ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-564/2022 от 26.08.2022 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Краснодарский край, г. Новороссийск 26 августа 2022 года

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Гетманенко С.А., при участии:

представителя управления финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск Германович Ю.Ю.,

представителя должностного лица, привлеченного к административной ответственности – Игнатьевой А.А.,

при секретаре Прудниковой Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Обламской Людмилы Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка № 83 г. Новороссийска Стрелкова А.В., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 248 г. Новороссийска, от 28.04.2022 г., которым Обламская Л.В. как должностное лицо – директор муниципального автономного учреждения «Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций» привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Обламская Л.В. обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 83 г. Новороссийска Стрелкова А.В., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 248 г. Новороссийска, от 28.04.2022 г.

В обоснование жалобы указала, что постановление от 28.04.2022 г. является незаконным и необоснованным, подлежит отмене, производство по делу – прекращению по следующим основаниям. Суд первой инстанции при вынесении постановления не исследовал в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, отдал предпочтение материалам проведенной по делу проверки, которая содержит документы, составленные должностными лицами. Обламская Л.В. в период с 13.05.2019 г. по 26.04.2022 г. являлась руководителем Муниципального автономного учреждения «Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций» (далее по тексту – МАУ «УРНЗТ»). Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее по тексту – УАиГ МО г. Новороссийск) № 23-в от 29.01.2020 г. утверждено муниципальное задание для МАУ «УРНЗТ» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, во исполнение которого МАУ «УРНЗТ» оказывает ряд муниципальных услуг. Приказами УАиГ МО г. Новороссийск № 75-в от 25.06.2021 г. и № 126-в от 03.12.2021 г. в муниципальное задание вносились изменения. К перечню услуг муниципального задания, в частности, относится услуга – «Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях с кодом по общероссийскому базовому перечню или региональному перечню 0623, показатель – количество реализованных мероприятий (совещаний, консультаций – устных и письменных)». Приказом УАиГ МО г. Новороссийск № 152-в от 30.12.2021 г. утвержден расчет нормативных затрат к вышеуказанному муниципальному заданию, который в общей сумме составил 35 522 041,58 руб. Для целей финансирования выполнения учреждением муниципального задания по оказанию соответствующих муниципальных услуг между УАиГ МО г. Новороссийск и МАУ «УРНЗТ» заключено соглашение № 1 от 30.12.2020 г. на предоставление учреждению субсидий из средств муниципального бюджета МО г. Новороссийск. Указанное соглашение о предоставлении субсидий в материалах дела отсутствует и мировым судьей не исследовалось. Во исполнение вышеуказанных обязательств МАУ «УРНЗТ» представило в УАиГ МО г. Новороссийск отчет о выполнении муниципального задания от 31.12.2020 г., который утвержден непосредственно приказом начальника УАиГ МО г. Новороссийск от 20.01.2022 г. В материалы дела данный отчет не представлен. В деле имеется реестр оказанных услуг, который является одним из приложений к отчету. Муниципальное задание и соглашение о предоставлении субсидий являются единственными документами, которыми устанавливаются требования к отчетности учреждения об оказанных муниципальных услугах и ведению соответствующего учета, однако никаких требований, кроме сроков и периодичности предоставления отчетности указанные документы не содержат. Ни в акте проверки от 16.03.2022 г., ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не указано, каким нормативным требованиям о ведении учета оказываемых муниципальных услуг не соответствует отчетность МАУ «УРНЗТ», представленная учреждением органу муниципального контроля при проведении проверки. Таким образом, постановление мирового судьи, принятое на основании документов по результатам ведомственной проверки управлением финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск, является незаконным и необоснованным, поскольку: правомерность оказанных услуг подтверждается реестровыми записями регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ; консультации по услуге «0623» по горячей линии предоставлялись по телефону 8-800-250-77-07, официально зарегистрированному для консультаций и размещенному в средствах массовой информации, что подтверждает целевое обращение граждан для получения консультаций по данному номеру; форма и порядок ведения реестра по данному виду услуг не утверждены нормативно-правовыми актами.

В судебном заседании представитель должностного лица, привлеченного к административной ответственности – Игнатьева А.А., доводы жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель управления финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск Германович Ю.Ю. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить ее без удовлетворения. Пояснила, что директору МАУ «УРНЗТ» Обламской Л.В. субсидия выдавалась на определенных условиях, которые указаны в муниципальном задании, которые ею не выполнены. Директором МАУ «УРНЗТ» Обламской Л.В. нарушены условия предоставления субсидии, выделенной на исполнение муниципального задания из местного бюджета, что выразилось в расходовании средств субсидии в сумме 310 907,18 рублей, не в соответствии с условиями муниципального задания, как затраты, не подтвержденные надлежащими документами. Проверке должны были быть предоставлены документы, обосновывающие показатели качества муниципальной услуги, а именно: подтверждающие продолжительность проведенных сходов и выездных консультирований с участием 437 граждан, консультирований по вопросам регистрации объектов недвижимости 605 обратившихся граждан с использованием телефона «Горячей линии» и 432 обратившихся граждан непосредственно в МАУ «УРНЗТ». При проверке Обламской Л.В. не были представлены документы, позволяющие определить лиц, которым были предоставлены услуги, длительность времени предоставления услуги, количество отработанных человеко-часов, т.е. МАУ «УРНЗТ» были составлены отчеты, однако документы, позволяющие определить качество услуг, не были предоставлены для проверки.

Обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд полагает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 г. Новороссийска Стрелкова А.В., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 248 г. Новороссийска, от 28.04.2022 г. Обламская Л.В. как должностное лицо – директор МАУ «УРНЗТ» привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление по делу об административном правонарушении от 28.04.2022 г. в отношении Обламской Л.В. вынесено уполномоченным лицом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ наступает в случае нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно положениям ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, на основании решений начальника управления финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее по тексту – Управление) № 06.2.1-02/7 от 26.01.2022 г., № 06.2.1-02/7.1 от 24.02.2022 г. в период с 28.01.2022 г. по 11.03.2022 г. Управлением проведено контрольное мероприятие в отношении МАУ «УРНЗТ» по вопросу использования субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования г. Новороссийск на исполнение муниципального задания, субсидий, выделенных на иные цели, а также расходования средств, полученных от оказания платных услуг (внебюджетной деятельности). По результатам проверки установлено следующее. УАиГ МО г. Новороссийск МАУ «УРНЗТ» на основании соглашения № 1 от 30.12.2020 г., с учетом дополнительных соглашений в 2021 году, предоставлена субсидия в сумме 35 522 041,58 рублей. За период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. из средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных слуг (выполнение работ), МАУ «УРНЗТ» было израсходовано 35 522 041,58 рублей. Муниципальное задание для МАУ «УРНЗТ» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утверждено приказом УАиГ МО г. Новороссийск № 23-в от 29.01.2021 г. Муниципальное задание на 2021 год сформировано на оказание четырех муниципальных услуг: подготовка документации по планировке территории с кодом в региональном перечне 495, показатель – общая площадь земельных участков, для которых подготовлены проекты планировки и проекты межевания; геодезическая и картографическая деятельность для структурных подразделений администрации с кодом в региональном перечне 0526, показатель – общая площадь земельных участков, в отношении которых проведены геодезические работы; кадастровая деятельность для структурных подразделений администрации с кодом в региональном перечне 0614, показатель – общая площадь земельных участков, подготовленных для постановки на кадастровый учет; деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях с кодом по общероссийскому базовому перечню или региональному перечню 0623, показатель – количество реализованных мероприятий (совещаний, консультаций устных и письменных). В ходе проверки выполнения МАУ «УРНЗТ» муниципального задания, утвержденного на 2021 год приказом УАиГ МО г. Новороссийск от 03.12.2021 г. № 126-в, установлено, что согласно муниципальному заданию по муниципальной услуге 0623 «Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях» предусмотрено предоставление в 2021 году консультаций в области градостроительства, выявление проблем и мониторинг проводимых мероприятий по решению проблемных вопросов 4 200 гражданам. Согласно предъявленному проверке реестру услуг к отчету по исполнению муниципального задания за 2021 год отделом геоинформационных данных МАУ «УРНЗТ» проводились сходы граждан в сельских округах и внутригородских районах, выездное консультирование граждан во внутригородских районах и сельских округах, эта услуга была оказана 437 гражданам. Предъявленная проверке книга учета консультаций юридических и физических лиц не содержит данных о продолжительности сходов и консультаций, не содержит информации о теме проводимого схода, предмета консультации, даты проведения, адреса схода и проведения консультации, должности и фамилии сотрудника, проводившего консультацию. Согласно пояснению директора МАУ «УРНЗТ» Обламской Л.В. от 03.03.2022 г. № 31-25-737/22 протоколы схода граждан не велись. Не подтверждены затраты рабочего времени при оказании в 2021 году консультирований по вопросам регистрации объектов недвижимости 605 обратившихся граждан с использованием телефона «горячей линии» и 432 обратившихся непосредственно в учреждение. Предъявленные проверке выписка из электронного журнала по учету звонков «горячей линии» за 2021 год и книга учета консультаций юридических и физических лиц за 2021 год не содержат даты и продолжительности оказания услуги, данных обратившегося для «обратной связи», данных, позволяющих определить суть вопроса, ответа на него, качества оказания муниципальной услуги, должности и фамилии сотрудника, проводившего консультацию. Таким образом, указанный в реестре услуг к отчету по исполнению муниципального задания за 2021 год показатель длительности оказания услуги – рабочей встречи (совещания, консультации) в количестве 546,9 часов документально не подтвержден. Директором МАУ «УРНЗТ» Обламской Л.В. нарушены п.1 ст.78.1. Бюджетного кодекса РФ, п.2.1. соглашения, раздел 4 муниципального задания на 2021 год, утвержденного приказом УАиГ МО г. Новороссийск от 03.12.2021 г. № 126-в, что повлекло нарушение условий предоставления субсидии, выделенной на исполнение муниципального задания из местного бюджета, выразившееся в расходовании средств субсидии в сумме 310 907,18 рублей на оказание муниципальной услуги 0623 «Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях», в количестве 546,9 человеко-часов, фактическое оказание которых документально не подтверждено.

В соответствии со ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ – в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества».

Пунктом 2.1 соглашения № 1 от 30.12.2020 г. о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования г. Новороссийск на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), заключенного между УАиГ МО г. Новороссийск и МАУ «УРНЗТ», установлено, что субсидия предоставляется Учреждению на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), установленных в муниципальном задании.

Согласно п.3.2 раздела 4 утвержденного муниципального задания на 2020 год показателем, характеризующим объем муниципальной услуги 0623 «Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях», является количество организационных мероприятий (совещаний, консультаций устных и письменных).

Согласно п.46 постановления администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края от 21.04.2021 г. № 2401 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск от 11.03.2020 г. № 1300 «Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания» и утрате силы постановлений администрации муниципального образования г. Новороссийск от 02.06.2020 г. № 2700 и от 11.12.2020 г.» – правила осуществления контроля органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и главными распорядителями средств бюджета, в ведении которых находятся муниципальные казенные учреждения, за выполнением муниципального задания устанавливаются указанными органами и должны предусматривать в том числе: документы, применяемые муниципальным учреждением в целях подтверждения информации о потребителях оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и выполнения содержащихся в муниципальном задании показателей объема оказываемых услуг (выполняемых работ), а также (при необходимости) формы указанных документов; формы аналитической отчетности, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ) и периодичность ее формирования.

Из обжалуемого постановления следует, что Обламской Л.В. документально не подтверждено оказание муниципальной услуги 0623 «Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях», на выполнение которой была выделена субсидия из местного бюджета.

При проведении проверки в отношении МАУ «УРНЗТ» по вопросу использования субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования г. Новороссийск на исполнение муниципального задания, Обламской Л.В. были предоставлены книги учета консультаций юридических и физических лиц, журнал по учету звонков, которые, по мнению административного органа, не являются документами, подтверждающими оказание муниципальной услуги.

Вместе с тем, постановление мирового судьи и материалы дела об административном правонарушении не содержат ни одного нормативно-правового документа, которые устанавливают форму и содержание документов (книг учета и журналов), предоставляемых в подтверждение оказания муниципальной услуги.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Реализация этого принципа согласно п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заключается в том, что вина в совершении административного правонарушения устанавливается должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Доводы административного органа о том, что им не принимаются во внимание представленные МАУ «УРНЗТ» журналы, отчеты, распечатки – не основаны на требованиях нормативно-правовых актов, являются голословными и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.

В судебном заседании установлено, что материалы дела об административном правонарушении не содержат надлежащих доказательств совершения Обламской Л.В. административного правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 83 г. Новороссийска Стрелкова А.В. от 28.04.2022 г. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению.

Руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 83 г. Новороссийска Стрелкова А.В. от 28.04.2022 г. – отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Обламской Л.В. состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ.

Судья: подпись

Подлинник решения находится

в материалах дела № 5-851/2022-248 (№ 12-564/2022)

УИД 23MS024801-2022-001377-73