ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-568/2021 от 12.10.2021 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело № 12-568/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Рязань 12 октября 2021 года

Судья Советского районного суда г. Рязани Никишина Н.В.,

при секретаре Киташкиной Ю.С.,

рассмотрев в помещении суда жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области ФИО3 от 30.12.2020 Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Согласно данному постановлению, 12.11.2020 Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не исполнило содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в пределах установленного срока на обжалование направил в суд жалобу, в которой, ссылаясь на отсутствие объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленные сроки ввиду ограниченного бюджетного финансирования, целевого характера денежных средств в рамках уже утвержденной Правительством Рязанской области государственной программы Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» на 2020 год, а также на необходимость заключения госконтрактов по предмету исполнительного производства, на что требуется дополнительное время, просил вынесенное постановление признать незаконным и отменить, а производство по делу – прекратить.

В суд юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя не направило, об отложении рассмотрения жалобы не просило.

Суд, полагая возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.

Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичные положения предусмотрены в ст.13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ.

С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

На основании статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).

На основании ст.113 Закона № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно оспариваемому постановлению от 30.12.2020, вынесенному на основании протокола об административном правонарушении от 18.12.2020, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ.

Из материалов дел следует, что 05.09.2019 и.о. судебного пристава-исполнителя МО по ОИП ФИО4 на основании исполнительного листа, выданного Кадомским районным судом Рязанской области, возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: «Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать тротуарами или пешеходными дорожками и стационарным электрическим освещением участок автомобильной дороги «Восход-Ермишь» № 61 ОП РЗ 61К-033 км 22+270-23+000, проходящий в р.п. Ермишь Ермишинского района Рязанской области, в соответствии с требованиями 4.5.1 и 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 270-ст от 23.10.2007 в срок до 01.08.2019».

27.01.2020 в отношении должника вынесено постановление о взыскании по исполнительному производству неимущественного характера исполнительского сбора с установлением нового срока исполнения до 24.02.2020.

21.09.2020 указанное исполнительное производство окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

08.10.2020 постановление об окончании исполнительного производства от 21.09.2020 отменено, исполнительное производство возобновлено, и ему присвоен -ИП.

08.10.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем МО по ОИП ФИО5 в адрес Министерства вынесено требование об исполнении решения суда в 20-дневный срок со дня получения данного требования.

Согласно почтовому уведомлению, Министерство получило данное требование 13.10.2020 года. Таким образом, окончанием срока, к которому должник должен был выполнить требование исполнительного документа, являлось 11.11.2020.

Данные требования должником к установленному сроку не выполнены.

Следовательно, формальные основания к составлению в отношении Министерства протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и вынесению обжалуемого постановления имелись.Вместе с тем, в силу положений ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат не только наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но и виновность этого лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Данные обстоятельства должностным лицом при производстве по делу в полном объеме выяснены и учтены не были; письменные доводы Министерства, приложенные к протоколу об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении надлежащей правовой оценки не получили.

Так, в материалах исполнительного производства имеются письменные объяснения должника от 09.11.2020 года и от декабря 2020 года об исполнении решения Кадомского районного суда Рязанской области по делу в части обустройства электронным освещением участка автомобильной дороги Восход – Ермишь (2+ 900 – 23 + 000) в населенном пункте р.п. Ермишь Ермишинского района Рязанской области, что подтверждается актом выполненных работ от 30.06.2020 и о невозможности исполнения остальной части решения суда в установленные сроки ввиду целевого характера денежных средств, ограниченных государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» на 2020-2021 гг. и Законом Рязанской области «О бюджете на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 годов».

В этих объяснениях от 09.11.2020 года Министерство сообщило об обращении в Кадомский районный суд Рязанской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Определением Кадомского районного суда Рязанской области от 30.12.2020 года в предоставлении отсрочки было отказано, данное определение на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 года в законную силу не вступило.

На письменное обращение Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 12.04.2019 года в Министерство финансов Рязанской области о дополнительном финансировании на сумму 933 700 руб. для выполнения работ, по объектам, приведенным в вышеуказанном и других судебных решениях, которых за период 2017 г. по настоящее время, как указано с обращении и свидетельствуют открытые источники информации, было вынесено около 100, и которыми на Министерство были возложены определенные обязанности по устранению неисправностей дорожной сети, положительного ответа не получено.

По смыслу ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" наличие уважительных причин исключает привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа во вновь установленный срок.

Согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Правовой статус и полномочия Министерства определены Положением "О Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 года № 7.

В частности, Министерство, являясь центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения, реализует в числе прочего полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению государственных программ в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области, по утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

При этом Министерство финансируется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, и осуществляет в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области.

Таким образом, Министерство имеет возможность решать вопросы в сфере транспорта, в том числе об устройстве искусственного электроосвещения, тротуаров или пешеходных дорожек на участках автомобильных только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 10 данного Закона основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемый посредством разработки федеральных, региональных и местных программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что на момент вынесения решения Кадомского районного суда Рязанской области по делу государственная программа Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 годы» была уже утверждена Правительством Рязанской области на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.

Для приведения обозначенной в исполнительном документе автомобильной дороги в нормативное состояние необходимо проведение трудоемких работ, требующих значительных финансовых затрат, которые не были запланированы Министерством при реализации Государственной программы Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт 2014-2022 годы», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. № 358, и Законом Рязанской области от 21 декабря 2019 г. № 69-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Соответственно, для исполнения решения суда требовалось внесение изменений в Закон Рязанской области об областном бюджете и государственную программу Рязанской области в области дорожного хозяйства.

Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о частичном исполнении решения суда в рамках распределенных Министерству денежных средств.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области принимались зависящие от него меры по исполнению требований исполнительного документа, о чем было сообщено должностным лицам, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу, однако эти обстоятельства не получили должной правовой оценки.

Таким образом, суд полагает, что виновное бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в данном случае отсутствует, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в действиях Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – удовлетворить.

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесенное в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – отменить, производство по делу о данном административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано и/или опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись). Н.В.Никишина