ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-568/2021 от 17.09.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 12-568/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2021 года

Судья Центрального районного суда города Новосибирска Малахов С.Л. при помощнике судьи Рудковой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по сохранности собственности ООО «Рынок Центральный» ФИО1 на постановление № 54п от 08.06.2021 старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2 по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением от 16.04.2021 прокурора Центрального района г. Новосибирска Цуканова Д.А. возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя директора по сохранности собственности ООО «Рынок Центральный» ФИО1

08.06.2021 постановлением № 54п старшего государственного инспектора ФИО2 должностное лицо ООО «Рынок Центральный» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить в связи с малозначительностью. Также указывает, что должностным лицом необоснованно было отказано в ходатайстве объединении дел об административных правонарушениях в отношении ФИО1 по части 1, 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в одно производство.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Петровский В.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просил в случае невозможности применить малозначительность назначить наказание в виде предупреждения.

Помощник прокурора Прскурякова О.Е. просила жалобу оставить без удовлетворения.

Исследовав административный материал, прихожу к следующему.

Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1036 Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде от 03.09.2010 № 681, признаны утратившими силу с 01.01.2021 и утверждены 28.12.2020 № 2314 новые Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно пункту 6, 7 Правил накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп; накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

Из материалов дела следует, что 23.03.2021 с 14-00 до 17-00 прокуратурой Центрального района г. Новосибирска с участием председателя комитета охраны окружающей среды мэрии г. Новосибирска ФИО3 проведена проверка соблюдения ООО «Рынок Центральный» по адресу ул. Мичурина, 12 на земельном участке с кадастровым номером 54:35:101115:11 требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В результате проверки было установлено, что ООО «Рынок Центральный» образует отходы в виде ламп ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 47110101521), однако их накопление осуществляет с неповрежденными ртутьсодержащими лампами, вне герметичной транспортной упаковки, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, что является нарушением пунктов 6,7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".

Согласно приказа № 27 от 02.07.2019 ООО «Рынок Центральный» ответственным лицом за контроль в области обращения с отходами назначен заместитель директора по сохранности собственности ООО «Рынок Центральный» ФИО1

В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица общества подтверждаются исследованными доказательствами, в частности справкой о результатах проведения проверки с фотоматериалами правонарушения, паспортами опасного отхода, приказ № 27 от 02.07.2019, должностной инструкцией заместителя директора по сохранности собственности, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалоб, должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса.

Действия заместителя директора по сохранности собственности ООО «Рынок Центральный» ФИО1 верно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сам факт нарушения требований природоохранного законодательства ФИО1 не оспаривал.

Доводы жалобы о необоснованном отказе должностным лицом в объединении дел об административном правонарушении судьей отклоняются.

Действительно в отношении ФИО1, прокуратурой Центрального района г. Новосибирска были возбуждены дела об административном правонарушении по части 1, 9 и 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что составы административных правонарушений по части 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были образованы в результате совершения ФИО1 административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Таким образом, условий для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у должностного лица не имелось.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, не имеется.

Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5.

Также, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальных пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление 54п от 08.06.2021 старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2 по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение по жалобе может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения.

Судья С.Л. Малахов