ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/17 от 02.11.2017 Чамзинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-56/2017

РЕШЕНИЕ

п. Чамзинка Республика Мордовия 09 ноября 2017 года.

Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Исланкина О.В.,

при секретаре судебного заседания Павловой Я.С.,

с участием в судебном заседании:

представителей юридического лица акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская» ФИО1, действующей на основании доверенности от 08 ноября 2017 года и ФИО2, действующей на основании доверенности от 08 ноября 2017 года,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО3, действующей на основании доверенности № 129 от 02 ноября 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская» ФИО4 на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношенииакционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская»,

установил:

постановлением от 02 октября 2017 года начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области) ФИО5 акционерное общество «Птицефабрика «Чамзинская» (далее АО «Птицефабрика «Чамзинская») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

На указанное постановление генеральным директором АО «Птицефабрика «Чамзинская» ФИО4 подана жалоба, в которой, не оспаривая факта совершения обществом правонарушения, наличие его вины и обоснованность привлечения к административной ответственности, не соглашается с постановлением должностного лица в части назначенного наказания. Ссылаясь на тяжелое финансовое положение АО «Птицефабрика «Чамзинская», просит вынесенное постановление изменить, применить положения статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и назначить административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера наказания, предусмотренного санкцией статьи.

В судебном заседании законный представители АО «Птицефабрика «Чамзинская» ФИО1 и ФИО2 доводы, изложенные в жалобе поддержали, просили постановление изменить и снизить размер назначенного административного штрафа, дополнительно пояснили, что на момент проверки и в настоящее время общество испытывает серьезные финансовые затруднения, у него имеются обязательства по кредитам на значительные суммы. Назначение штрафа в сумме 500 000 рублей обременительно и не отвечает целям административной ответственности. Кроме того указали, что в настоящее время выявленные нарушения на земельном участке с кадастровым номером устранены, что подтверждается заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Самарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», согласно которому по результатам испытаний почвенных образцов, отобранных с данного земельного участка, плодородный слой почты соответствует санитарным нормам.

В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО3, считая постановление законным и обоснованным, указывала на необоснованность и недоказанность доводов жалобы о сложном финансовом положении общества. Напротив получение кредитов на значительные суммы указывает на платежеспособность и благоприятное финансовое положение общества, иначе бы в их выдаче банками было бы отказано. Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, наличия отягчающего наказания повторное совершение однородного административного правонарушения, при отсутствии смягчающих. Просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведенной на основании распоряжения №340 от 20 июля 2017 года заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, произведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения и установлено следующее.

04 августа 2017 года в 15 часов 30 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый номер общей площадью <данные изъяты> кв.м., собственником которого является АО «Птицефабрика «Чамзинская», выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части данного земельного участка указанным обществом произведено перекрытие плодородного слоя почвы отходами производства птицеводства (помет куриный свежий бесподстилочный) путем складирования его на площади <данные изъяты> га (координаты <данные изъяты> без соблюдения ветеринарных, санитарно-экологических норм. Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора №242 от 22 мая 2017 года помет куриный относится к 3 классу опасности. Помет куриный перед вывозом и складированием на поля не проходит лабораторных исследований и не обезвреживается. При проведении проверки взяты образцы почв из под свежего навоза на химико-токсикологические показатели. Разрешительные документы на устройство летних полевых площадок на данном земельном участке, согласно методическим рекомендациям по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета РД-АПК 1.10.15.02-08 отсутствуют.

16 августа 2017 года в 15 часов 20 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., собственником которого является АО «Птицефабрика «Чамзинская», выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на поле, представляющего собой пашню, на поверхности просматривается большое количество перепаханного навоза. При отбое проб установлено, что поверхностный слой навоза достигает 40 см. Взяты образцы почв на химико-токсикологические и агрохимические показатели. По результатам лабораторных испытаний представленных образцов, отобранных с вышеуказанного земельного участка установлено, что почва представленных образцов имеет аномально высокое содержание подвижных форм фосфора и калия, кратно превышающие соответствующие значения в контрольных образцах. В количественном выражении, содержание подвижного фосфора лежит в интервале от «повышенного» до 10-й дополнительной группировки. Подвижного калия – от «очень высокого» до 10-й дополнительной группировки. Нарушение ионного баланса при высоком содержании фосфорных соединений ухудшает питание растений, усиливает токсичность почвы.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

По фактам выявленных нарушений земельного законодательства 22 сентября 2017 года в отношении АО «Птицефабрика «Чамзинская» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, которые в последствии объединены в одно производство.

02 октября 2017 года АО «Птицефабрика «Чамзинская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации.

Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколами осмотра земельных участков от 21 июня 2017 года, с приложенными к ним фототаблицами, актами проверки № 05-07 от 21 июня 2017 года, предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 05-07 от 21 июня 2017 года, протоколами об административных правонарушениях №09-10 и №09-11 от 22 сентября 2017 года.

Право собственности АО «Птицефабрика «Чамзинская» на земельные участки, имеющие кадастровые номера относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Птицефабрика «Чамзинская» в совершении административного правонарушения, с учетом положений статьи 2.1 КоАП Российской Федерации заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Таким образом, вывод должностного лица об установлении события административного правонарушения, а также о наличии в деянии (действии, бездействии) АО «Птицефабрика «Чамзинская» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации, является верным, основанным на имеющихся в деле относимых и допустимых доказательствах.

Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 КоАП Российской Федерации.

Порядок привлечения к административной АО «Птицефабрика «Чамзинская» и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, не нарушены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия АО «Птицефабрика «Чамзинская» в соответствии с установленными обстоятельствами.

Действия АО «Птицефабрика «Чамзинская» правильно квалифицированы по части 2 статье 8.7 КоАП Российской Федерации.

В поданной жалобе законный представитель юридического лица просит применить положения статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и снизить размер назначенного штрафа.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из оспариваемого постановления от 02 октября 2017 года должностным лицом установлено и назначено административное наказание обществу с учетом отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторное совершение однородного административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП Российской Федерации повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Статья 4.6 КоАП Российской Федерации предусматривает, что лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Вместе с тем, исходя из представленных материалов, на момент совершения правонарушения 04 августа 2017 года АО «Птицефабрика «Чамзинская» не считалось привлеченным к административной ответственности, поскольку решение о привлечении общества к административной ответственности за совершение однородного правонарушения вступило в законную силу 15 сентября 2017 года.

При таких обстоятельствах, установленное должностным лицом отягчающее административную ответственность обстоятельство – повторное совершение однородного административного правонарушения подлежит исключению и как следствие подлежит смягчению административное наказание назначенное, с учетом данного отягчающего обстоятельства.

Кроме того, часть 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Учитывая, что на протяжении всего производства по данному административному делу представитель юридического лица признавал вину, на момент рассмотрения жалобы допущенные нарушения частично устранены, при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом финансового положения юридического лица, имеющего долговые обязательства на общую сумму более миллиарда рублей, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья находит возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах постановление административного органа от 02 октября 2017 года подлежит изменению в части назначения АО «Птицефабрика «Чамзинская» административного наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа до 300 000 рублей.

Данное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению требований лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу Генерального директора акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская» ФИО4 удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области ФИО5 от 02 октября 2017 года о привлечении акционерного общества «Птицефабрика «Чамзинская» к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей изменить, назначив административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Чамзинского районного суда

Республики Мордовия О.В. Исланкина