Судья Почукаев Л.В. дело № 12-568/17
Р Е Ш Е Н И Е
«13» апреля 2017 года г. Красногорск
Московской области
Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО «ПромЭкоТех» по доверенности ФИО1 на постановление Чеховского городского суда Московской области от 21.02.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ПАО «ПромЭкоТех»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Чеховского городского суда Московской области от 21 февраля 2017 года Публичное акционерное общество «Промышленные экологические технологии» (далее ПАО "ПромЭкоТех") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности Полигона ТБО «Кулаковский» сроком на 14 суток.
Не согласившись с решением суда, защитник по доверенности ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить вынесенное постановление, как незаконное и необоснованное, поскольку по делу допущены процессуальные нарушения, и вина Общества не доказана материалами дела.
Проверив материалы дела по правилам ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника Богаткиной Е.Н., должностное лицо ФИО2, заслушав показания свидетеля ФИО3, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Как усматривается из судебного решения и материалов дела, ПАО «ПромЭкоТех» привлечено к административной ответственности в связи с нижеследующим.
15 ноября 2016 года в 10 часов 30 минут по адресу: Московская область, Чеховский район, вблизи д. Манушкино, полигон твердых бытовых отходов «Кулаковский», был проведен осмотр территории полигона, эксплуатацию которого осуществляет ПАО «ПромЭкоТех». На полигоне ТБО «Кулаковский», где ПАО «ПромЭкоТех» осуществляет свою деятельность, включая деятельность по размещению (захоронению) отходов, разгрузка отходов, поступивших на размещение осуществляется на территории административно-хозяйственной зоны (на месте разобранного ангара), т.е. на рабочей карте тела полигона. Установлено, что для эксплуатации полигона, ПАО «ПромЭкоТех» разработан «Проект рекультивации Кулаковского полигона ТБО, расположенного в Чеховском районе Московской области», на который получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта технической документации «Проект рекультивации Кулаковского полигона ТБО, расположенного в Чеховском районе Московской области» от 23.04.2015 года. В ходе осмотра установлено, что по периметру полигона смонтирован забор, установленный забор частично перекрывает ранее несанкционированно размещенные отходы, т.е. часть единого свалочного тела (включая действующий участок и ранее несанкционированное складирование на землях лесного фонда м в западной части) разделена смонтированным (в октябре 2016 г.) забором. На момент осмотра на теле полигона работает специальная автотехника: 3 трактора, 2 уплотнителя, осуществляется завоз на рабочую карту мусоровозами и размещение отходов производства и потребления в штатном режиме. Согласно проекту основным источником выбросов вредных веществ в атмосферу является свалочное тело полигона, при эксплуатации которого в атмосферный воздух осуществляется выброс азота диоксида, аммиака, метана, диоксида серы, сероводорода, керосина, бензина, толуола, формальдегида, фенола и др. Согласно проектной документации, в ходе работы техники, въезжающих мусоровозов, свалочное тело (в результате газогенерации) осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источниками которых является: комплекс техники и транспорта, задействованного на рекультивации полигона (сжигание топлива, выделения при заправке техники, пыление при земляных работах); газогенерация существующего массива ТБО; открытая стоянка автотранспорта. При этом выделяются различные неорганические (оксиды углерода, азота, аммиак, сероводород) и органические (толуол, ксилол, этилбензол, фенол, метан) вещества. Кроме того, загрязнение атмосферы оксидами углерода, азота, серы, углеводородами и сажей осуществляется и при работе тракторов, бульдозеров, экскаваторов, которые разравнивают и уплотняют завозимые на полигон отходы.
Согласно Проекту загрязнение атмосферного воздуха в ходе реконструкции и эксплуатации полигона ТБО «Кулаковский» будет происходить в результате эксплуатации строительных машин и механизмов, выбросов пыли при перемещении и укатывании грунта и отходов и газогенерации свалочного тела. В процессе складирования твердых бытовых отходов в теле полигона в условиях недостатка кислорода, повышенной температуры и влажности происходит естественное анаэробное разложение органических отходов. Одним из продуктов этого процесса является свалочный газ - смесь метана и углекислого газа. Данные инструментарных замеров атмосферного воздуха на стационарных источниках выбросов вредных веществ не предоставлены (не проводятся Обществом с привлечением специализированной лаборатории в рамках мониторинга атмосферного воздуха. В проектной документации разработаны мероприятия по охране атмосферного воздуха, направленные на предупреждение загрязнения воздушного бассейна выбросами работающих машин и механизмов и свалочного тела полигона. Должны быть определены зоны распространения загрязняющих веществ. Проведены работы по согласованию расчетов и графиков рассеивания загрязняющих веществ с региональными природоохранными органами и получено от них разрешение на определенный объем выбросов и размер платы за загрязнение атмосферы. Должны проводиться периодические замеры объемов выбросов работающих машин и механизмов, и свалочного тела полигона в рамках мониторинга атмосферного воздуха. При проведении административного расследования
Однако, 15.11.2016 года установлено, что у Общества отсутствуют утвержденные нормативы предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которому Обществу разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем, полигон «Кулаковский» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов на полигоне «Кулаковский», а также при эксплуатации полигона ТБО «Кулаковский» непосредственно от стационарных источников выбросов вредных веществ свалочного тела полигона ТБО в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушило требования ст.ст. 22 и 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12 и 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и допустило выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Указанное деяние квалифицировано по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и той деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 12 указанного ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые сбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны, окружающей среды, для стационарного источника, а так же их совокупности.
Согласно Порядку установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденному приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579 (зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2011 г. № 19753), Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, пыль неорганическая с содержанием 02<20%, аммиак, бензол, фенол и др. являются вредными (загрязняющими) веществами и подлежат государственному учету и нормированию.
Как указал городской суд при проверке законности постановления должностного лица, факт совершения вмененного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, из которого следует, что 15ноября 2016 года при проведении осмотра территории полигона ТБО «Кулаковский» было установлено, что протоколом об административном правонарушении № 111213/49/2016 от 02.12.2016 г., из которого усматриваются обстоятельства совершения вменяемого правонарушения и другие значимые для дела обстоятельства; протоколом № 07/049/2016 от 15.11.2016 г. об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с фототаблицей; копией лицензии ПАО «ПромЭкоТех» № 077 666 от 25.07.2016 г.; копией договора аренды земельного участка № 1778 от 25.12.2009 г.; протоколом № 07/049/2016 от 29.11.2016 г. об изъятии вещей и документов (взятии проб и образцов); протоколом отбора проб атмосферного воздуха № 13Р/53-16 от 29.11.2016 г.; протокол № ВР/53-16 от 07.12.2016 г. результатов анализа проб атмосферного воздуха; экспертным заключением № 34 от 08.12.2016 г., из которого следует, что по результатам химического анализа в пробах почвы, отобранных на территории пяти пробных площадок в непосредственной близости от полигона ТБО «Кулаковский», содержание исследованных загрязняющих веществ не превышает установленные нормы ПДК (ОДК) и не превышает фоновых значений. По результатам токсикологического анализа на четырех пробных площадках из пяти обследованных, пробы почвы соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды, что свидетельствует о наличии в почве токсичных веществ неустановленного состава. Свалочное тело полигона ТБО «Кулаковский» является источником выброса и загрязнения атмосферы сероводородом, так как значения концентраций сероводорода в атмосферном воздухе на территории полигона и его подветренной стороне значительно превышают вклад сторонних источников вне полигона. За пределами выделенного полигону ТБО «Кулаковский» земельного участка с кадастровым номером 50:31:0050414:1, за операционный период с 16.12.2015 г. по 29.10.2016 г. размещены отходы четвертого класса опасности, масса отходов составляет 3364 т.; копией договора от 11.03.2015 г. о передаче /уступки/ прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 1778 от 25.12.2009 г.; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; выпиской из ЕГРЮЛ и другими доказательствами.
Таким образом, оценив вышеприведенных доказательства в их совокупности, и установив, что действующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на момент проведения проверки у ПАО «ПромЭкоТех» отсутствовало, должностное лицо органа административной юрисдикции и городской суд пришли к правильному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Действия ПАО «ПромЭкоТех» по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ квалифицированы верно.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность для соблюдения вышеуказанных требований законодательства, юридическим лицом не представлено.
Наказание ПАО «ПромЭкоТех» назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям КоАП РФ, основано на материалах дела, мотивировано.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Вопреки доводам жалобы, при составлении протокола отбора проб, акта отбора проб и протоколов исследования изъятых промышленных выбросов, суд второй инстанции не усматривает существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося судебного решения.
Иные доводы, изложенные в жалобе, приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку городского суда, и его выводы не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, суд учитывает показания свидетеля ФИО3, допрошенной в судебном заседании из показаний которой следует, что в материалах дела имеются доказательства подтверждающие уведомление Общества посредством почты, электронной почты и телеграммы. Кроме того, представитель Общества ФИО1 присутствовал при отборе проб воздуха, однако отказался подписывать документы, указав, что генеральный директор Общества не давал ему таких полномочий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление городского суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление Чеховского городского суда Московской области от 21 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ПромЭкоТех» по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья М.В. Мертехин