ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-569/2023 от 05.09.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Борисова В.С. дело № 7/2-151/2023

дело № 12-569/2023

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 5 сентября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» Соркомова Н.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера»,

установила:

5 мая 2023 года постановлением начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - Саха (Якутский) ТОГ АН МТУ Ространснадзора по ДФО) Х. ФКП «Аэропорты Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 11.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

8 июня 2023 года решением Якутского городского суда данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Соркомов Н.В. просит отменить указанные акты, указывая на то, что причиной правонарушения явился самовольный выезд водителя автомобиля КАМАЗ сторонней подрядной организации, которая производит строительно-монтажные работы на территории аэропорта - ООО ********, в связи с чем, вина привлекаемого лица отсутствует, соответственно, отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании Лукин Г.Н., пояснил, что причиной правонарушения явился самовольный выезд водителя автомобиля КА11АЗ сторонней подрядной организации, которая производит строительно-монтажные работы на территории аэропорта.

Представитель государственного органа Саха (Якутского) ТОГАН МТУ Ространснадзора по ДФО П. пояснила, что вследствие данного нарушения могло произойти авиационное происшествие, вина ФКП «Аэропорта Севера» заключается в отсутствии контроля со стороны оператора аэродрома, вследствие которого произошел выезд автомобиля КАМАЗ на летное поле, в связи с чем воздушное судно было вынуждено выполнить второй заход на посадку.

Кроме этого, в период реконструкции аэродрома Полярный введена Технология по взаимодействию. Технология по взаимодействию аэродромной службы Филиала «Аэропорт Полярный», Службы движения Полярнинского отделения Мирнинского центра ОВД Филиала «АС-ВС», наземными службами Филиала «Аэропорт Полярный», обеспечивающими полеты и сторонними организациями в период реконструкции аэродрома Полярный, утвержденная директором филиала «Аэропорт Полярный» 15.03.2022, согласно п.1.2 которой требования настоящей технологии являются обязательными для всех служб аэропорта, обеспечивающих полеты, а также для сторонних строительно-монтажных и ремонтных организаций, осуществляющих работы по реконструкции на летном поле аэродрома Полярный (далее Инструкция в период реконструкции).

В силу п.1.5 Инструкции в период реконструкции, со стороны, в том числе представителей служб оператора аэродрома, необходимо ввести контроль за обязательным соблюдением движения транспортных средств по установленным маршрутам согласно утвержденной схеме.

Согласно п.22 Инструкции в период реконструкции, в функции координатора (начальник АС аэропорта Полярный Д.) входят: координация взаимодействий должностных лиц, служб и структурных подразделений аэропорта и представителей филиала Аэронавигации; координация взаимодействий заинтересованных служб и структурных подразделений аэропорта с подрядчиком при производстве работ на летном поле; координация взаимодействий всех заинтересованных лиц для решения вопросов при возникновении сбоев в работе; координация взаимодействий представителей филиала Аэронавигации и представителей служб и структурных подразделений аэропорта при смене курса взлета и посадки.

Таким образом, вина Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» в совершении административного правонарушения установлена.

В силу ч. 5 ст. 11.3 КоАП РФ, нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 8.11 федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, аэродромное обеспечение полетов включает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома, включающего ВПП, РД, перроны и места стоянки воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Также, в соответствии с п. 8.15 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, при возникновении обстоятельств, делающих невозможным прием, выпуск воздушных судов, главный оператор аэродрома незамедлительно передает информацию об этом органу ОВД аэродрома для передачи в адрес органов ЕС ОрВД и экипажам прибывающих воздушных судов.

Как следует из материалов дела, 13.03.2023 в 08:13ч. воздушное судно Боинг ******** АО «********», выполнявший регулярный рейс № ... по маршруту ********, при заходе на посадку в аэропорт Полярный ушел на второй круг по команде руководителя полетов, по причине занятости летного поля транспортным средством КАМАЗ. Воздушное судно выполнило второй заход. Посадка воздушного судна произведена в 08:29 ч. (местное время) благополучно. Уход на второй круг ВС Боинг ******** АО «********» не классифицируется как авиационный инцидент. Причиной ухода на второй круг ВС Боинг ******** АО «********» явился несанкционированный выезд не по установленному маршруту транспортного средства КАМАЗ подрядной организации Общества с ограниченной ответственностью ******** (ООО ********), которая выполняет строительно-монтажные работы по реконструкции аэропортового комплекса Полярный. По причине отсутствия контроля оператором аэродрома Полярный за производством работ на территории аэродрома, водителем автотранспортного средства Нефаз № ... (Камаз вахтовик) ООО ********М. (для доставки рабочего персонала подрядной организации на участок выполнения проектных работ по вырубке леса) допущено пересечение концевой полосы безопасности в торце ИВПП с курсом МК 170, а именно, ФКП «Аэропорты Севера» допущены следующие нарушения порядка организации движения автотранспорта на аэродроме:

- выезд автотранспортного средства Нефаз подрядной организации на летное поле осуществлен без наблюдения и контроля, без сопровождения аэродромной службы оператора аэродрома.

В материалах проверки имеются копия разового пропуска на автотранспортное средство ТР/ПЛР № ..., копия разового пропуска на физическое лицо (водителя) № ...;

- отсутствие контроля со стороны оператора аэродрома ведения радиосвязи с водителем автотранспортного средства подрядной организации. Из материалов проверки водитель Нефаз (Камаз) ООО ********, имея радиостанцию, 13.03.2023 не запросил разрешения на выезд на территорию аэродрома и не получил разрешения оператора аэродрома, диспетчерского органа. Согласно предоставленным ФКП «Аэропорты Севера» материалам, письма директора филиала «Аэропорт Полярный» от 16.03.2023 № ... автотранспортное средство оборудовано радиосвязью для ведения переговоров. Документы, подтверждающие фактическое наличие радиосвязи и проблесковых маяков ФКП «Аэропорты Севера» не предоставлены;

- главным оператором аэродрома при возникновении обстоятельств, сделавших невозможным прием-выпуск воздушных судов, не передана своевременная информация по установленной схеме оповещения.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 28 апреля 2023 года протокола об административном правонарушении главным государственным инспектором территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в отношении юридического лица Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» и его привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

актом от 19.04.2023 года № ... о внеплановой документарной проверке ФКП «Аэропорты Севера»; предписанием от 19.04.2023 № ... об устранении выявленных нарушений; решением от 22.03.2023 № ... о проведении внеплановой документарной проверки; мотивированным представлением главного государственного инспектора С(Я) ТОГАН от 22.03.2023 о проведении внеплановой документарной проверки; оперативной информацией от 14.03.2023 № ... МТУ Ространснадзора по ДФО; актом ФКП «Аэропорты Севера» от 13.03.2023 по факту ухода 13.03.2023 на второй круг воздушного судна АО «********» и другими материалами дела об административном правонарушении.

Имеющиеся в деле доказательства обоснованно признаны судом допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Доводы жалобы не являются основанием к отмене постановления и не могут быть признаны состоятельными, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» события и состава административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения не могут быть признаны обоснованными, поскольку проверялись городским судом и отвергнуты с приведением в судебном постановлении надлежащих мотивов.

Административное наказание Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Севера» назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований для переоценки установленных административным органом и судом фактических обстоятельств и доказательств, не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Х. от 05.05.2023 года и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08.06.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова