ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-568/13-2019 от 12.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 12-568/13-2019 г.

46RS0030-01-2019-005530-23

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск 12 августа 2019 года

Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Главы Курского района ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Главы Курского района Курской области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Глава Курского района Курской области Курской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Глава Курского района ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить на в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом указав, что при проведении проверки Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области пришло к выводу, что Администрацией Курского района Курской области при подготовке извещения о проведении электронного аукциона, необоснованно в один лот объединено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, расположенных в границах разных сельских поселений Курского района, не связанных между собой и не имеющих общих границ, а так же функционально и (или) технологически неразрывно не связанных между собой, что привело к необоснованному увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, и тем самым, привело к ограничению количества участников электронного аукциона, однако идентичность выполняемых работ в данном случае следует из задания на разработку проектной документации и обратного, заинтересованным лицом не установлено и не доказано. Так же указал, что Администрацией Курского района Курской области в полной мере соблюден принцип профессионализма заказчика, равно как соблюден принцип необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, объединение в один лот работ по разработке проектной документации реконструкции на реконструкцию соответствующих автомобильных дорог, а равно, привлечение в связи с этим подрядных организаций, обладающих достаточными материальными трудовыми и экономическими ресурсами в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по государственному контракту, - соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе, и не является нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, Председателем Правительства РФ ФИО2 05.05.2017г. Федеральной антимонопольной службе дано поручение в целях повышения качества дорожных работ и обеспечения гарантийных обязательств проработать возможность привлечения крупных дорожных организаций путем укрупнения лотов за счет объединения нескольких контрактов.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Глава Курского района Курской области ФИО1 не явился. О дне и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела им заявлено не было.

В судебном заседании его защитник по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании старший помощник прокурора Курского района Курской области Ховалкин Е.С. просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст. 7.30 КоАП РФ. Также указал, что проверка была проведена по заданию прокуратуры области, решение о проведении проверки в отношении главы курского района Курской области было принято заместителем прокурора курского района.

Выслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, показания свидетеля, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.4.1 ст. 7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в противоправных деяниях, которые выражаются во включении в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрен Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наряду с установленными части 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В пп.1.6 п.1 «Информация об электронном аукционе» раздела «Общие сведения об электронном аукционе» аукционной документации заказчиком установлено, что наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указаны в разделе «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Порядок подготовки и размещения в единой информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 913.

Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Как следует из предоставленных материалов, на основании решения заместителя прокурора Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании задания прокуратуры Курской области, прокуратурой Курского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при реализации полномочий в сфере дорожного строительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заказчиком - Администрацией Курского района Курской области (место нахождения: <...>) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-ACT» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «www.sberbank-ast.ru» (далее - электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ»), размещены извещения о проведении электронного аукциона , документация об электронном аукционе (в том числе проект муниципального контракта), локальные сметы (идентификационный код закупки:

В соответствии с данным извещением, документацией об электронном аукционе объектом закупки являлось «выполнение работ по ремонту объектов на территории Курского района Курской области в 2019 году: - Ремонт автомобильной дороги пос. Малиновый Винниковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,0 км; - Ремонт дороги по ул. Тепличная д. Ворошнево Ворошневского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,1 км; - Ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д. Зорино Рышковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 0,712 км». Начальная (максимальная) цена контракта - 9 538 223 рубля 00 копеек.

Согласно протоколам, составленным в ходе проведения электронного аукциона, размещенным заказчиком в ЕИС, на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»: - на участие в электронном аукционе было подано 3 (три) заявки, по результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, 2 (две) заявки были допущены к процедуре торгов, 1 (одной) заявке отказано в допуске к участию в электронном аукционе; 1 (один) участник закупки принял участие в процедуре электронного аукциона; по результатам рассмотрения второй части аукционной заявки с идентификационным номером 98 (Закрытое акционерное общество «АВТОДОР»), аукционная комиссия заказчика признала ее соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией заказчика.

05.03.2019г., по итогам проведения электронного аукциона между заказчиком, в лице Главы Курского района Курской области ФИО1, и Закрытым акционерным обществом «АВТОДОР» был заключен муниципальный контракт №4 на выполнение работ по ремонту объектов на территории Курского района Курской области: 2019 году: -Ремонт автомобильной дороги пос. Малиновый Винниковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,0 км; Ремонт дороги по ул. Тепличная д. Ворошнево Ворошневского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью: 1,1 км; - Ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д.Зорино Рышковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 0,712 км (реестровый номер контракта: ) (далее - Контракт). Цена Контракта составила 9 490 531 рубль 88 копеек.

Согласно содержания раздела «Техническое задание» аукционной документации заказчика при исполнении Контракта необходимо выполнить работы по ремонту объектов на территории Курского района Курской области в 2019 году: ремонт автомобильной дороги пос. Малиновый Винниковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,0 км; ремонт дороги по ул. Тепличная д. Ворошнево Ворошневского сельсовета Курского района курской области, протяженностью 1,1 км; ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д.Зорино Рышковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 0,712 км. В разделе «Техническое задание» аукционной документации заказчик установил: «Место выполнения работ: Курская область, Курский район, пос. Малиновый; <...>; <...>.»

Извещение о проведении электронного аукциона , а так же документация об электронном аукционе, размещенные ДД.ММ.ГГГГ. в ЕИС, подписаны электронной подписью ФИО1

Распоряжением Администрации Курского района Курской области от 28.01.2019г №45 «Об утверждении документации об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту объектов на территории Курского района Курской области в 2019 году» утверждена документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту объектов на территории Курского района Курской области в 2019году: ремонт автомобильной дороги пос. Малиновый Винниковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,0 км; ремонт дороги по ул. Тепличная д. Ворошнево Ворошневского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 1,1 км; ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д.Зорино Рышковского сельсовета Курского района Курской области, протяженностью 0,712 км.

Данное распоряжение Администрации Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. подписано Главой Курского района Курской области ФИО1.

Согласно решению территориальной избирательной комиссии Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации избранного Главы Курского района Курской области» ФИО1 зарегистрирован Главой Курского района Курской области.

В соответствии с распоряжением Администрации Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 приступил к исполнению служебных обязанностей Главы Курского района Курской области с 19.09.2014г.

Вина Главы Курского района Курской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя прокурора Курского района Курской области, документацией об электронном аукционе, муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ., а так же иными материалами дела.

Действия Главы Курского района Курской области ФИО1 правильно квалифицированы по ч.4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. назначено в пределах санкции ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 Кодекса.

Должностным лицом при назначении наказания были учтены все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Довод жалобы, о том, что нарушения Закона о защите конкуренции не допущено, является несостоятельным. Так, в силу положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при запросе предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В рассматриваемом случае антимонопольный орган исходил из того, что допущенное заявителем нарушение, выразившееся во включении в один лот услуги по ремонту автомобильных дорог, привело к уменьшению числа потенциальных участников размещения заказа, т.е. к ограничению конкуренции. Тем более, что данные автомобильные дороги находятся в границах разных сельских поселений, не имеют общих границ и функционально и (или) технологически неразрывно не связаны между собой, что не отрицалось защитником в судебном заседание, в связи с чем, объединение в один лот выполнения работ по содержанию дорог в различных сельских поселений (пос. Малиновый Винниковского сельсовета Курского района Курской области, д. Ворошнево Ворошневского сельсовета Курского района Курской области, д.Зорино Рышковского сельсовета Курского района Курской области) привело к увеличению цены контракта, значительного размера обеспечения заявки, необходимости задействования дополнительных финансовых ресурсов).

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 показал, что соответствующая фактическим обстоятельствам правовая позиция изложена в обжалуемом постановлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу об административном правонарушении в отношении Главы Курского района Курской области ФИО1 заказчиком администрацией Курского района курской области в один объект закупки объединено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, расположенных в границах разных сельских поселений Курского района, не связанных между собой и не имеющих общих границ, а также функционально и (или) технологически неразрывно не связанных между собой, что привело к необоснованному увеличению объема выполненных работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения исполнения контракта и тем самым привело к ограничению количества участников аукциона. Просил постановление оставить без изменения.

Данные показания последовательны, непротиворечивы и подтверждены соответствующими доказательствами.

Ссылки на наличие различной судебной практики не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.

Утверждение защитника о том, что ремонтом автомобильных дорог Курского района занимается лишь одна организация- ЗАО «АВТОДОР» ничем не подтверждено. Кроме того, само по себе данное обстоятельство свидетельствует о нарушении потенциальным претендентам гарантии по реализации их права на участие в торгах, а также развития добросовестной конкуренции.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.

Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления.

Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили бы должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении жалобы не установлено.

Ввиду того, что правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, то жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Главы Курского района Курской области ФИО1 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья