21RS0023-01-2019-003221-89
Адм.дело № 12-564/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 июня 2019 года г. Чебоксары
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Фомина Н.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27 ноября 2018 года о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель ФИО2 от 27 ноября 2018 г. № ----- ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1 – Панычев С.Н. подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить как незаконное по следующим основаниям. Утверждение в протоколе и в постановлении о том, что нежилое кирпичное здание «------», металлические ограждения с северной и южной стороны возведены на участке муниципальной собственности с кадастровым номером -----, не соответствует данным кадастровой выписки о земельном участке от 16 февраля 2017 г., где обозначено, что построенное здание не выходит за пределы границ земельного участка с указанием точек и кадастровых номеров других участков. В технических планах от 27 ноября 2013 г., 2014 г., 2016 г. за пределы границ земельного участка здание также не выходит. Данное здание как объект незавершенного строительства куплен ФИО1 и на него имеется свидетельство от 30 октября 2014 г. Договор аренды земельного участка № ----- заключен 25 марта 2015 г. В материалах дела имеется Акт согласования Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 24 ноября 2015 г. местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ----- и с кадастровым номером -----. В Акте указано, что ФИО1 границы муниципальных земельных участков не нарушил, при этом здание к моменту подписания Акта уже было построено. Технические планы 2013 г., 2014 г., 2016 г., Акт согласования от 24 ноября 2015 г., кадастровая выписка от 2017 г. явно указывают на наличие воли собственника земли, уполномоченных им органов по контролю за использованием земли. В данных документах указаны геодезические точки, свидетельствующие о том, что здание не выходит за пределы арендуемого земельного участка. Здание построено (80%) в 2013 г., приобретено ФИО1 30 октября 2014 г., а значит, и нет его вины, поскольку у него были все документы, свидетельствующие о том, что он не занимал чужого земельного участка, что здание построено не им в пределах земельного участка, выделенного под строительство, а земельный участок был передан в аренду первоначальному собственнику. В документах прежнего собственника здание не выходит за пределы земельного участка. Технические планы от 27 ноября 2013 г., 2014 г., 2016 г. указывают, что за пределы границ земельного участка здание и другие объекты не выходят. При составлении протокола и постановления мотивировано не дана оценка тому, что ФИО1 действовал добросовестно, предпринимал все меры для соблюдения законодательства, обратился в администрацию города Чебоксары и Горкомзем о предоставлении земельного участка в аренду до устранения разногласий. При составлении протокола не учтено, что ИП ФИО1 в ходе внеплановой проверки муниципального контроля не было выдано Предписание об устранении выявленных нарушений, в нарушение п.п.1 п.1 ст.17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; п.п.3.3, 3.4 Административного регламента № 162 от 23 мая 2011 г., предусматривающих выдачу предписания. Незамедлительное обращение ФИО1 в администрацию города Чебоксары и Горкомзем свидетельствует о том, что он предпринял необходимые меры по соблюдению требований законодательства, и, получив ответ, обратился в службу кадастрового инженера для оформления необходимых и достаточных документов для оформления спорной земли. До 31 октября 2018 г. у ФИО1 было 5 официальных документов: 2 технических плана, кадастровая выписка, Акт согласования, решение администрации города Чебоксары, которые свидетельствовали о том, что с 2013 г. по 2017 г., вплоть до проверки, строения не выходят за пределы арендуемого земельного участка. Изложенное свидетельствует об отсутствии вины ФИО1 – он принял все необходимые меры для оформления прав на предоставленный ему земельный участок. Поскольку в рассматриваемом случае не установлены зависящие от ФИО1 меры, которые последним не были предприняты для соблюдения действующих норм и правил, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, он принял все меры по соблюдению закона, однако имеются неустранимые сомнения, которые не дают оснований для привлечения ФИО1 к ответственности.
ФИО1, участвуя в судебном заседании, просил постановление о привлечении его к административной ответственности отменить указав, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. При приобретении нежилого помещения и земельного участка он не подозревал, что земельный участок не соответствует правоустанавливающим документам. В настоящее время им оформлены права на земельный участок в той площади, которую занимает.
Защитник Максимова И.И., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенностей, участвуя в судебном заседании, поддержала доводы жалобы и вновь привела их суду.
Представитель Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО3, действующий на основании доверенности, участвуя в судебном заседании, просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель администрации города Чебоксары ФИО4, действующая на основании доверенности, участвуя в судебном заседании, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив доводы жалобы, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в т.ч. действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 264 Гражданского кодекса РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ----- на основании договора аренды земельного участка № ----- от 1 марта 2017 года администрацией г. Чебоксары представлен ФИО1 в аренду сроком до 24 июля 2021 года.
Из письма и.о. главы администрации Ленинского района г. Чебоксары № 04-05/670 от 25 сентября 2018 года следует, что при обследовании территории Ленинского района на предмет благоустройства, выявлено несоблюдение требований п. 5.3.1.1. Правил благоустройства территории г. Чебоксары. ИП ФИО1 нарушает условия договора аренды земельного участка от 1 марта 2017 года в части бездействия, приводящего к ухудшению экологической обстановки. И.о. главы администрации Ленинского района г. Чебоксары просит провести проверку в рамках земельного контроля.
Управлением муниципального контроля администрации г.Чебоксары осуществлен осмотр (обследование) земельного участка с кадастровым номером -----, расположенного в районе дома адрес. Произведено обследование части земельного участка с кадастровым номером -----. В ходе обследования выполнены геодезические измерения по внешним контурам существующих строений и ограждений, размещенных на земельном участке с кадастровым номером -----
По результатам проведенного осмотра был составлен акт осмотра земельного участка от 09 октября 2018 года № 074-К, в котором отражено, что часть земель общего пользования площадью 97 кв.м, находящихся в распоряжении и собственности муниципального образования г.Чебоксары, используется ФИО1 без предусмотренных законодательством РФ прав на земельные участки.
Материалы обследования земель города Чебоксары адрес от 09 октября 2018 г. № 064-К для рассмотрения и принятия процессуального решения направлены и поступили в Управление Росреестра по Чувашской Республике 12 октября 2018 г.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 ведущий специалист МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и ФИО6 ведущий специалист – эксперт отдела муниципального земельного контроля МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», пояснили, что основанием для осмотра земельного участка с кадастровым номером ----- явилось обращение администрации Ленинского района г.Чебоксары от 25.09.2018 год и, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанный земельный участок был осмотрен, по результатам осмотра составлен акт № 074-К от 09 октября 2018г.
Суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами Управления муниципального контроля отдела муниципального земельного контроля администрации г. Чебоксары, фактически была проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2015 г. № 223 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики (далее - Порядок), согласно которому под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Чувашской Республики, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования).
В силу ч. 7 указанного Порядка должностные лица органа муниципального земельного контроля при проведении проверки обязаны:
проводить проверку на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением,
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки.
Согласно ч. 8 Порядка предметом проверки при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований.
Муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела на основании задания № 145 от 13 ноября 2018 года должностными лицами Управления Росреестра по Чувашской Республике 26 ноября 2018 года проведено административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером ----- расположенного по адресу: адрес
По результатам обследования установлено нарушение п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования
объекта земельных отношений признаков нарушений требований
законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 2);
- поступления в орган государственного земельного надзора обращений заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 3).
Таким образом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Любое постановление должно быть законным, обоснованным и мотивированным: утверждения и выводы, содержащиеся в нем, должны быть основаны на объективно собранных и тщательно исследованных доказательствах, каждое доказательство о виновности или невиновности лица подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела, догадки, предположения и общие рассуждения не допускаются.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, среди прочих обстоятельств подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
По смыслу ст.26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако как следует из представленного материала, эти положения при рассмотрении дела были нарушены должностным лицом и обжалуемое постановление не соответствует предъявляемым требованиям закона.
Как установлено судом, в материалах дела распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки, не имеется, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен 31 октября 2018 года, а административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером ----- расположенного по адресу: адрес. проведено после составления указанного протокола - 26 ноября 2018 года.
В Управление Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 направлено ходатайство о вызове должностных лиц муниципального земельного контроля администрации г. Чебоксары, составивших акт осмотра земельного участка, и назначении по делу экспертизы спорных доказательств.
Однако, в нарушение требований ст. 24.4 КоАП РФ сведений о рассмотрении должностными лицами ходатайства в материалах дела не имеется. Определение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства отсутствует.
При таких обстоятельствах, признать постановление должностного лица, обоснованным, постановленным на всесторонне и полно исследованных доказательствах не приходится.
Указанные выше грубые нарушения при рассмотрении, исследовании и оценке представленных по делу доказательств являются бесспорным основаниям для отмены любого постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему административному правонарушению составляет два месяца (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, является длящимся.
При применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Должностным лицом управления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были обнаружены в день поступления материалов в Управление (12 октября 2018 г.).
С учетом изложенного, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ истек 12 декабря 2018г.
Из системного толкования положений ч.1 ст. 4.5, п.6 ч.1 ст. 24.5 и п.2 и п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношени ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ :
Постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27 ноября 2018 года в отношении ФИО1, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения его копии в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья Н.Э. Фомина