 14.12.2017 г. Доводы ФИО4 ФИО1 о том, что действия Минздрава по утверждению государственного задания для ГАУЧО «Централизованная прачечная» на выполнение работ по санитарно –гигиенической обработке мягкого инвентаря учреждениям, подведомственным Минздраву, осуществлялись в рамках установленных бюджетным законодательством обязанностей (полномочий) Минздрава в сфере бюджетных правоотношений, судом не могут быть приняты во внимание. В соответствии ч. 3 ст. 69.2 БК РФ, установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). ч. 3.1 ст. 69.2 БК РФ установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. При этом частью 4 ст. 5 ФЗ от 23.07.2013 №252-ФЗ «о внесении изменений с Бюджетный кодекс РФ в отдельные законодательные акты РФ» (с изменениями и дополнениями) установлено, что положения пункта 3.1 ст. 69.2 БК РФ в части формирования ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ применяются при формировании государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ государственными учреждениями субъекта РФ (муниципальными учреждениями) начиная с государственных заданий на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 год и 2019 год) с учетом положений, предусмотренных ч. 5 ст. 5 ФЗ от 23.07.2013 №252-ФЗ «о внесении изменений с Бюджетный кодекс РФ в отдельные законодательные акты РФ». Согласно. 5 ст. 5 ФЗ от 23.07.2013 №252-ФЗ «о внесении изменений с Бюджетный кодекс РФ в отдельные законодательные акты РФ» нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования в отношении соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений может быть установлен иной срок формирования государственного (муниципального) задания на основании ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, но не позднее 1 января 2017 года. Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 11.05.2011 N 617"Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями Челябинской области в сфере здравоохранения" не содержит работ по санитарно-гигиенической обработке мягкого инвентаря учреждений подведомственных Министерству. В Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 11.05.2011 N 618"Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Челябинской области, в качестве основных видов деятельности" работы по санитарно-гигиенической обработке мягкого инвентаря ГАУЧО «Централизованная прачечная» включены Приказом Министерства от 19.01.2015 г. № 51/1 или от 14.07.2015 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 11.05.2011 № 618». Нормативно-правового обоснования отнесения работ, предусмотренных государственными заданиями Учреждения, к числу государственных услуг (работ) Министерства, заявитель не приводит. Вместе с тем. Санитарно- гигиеническая обработка мягкого инвентаря относится к государственным нуждам учреждений, подведомственных Министерству, следовательно закупки услуг (работ) по санитарно-гигиенической обработке мягкого инвентаря должны осуществляться в порядке, предусмотренным законодательством о контрактной системе. Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «о защите конкуренции» органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Указанный запрет распространяется на акты и действия органов власти и местного самоуправления в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредствам использования административных (волевых) инструментов и направлен в том числе на защиту неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «о защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно п.8 ст. 4 ФЗ «о защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ «о защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, а так же дискриминационных условий является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Состав правонарушения при неисполнении запрета предусмотренного ч. 1 ст. 15 ФЗ «О конкуренции», является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции. На основании ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности. При таких обстоятельствах, в действиях ранее занимавшего должность Министра здравоохранения Челябинской области ФИО4 ФИО1 выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при утверждении государственных заданий ГАУЧО «Централизованная прачечная» на 2015-2017 годы с нарушением требований действующего законодательства, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Назначенное постановлением о привлечении к административной ответственности ФИО4 ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей соответствует санкции ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, является законным и обоснованным, является минимальным, оснований для изменения назначенного наказания не имеется. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица УФАС по Челябинской области, при рассмотрении дела не установлено. Всем доводам стороны защиты в обжалуемом постановлении должностного лица УФАС по Челябинской области дана надлежащая оценка, которую суд считает верной и не усматривает в жалобе доводов, способных опровергнуть выводы должностного лица административного органа. Постановление вынесено правомочным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и является минимальным. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п.21), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. В соответствии со ст.1 Закона о размещении заказов, данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Сохранение установленного правопорядка в указанных сферах общественных отношений является необходимым для нормального функционирования общества и государства. Пренебрежительное отношение к обязанностям должностного лица по порядку осуществления закупки, предусмотренного законодательством о контрактной системе, создает угрозу основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции. Поэтому действия должностного лица, образующие, как было отмечено выше, состав административного правонарушения, не могут рассматриваться как не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, суд находит обоснованным выводы должностного лица административного органа о невозможности применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление вр.и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 февраля 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении ранее занимавшего должность Министра здравоохранения Челябинской области ФИО4 ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО4 ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска. Судья п/п О.А.Кокоева Копия верна. Решение в законную силу не вступило. Судья О.А.Кокоева Секретарь Г.В.Афризунова Решение вступило в законную силу «_____»_________________2018г. Судья О.А.Кокоева Секретарь |