ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-564/19 от 24.06.2019 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Мировой судья М.С. Чернецкая

Дело № 12-564/2019

УИД 78MS0134-01-2019-000486-90

РЕШЕНИЕ

24 июня 2019 год Санкт-Петербург

Судья Н. районного суда Санкт-Петербурга В.В. Черникова,

с участием помощника прокурора И.А. Пантюкова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Невского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <адрес>,

жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по материалам дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Вина ФИО1 установлена в том, что он допустил принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ между МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» в лице главы ФИО1, действующего на основании Устава, и ООО «М-СТАЙЛ» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по информационному обслуживанию с использованием справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Цена контракта составила 239678 рублей 64 копейки. Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок, финансирование обязательств местной администрации по данному контракту предполагалось смешанное: за счет средств местного бюджета на содержание и обеспечение деятельности местной администрации по решению вопросов местного значения (в сумме 157678,64 рублей, статья расходов 95) и за счет средств для осуществления закупок в рамках исполнения государственного полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству за счет субвенции из бюджета Санкт-Петербурга (в сумме 82000,00 рублей, статья расходов ). В нарушение требований законодательства, вышеуказанный муниципальный контракт заключен МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, о чем свидетельствует отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств – МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения контракта, то есть дата принятия бюджетного обязательства) , согласно которому на каждой из статей расходов находилось 0,00 рублей. Таким образом должностное лицо ФИО1 совершил действия по принятию бюджетных обязательств путем заключения муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 238678 рублей 64 копейки в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств (л.д. 190-199).

ФИО1 была подана жалоба на указанное постановление, в которой он указывает, что не согласен с постановлением мирового судьи, поскольку в основу постановления положен отчет о состоянии лицевого счета МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» на ДД.ММ.ГГГГ, который не должен был и не мог содержать сведения о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных ассигнований, предельных объемах финансирования для осуществления операций по расходам местного бюджета на 2019 год. Имеющиеся в деле документы (бюджетная роспись по расходам бюджета МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и бюджетная смета на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ) не получили оценки в постановлении. Представление Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга направлено в адрес МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое», а не лично ФИО1 Ответ прокурору от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение Главы МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» от ДД.ММ.ГГГГ связан исключительно с нарушением руководителем структурного подразделения отдела муниципальных закупок ФИО2 сроков извещения о проведении закупки по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и не относится к существу вменяемого ФИО1 правонарушения. Рассмотрение настоящего дела подведомственно Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга (л.д. 203-206).

В судебном заседании защитник ФИО1Козельская О.Г. доводы жалобы поддержала.

Помощник прокурора Невского района Санкт-Петербурга И.А. Пантюков с доводами жалобы не согласился, просил оставить постановление мирового судьи без изменения.

Выслушав мнение защитника ФИО1, позицию помощника прокурора Невского района Санкт-Петербурга, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд считает, что оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

Исследовав и надлежащим образом оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья по мотивам, приведенным в постановлении, пришел к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении противоправного деяния и правильно квалифицировал его действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-6);

- рапортом помощника прокурора Невского района Санкт-Петербурга И.А. Пантюкова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7);

- ответом на запрос Управления Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8),

- отчетом о состоянии лицевого счета Местной администрации ВМО МО СПб МО «Рыбацкое» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10);

- информацией о контракте (л.д. 11-18);

- письмами заместителя прокурора Невского района Санкт-Петербурга ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 21);

- письмом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20);

- решением от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете ВМО МО СПб МО «Рыбацкое» на ДД.ММ.ГГГГ и плановый ДД.ММ.ГГГГ годов (л.д. 25-29);

- уставом ВМО СПб МО «Рыбацкое» (л.д. 30-82);

- представлением Прокуратуры Невского р-на СПб об устранении нарушений бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-117);

- ответом ФИО1МА/389 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений ВМО СПб МО «Рыбацкое» бюджетного законодательства и привлечении к дисциплинарной ответственности муниципального служащего ответственного за допущенные нарушения (л.д. 118);

- распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении замечания руководителю структурного подразделения – отдела муниципальных закупок местной администрации ФИО2 за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в несоблюдении требований бюджетного законодательства. Основание: представление Прокуратуры Невского р-на СПб об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д. 119).

Суд не соглашается с позицией ФИО1 по следующим основаниям.

Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, мировым судьей было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» в лице главы ФИО1, и ООО «М- СТАЙЛ» был заключен муниципальный контракт № Ф.2018.646261 на оказание услуг по информационному обслуживанию с использованием справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Цена контракта составила 239678 рублей 64 копейки. Вышеуказанный муниципальный контракт заключен МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, о чем свидетельствует отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств – МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения контракта, то есть дата принятия бюджетного обязательства) , согласно которому на каждой из статей расходов находилось 0,00 рублей.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» является главным распорядителем бюджетных средств.

Положения ст. 161 БК РФ распространяются на органы местного самоуправления, и предусматривают особенности правового положения казенных учреждений. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Местная администрация, являясь также получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 БК РФ принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,

Согласно ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным: внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса. Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств,

В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, местная администрация как главный распорядитель средств местного бюджета в силу закона доводит лимиты бюджетных обязательств и (или) бюджетные ассигнования до местной администрации как получателя средств местного бюджета, то есть сама до себя.

Приказ Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГн, на который ссылался ФИО1, устанавливает только порядок кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, но не наделяет УФК по Санкт-Петербургу полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Согласно п. 1.2 данного Приказа, в целях порядка кассового обслуживания исполнения местных бюджетов бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования являются бюджетными данными (в случае использования предельных объемов финансирований при организации исполнения бюджета).

В соответствии с ст. 4.1 Порядка предусмотрено, что кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, в случае открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется с доведением до главных распорядителей и получателей средств местного бюджета органами Федерального казначейства в соответствие с Соглашением:

- предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам местного бюджета;

- бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам местного бюджета;

- бюджетных ассигнований для осуществления операций с источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетные данные, распределенные главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) с начала текущего финансового года между находящимися в его ведении распорядителями (получателями) средств субъекта РФ (местного бюджета), не должны превышать полученные бюджетные данные, отраженные с начала текущего финансового года на несоответствующем лицевом счете (п. 4.6 Порядка).

Однако из отчета о состояния лицевого счета получателя бюджетных средств (местной администрации) следует, что принятые бюджетные обязательства на сумму 239678 рублей 64 копейки (цена контракта) по статьям расходов на оплату заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «М-СТАЙЛ» муниципального контракта превышают доведенные до получателя бюджетные данные (графы с II по 15 таблицы 2.1 отчета), поскольку на указанных статьях расходов денежные средства отсутствовали, поэтому принимать бюджетное обязательство местная администрация не могла.

В Письме Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Извещение о проведении электронного аукциона по итогам проведения которого был заключен контракт с ООО «М-СТАЙЛ», размещено ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия бюджета муниципального образования на следующий год и до утверждения бюджетных данных, что подтверждается ответом прокурору Невского района Санкт-Петербурга об устранении нарушений ВМО СПб МО «Рыбацкое» (л.д. 118).

Сводная бюджетная роспись по расходам бюджета МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период 2020 и 2021 годов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 161-166) и бюджетная смета ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 167-174) противоречат отчету о состоянии лицевого счета МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) и не могут быть приняты в обоснование позиции ФИО1 Кроме того, смета и роспись представляют собой документы, определяющие ассигнования на предстоящие расходы на осуществление деятельности МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» по разным показателям. Лицевой счет МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» - это документ, отражающий состояние и движение денежных средств, который на дату ДД.ММ.ГГГГ показывал объективную картину отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Доводы жалобы о том, что представление Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга было направлено в адрес МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое», а не лично ФИО1, необоснованны, поскольку ФИО1 представляет интересы МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое» как ее глава, и привлечен к ответственности как должностное лицо местной администрации. Представление Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга не должно было направляться дважды – и в МА ВМО Санкт-Петербурга МО «Рыбацкое», и ФИО1

Как правильно указал мировой судья, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих, на территории РФ, прокурор вправе возбудить дел о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Рассмотрение дела мировым судьей, а не должностным лицом Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга не влечет нарушения прав ФИО1

Таким образом, позицию, изложенную в жалобе на постановление мирового судьи, суд расценивает как защитную.

Нарушений, допущенных при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, суд не усматривает, и считает, что доказательства по делу были получены в соответствии с требованиями законодательства. Оснований к переоценке доказательств, приведенных мировым судьей в постановлении, суд не усматривает.

Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в размере, предусмотренном санкцией ст. 15.15.10 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке надзора.

Судья В.В. Черникова