Дело № 12-568/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград 19 июля 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Олейников А.В.,
рассмотрев жалобу защитника администрации Волгограда ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области ФИО2 от 12 марта 2021 года №220/21/34044-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Волгограда
установил:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МО СП по ОИП УФССП России по Волгоградской области ФИО2 от 12 марта 2021 года №220/21/34044-АП администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей за неисполнение содержащихся в исполнительном документе в рамках возбужденного исполнительного производства от 17 февраля 2015 года №1898/15/34044-ИП требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, защитник администрации Волгограда обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что решением Центрального районного суда Волгограда по гражданскому делу № 2-4964/2014, вступившим в законную силу 12 сентября 2014 года, на администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению ФИО3 на состав семьи 7 человек по договору социального найма благоустроенного жилого помещения равнозначного жилому помещению - квартире № 8, многоквартирного дома №63 пос. им. Саши Чекалина Волгограда, общей площадью не менее 55,5 кв.м. Реализация жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, осуществляется в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 1 апреля 2019 года №141-п. В рамках реализации названной программы для граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Волгоград, <...> приобретены жилые помещения. ФИО3 предложено жилое помещение для предоставления по договору социального найма, получено её согласие и 12 марта 2021 года заключен договор социального найма жилого помещения №17-08/21. Таким образом, на дату вынесения оспариваемого постановления требования исполнительного документа исполнены в полном объеме. В этой связи полагает, что должником приняты меры по исполнению требования, содержащегося в исполнительном документе, вина в совершен административного правонарушения отсутствует, то есть о наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ.
Законный представитель либо защитник администрации Волгограда, представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленного материала следует, что решением Центрального районного суда Волгограда по гражданскому делу № 2-4964/2014, вступившим в законную силу 12 сентября 2014 года, на администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению ФИО3 на состав семьи 7 человек по договору социального найма благоустроенного жилого помещения равнозначного жилому помещению - квартире № 8, многоквартирного дома №63 пос. им. Саши Чекалина Волгограда, общей площадью не менее 55,5 кв.м.
На основании исполнительного листа ВС №044194818, 17 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем МО СП по ОИП УФССП России по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство № 1898/15/34044-ИП в отношении администрации Волгограда в пользу взыскателя ФИО3
В срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником не исполнены, в связи с чем 3 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем названного отдела вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора.
Вступившим в законную силу постановлением должностного лица МО СП по ОИП УФССП России по Волгоградской области от 17 марта 2015 года администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Кроме того, постановлениями уполномоченных должностных лиц МО СП по ОИП УФССП России по Волгоградской области от 15 июля 2015 года, 14 июня 2017 года, 28 декабря 2017 года, 4 июня 2018 года, 26 октября 2018 года, 13 февраля 2019 года администрация Волгограда признавалась виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в пределах санкции указанной нормы, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, по исполнительному производству №1898/15/34044-ИП.
Судебным приставом – исполнителем МО СП по ОИП УФССП России по Волгоградской области ФИО4 3 августа 2020 года администрации Волгограда вновь вручено требование об исполнении решения суда в течение 5 дней с момента получения требования.
В установленный срок требование судебного пристава и решение суда не исполнены.
В этой связи 24 февраля 2021 года в отношении администрации Волгограда составлен протокол №220/21/34044-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Впоследствии, 12 марта 2021 года вынесено обжалуемое постановление, которым администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу с ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из требований ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
С учетом изложенных выше правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Доказательств исполнения решения суда и законного требования судебного пристава-исполнителя в установленный требованием срок при рассмотрении дела административным органом, а также в ходе судебного разбирательства по жалобе защитника администрации Волгограда, должником не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы администрации Волгограда о том, что предпринимались действия к исполнению решения суда, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, поскольку до возбуждения рассматриваемого дела об административном правонарушении законное требование судебного пристава-исполнителя должником исполнено не было.
В рассматриваемом случае администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, выраженного в неисполнении в установленный пятидневный срок требования судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2020 года, то есть датой совершения правонарушения является 11 августа 2020 года. Те обстоятельства, которые возникли позднее, в том числе фактическое исполнение решения суда 12 марта 2021 года, то есть через 6 месяцев с даты совершения правонарушения, не могут быть положены в основу решения судьи о прекращении производства по делу.
Данных о предоставлении должнику в установленном порядке отсрочки либо рассрочки исполнения судебного акта в связи с реализацией муниципальной программы по делу не имеется.
Также судьей принимается во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, состоит в том, что виновный не исполняет (то есть прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе после повторного установления срока. При этом он нарушает срок исполнения, установленный судебным приставом – исполнителем.
Администрацией Волгограда не исполнено законное требование судебного пристава-исполнителя после вынесения постановления о наложении штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, причем должник не представил никаких документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, либо ходатайств и заявлений о предоставлении отсрочки.
Заявитель является органом местного самоуправления, и в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений жилищного законодательства обязан создать необходимые условия для предоставления жилого помещения взыскателю. Наличие у органа местного самоуправления – юридического лица проблем организационного характера не может оправдать ущемления прав социально не защищенной категории граждан, гарантированных законом и подтвержденных вступившим в силу судебным актом, и не позволяет сделать вывод о правомерности бездействия администрации Волгограда.
Таким образом, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности администрации Волгограда в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как оно мотивировано, вынесено уполномоченным на то лицом и в установленные законом сроки, квалификация содеянному дана верная, наказание назначено в рамках санкции применяемой статьи, процессуальных нарушений при принятии решения допущено не было. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области ФИО2 от 12 марта 2021 года №220/21/34044-АП, которым администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу защитника администрации Волгограда ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Олейников