ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/17 от 19.12.2017 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Материал № 12-56/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Нестеровского районного суда Калининградской области Белехова В.А.,

при секретаре Панаховой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2017 года жалобу директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах № 334/1 от 20 ноября 2017 года,

установил:

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах ФИО2 № 334/1 от 20 ноября 2017 года должностное лицо - директор МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление было получено должностным лицом 28 ноября 2017 года, в суд жалоба была подана 01 декабря 2017 года, то есть в установленный законом срок.

Постановлением установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Нестеровского района в период времени с 10 октября по 20 октября 2017 года проверки исполнения законодательства при предоставлении предприятием гражданам услуг по водоснабжению были выявлены нарушения директором МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой услуге. Данные нарушения выразились в том, что предприятием МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ежемесячно не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, не предоставляется потребителям коммунальных услуг платежный документ, что является нарушением ст.8, ст.10 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях должностного лица состава данного административного правонарушения. В обоснование заявленных требований сослался на то, что способ предоставления платежных документов потребителям коммунальных услуг в Правилах предоставления коммунальных услуг не указан. Жители населенных пунктов извещаются о месте, дате и времени приема коммунальных платежей заблаговременно путем размещения объявлений в местах массового посещения (магазины, информационные стенды). Работниками бухгалтерии предприятия осуществляются регулярные выезды в отдаленные населенные пункты муниципального образования для приема оплаты за коммунальные услуги от населения. Рассылка платежных документов потребителям через ГУП «Почта России» не рентабельна и может привести предприятие к банкротству. Кроме того, на официальном сайте администрации МО «Илюшинское сельское поселение» размещена информация о тарифах на коммунальные услуги в открытом доступе.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1, защитник Булохов С.И., жалобу поддержали в полном объёме, изложив в её обоснование аналогичные доводы.

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах ФИО2 просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что постановление является законным и обоснованным.

Помощник прокурора Нестеровского района Калининградской области Малышев И.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, и предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Законодательством определён объём информации и в некоторых случаях способ её доведения до потребителя.

Так, в соответствии с п.1 ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п.2 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с п.1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 69 указанных Правил предусмотрена информация, которая подлежит отражению в платежном документе.

Из материалов дела следует, что прокурором Нестеровского района Калининградской области 20 октября 2017 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поводом для возбуждения данного дела об административном правонарушении послужило то, что в ходе проведенной прокуратурой Нестеровского района проверки исполнения законодательства при предоставлении МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» услуг по водоснабжению было установлено, что предприятием ежемесячно не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, не предоставляется потребителям коммунальных услуг платежный документ, соответственно необходимая информация, предусмотренная пунктом 69 Правил, до потребителя не доводится. В результате проверки было установлено, что потребителям предоставляемой коммунальной услуги в период с января по сентябрь 2017 года платежные документы, предусмотренные вышеназванными правилами, не предоставлялись.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо пришло к правильному выводу о нарушении директором МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» законодательства в сфере защиты прав потребителей при предоставлении предприятием услуг по водоснабжению.

Из имеющегося в материалах дела приказа директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» от 09 марта 2016 года № 28 «Об организации сбора платы за коммунальные услуги на территории МО «Илюшинское сельское поселение» следует, что бухгалтеру-кассиру приказано организовать выезд для сбора коммунальных платежей в отдаленные поселки ежемесячно не позднее 1-го числа месяца следующего за истекшим расчетным периодом, а также обеспечить заблаговременное информирование населения (не позднее 2 суток) о дате, месте и времени приема коммунальных платежей и предоставлении информации о выполненной услуге путем развешивания объявлений в общественных местах (магазины, информационные стенды).

Однако, размещение данной информации на информационных стендах, в магазинах, а равно в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на что ссылался в своей жалобе директор МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1, не исключает необходимости предоставления потребителям коммунальных услуг платежного документа, поскольку такой способ предоставления информации установлен законом.

В то же время, данные объявления не содержат исчерпывающей информации, которая должна быть указана в платежном документе в соответствии с пунктом 69 указанных Правил.

Таким образом, факт нарушений в деятельности МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение», указанных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, доказан.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечанием к ней, в случае совершения должностным лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, данное лицо подлежит административной ответственности. Как должностные лица несут административную ответственность, помимо прочих, и руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Постановлением главы администрации МО «Илюшинское сельское поселение» от 16 июня 2011 года № 29 на должность директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» назначен ФИО1.

Как директор, то есть руководитель, муниципального унитарного предприятия ФИО1 отвечает за соблюдение возглавляемым им предприятием права потребителей на информацию.

Обстоятельств, исключающих вину должностного лица ФИО1, не имеется.

Таким образом, директор МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, с учетом его характера и тяжести, приведенных доводов в судебном заседании, по которым данные требования закона с учетом специфики сельской местности нарушались, суд приходит к выводу, что какого-либо вреда и наступления тяжких последствий от действий должностного лица не наступило, поэтому полагает возможным изменить назначенное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей на предупреждение.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах № 334/1 от 20 ноября 2017 года о привлечении директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1000 рублей по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначить директору МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение» ФИО1 по данной статье наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток после его изготовления в окончательном виде со дня вручения или получения копии решения.

В окончательном виде решение изготовлено 19 декабря 2017 года.

Судья В.А. Белехова