ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-565/2022 от 22.07.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 12-565/2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 июля 2022 года г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 05 мая 2022 года, которым должностное лицо – МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 05 мая 2022 года должностное лицо – МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 представила в суд жалобу, в которой просит суд данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения, недоказанностью вины.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения жалобы извещена судом надлежащим образом, причины неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляла.

Суд, руководствуясь статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, полагает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Защитник ФИО в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Представитель Сахалинского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил жалобу рассматривать в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обеспечивают выполнение, технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

Данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей (пункт 1.1.2).

В силу положений пункта 1.2.2 данных Правил потребитель обязан обеспечить, в том числе, содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.

Согласно пункту 1.2.6 данных Правил ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет).

Пунктом 1.5.18 Правил установлено, что для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство Потребителя.

В соответствии с пунктом 1.5.2 Приказа Минэнерго РФ от 30 июня 2003 года N 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках» в эксплуатации средства защиты подвергают эксплуатационным очередным и внеочередным испытаниям (после падения, ремонта, замены каких-либо деталей, при наличии признаков неисправности). Нормы эксплуатационных испытаний и сроки их проведения приведены в Приложениях 6 и 7.

Согласно пункту 1.7.119 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года N 204, главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину PE. При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения PE (PEN)-проводника питающей линии. Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента. В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Южно-Сахалинска 14 апреля 2022 года проведена проверка в МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города , расположенном по , в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований норм и правил по безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно:

- отсутствует главная заземляющая шина внутри или отдельно от него.

- не проверены по нормам эксплуатационных испытаний электрозащитные средства, полученные для эксплуатации от заводов-изготовителей или со складов.

- отсутствует однолинейная схема , утвержденная ответственным за электрохозяйство Потребителя.

Приказом Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска от 10 октября 2016 года директором МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска с 10 октября 2016 года назначена ФИО1

В связи с выявленными нарушениями, заместителем прокурора города Южно-Сахалинска ФИО вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1

Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 05 мая 2022 года должностное лицо – МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Суд соглашается с выводами должностного лица о виновности должностного лица в совершении правонарушения, поскольку выявленные нарушения нашли свое объективное подтверждение при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы.

Вина лица в совершении административного правонарушения полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые должностным лицом, оценены в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми и достоверными, поскольку получены уполномоченным должностным лицом, в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в них отражены правильно.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.

К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет, что административной ответственности подлежит лицо, в том числе и в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям отнесены, в том числе и полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

То есть для того, чтобы сделать вывод о совершении должностным лицом правонарушения необходимо установить, что указанное лицо не приняло всех необходимых мер для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществило надлежащий контроль за исполнением, в том числе и его работниками трудовых обязанностей.

ФИО1 является директором МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска, соответственно на неё возложена обязанность по осуществлению общего руководства деятельностью образовательного учреждения.

Таким образом, она была наделена организационно-распорядительными полномочиями, административно-хозяйственными функциями, в связи с чем, была обязана соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ей лиц.

Совокупность исследованных судом доказательств, оценка которым дана по правилам статей 26.2, 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что должностным лицом не были приняты все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, чем нарушены нормы действующего законодательства.

Таким образом, действия должностного лица – директора МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1 обоснованно квалифицированы по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дел об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Тот факт, что выявленные нарушения на момент вынесения постановления были частично устранены, не свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, поскольку устранение нарушений после их выявления не освобождает лицо от ответственности за указанные нарушения, административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушений может учитываться лишь при определении вида и размера административного наказания.

Наказание должностному лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном пределе санкции статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления не допущено, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

постановление начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 05 мая 2022 года, которым должностное лицо – МАОУ СОШ имени Героя России ФИО города Южно-Сахалинска ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда Е.В. Рыженкова