Дело № 12-568/2021
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 12 октября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Никишина Н.В.,
при секретаре Киташкиной Ю.С.,
рассмотрев в помещении суда жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области № от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области ФИО3№ от 30.12.2020 Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно данному постановлению, 12.11.2020 Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не исполнило содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в пределах установленного срока на обжалование направил в суд жалобу, в которой, ссылаясь на отсутствие объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленные сроки ввиду ограниченного бюджетного финансирования, целевого характера денежных средств в рамках уже утвержденной Правительством Рязанской области государственной программы Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» на 2020 год, а также на необходимость заключения госконтрактов по предмету исполнительного производства, на что требуется дополнительное время, просил вынесенное постановление признать незаконным и отменить, а производство по делу – прекратить.
В суд юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя не направило, об отложении рассмотрения жалобы не просило.
Суд, полагая возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены в ст.13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 1 статьи 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
На основании ст.113 Закона № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно оспариваемому постановлению № от 30.12.2020, вынесенному на основании протокола об административном правонарушении № от 18.12.2020, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ.
Из материалов дел следует, что 05.09.2019 и.о. судебного пристава-исполнителя МО по ОИП ФИО4 на основании исполнительного листа, выданного Кадомским районным судом Рязанской области, возбуждено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения: «Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать тротуарами или пешеходными дорожками и стационарным электрическим освещением участок автомобильной дороги «Восход-Ермишь» № 61 ОП РЗ 61К-033 км 22+270-23+000, проходящий в р.п. Ермишь Ермишинского района Рязанской области, в соответствии с требованиями 4.5.1 и 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 270-ст от 23.10.2007 в срок до 01.08.2019».
27.01.2020 в отношении должника вынесено постановление о взыскании по исполнительному производству неимущественного характера исполнительского сбора с установлением нового срока исполнения до 24.02.2020.
21.09.2020 указанное исполнительное производство окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
08.10.2020 постановление об окончании исполнительного производства от 21.09.2020 отменено, исполнительное производство возобновлено, и ему присвоен №-ИП.
08.10.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем МО по ОИП ФИО5 в адрес Министерства вынесено требование № об исполнении решения суда в 20-дневный срок со дня получения данного требования.
Согласно почтовому уведомлению, Министерство получило данное требование 13.10.2020 года. Таким образом, окончанием срока, к которому должник должен был выполнить требование исполнительного документа, являлось 11.11.2020.
Данные требования должником к установленному сроку не выполнены.
Следовательно, формальные основания к составлению в отношении Министерства протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и вынесению обжалуемого постановления имелись.Вместе с тем, в силу положений ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат не только наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но и виновность этого лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Данные обстоятельства должностным лицом при производстве по делу в полном объеме выяснены и учтены не были; письменные доводы Министерства, приложенные к протоколу об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении надлежащей правовой оценки не получили.
Так, в материалах исполнительного производства имеются письменные объяснения должника от 09.11.2020 года и от декабря 2020 года об исполнении решения Кадомского районного суда Рязанской области по делу № в части обустройства электронным освещением участка автомобильной дороги Восход – Ермишь (2+ 900 – 23 + 000) в населенном пункте р.п. Ермишь Ермишинского района Рязанской области, что подтверждается актом выполненных работ от 30.06.2020 № и о невозможности исполнения остальной части решения суда в установленные сроки ввиду целевого характера денежных средств, ограниченных государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» на 2020-2021 гг. и Законом Рязанской области «О бюджете на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В этих объяснениях от 09.11.2020 года Министерство сообщило об обращении в Кадомский районный суд Рязанской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Кадомского районного суда Рязанской области от 30.12.2020 года в предоставлении отсрочки было отказано, данное определение на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 года в законную силу не вступило.
На письменное обращение Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 12.04.2019 года в Министерство финансов Рязанской области о дополнительном финансировании на сумму 933 700 руб. для выполнения работ, по объектам, приведенным в вышеуказанном и других судебных решениях, которых за период 2017 г. по настоящее время, как указано с обращении и свидетельствуют открытые источники информации, было вынесено около 100, и которыми на Министерство были возложены определенные обязанности по устранению неисправностей дорожной сети, положительного ответа не получено.
По смыслу ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" наличие уважительных причин исключает привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа во вновь установленный срок.
Согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Правовой статус и полномочия Министерства определены Положением "О Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 года № 7.
В частности, Министерство, являясь центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения, реализует в числе прочего полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению государственных программ в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области, по утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.
При этом Министерство финансируется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, и осуществляет в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области.
Таким образом, Министерство имеет возможность решать вопросы в сфере транспорта, в том числе об устройстве искусственного электроосвещения, тротуаров или пешеходных дорожек на участках автомобильных только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 10 данного Закона основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемый посредством разработки федеральных, региональных и местных программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что на момент вынесения решения Кадомского районного суда Рязанской области по делу № государственная программа Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 годы» была уже утверждена Правительством Рязанской области на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.
Для приведения обозначенной в исполнительном документе автомобильной дороги в нормативное состояние необходимо проведение трудоемких работ, требующих значительных финансовых затрат, которые не были запланированы Министерством при реализации Государственной программы Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт 2014-2022 годы», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. № 358, и Законом Рязанской области от 21 декабря 2019 г. № 69-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Соответственно, для исполнения решения суда требовалось внесение изменений в Закон Рязанской области об областном бюджете и государственную программу Рязанской области в области дорожного хозяйства.
Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о частичном исполнении решения суда в рамках распределенных Министерству денежных средств.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области принимались зависящие от него меры по исполнению требований исполнительного документа, о чем было сообщено должностным лицам, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу, однако эти обстоятельства не получили должной правовой оценки.
Таким образом, суд полагает, что виновное бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в данном случае отсутствует, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в действиях Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области № от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесенное в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – отменить, производство по делу о данном административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано и/или опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись). Н.В.Никишина