Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Селемджинского районного суда Амурской области Василенко О.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев протест прокурора Селемджинского района на постановление мирового судьи Амурской области 1-го судебного участка по Селемджинскому району от 08 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ «Токурская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Токурская СОШ»), ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о контрактной системе в деятельности МБОУ «Токурская СОШ». По окончании проверки заместителем прокурора Селемджинского района Ломаевым В.В. 19 июля 2017 года в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, при этом прокуратурой указано следующее: ФИО1 в нарушении условий муниципального контракта № от 07.03.2017 года, заключенного между МБОУ «Токурская СОШ» и ООО «КОМФОРТ ПЛЮС» на поставку тепловой энергии через присоединительную тепловую сеть, не произвела расчет за фактически предоставленное тепло в апреле 2017 года по счет фактуре № от 30.04.2017 года на сумму 535766 руб.21 коп., подписанной к оплате 30.04.2017 года. Как указывает прокурор, бездействие директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 повлекло неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействия) не влекут уголовной ответственности, поскольку длительное и существенное не исполнение контракта, грубо нарушает права хозяйствующего субъекта и влияет на стабильность его работы, чем причиняет существенный вред интересам государства, так как влечет умаление авторитета государственной власти, декларировавшей права, но не явившейся гарантом их соблюдения. Кроме того, неисполнение условий муниципального контракта ведет к образованию у предприятия задолженности по налогам, иным сборам, собственным контрактам на поставку топлива и электроэнергии, что создает угрозу по выплате заработной платы работникам предприятия, срыв запланированных ремонтных работ с целью подготовки к отопительному сезону, что свидетельствует о причинении существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства посредством ущемления прав и интересов ООО «КОМФОРТ ПЛЮС», и неопределенного числа лиц - жителей пгт. Токур, что является негативным факторам, влияющим на качество и своевременность подготовки к зиме, то есть указанными действиями напрямую причиняется существенный вред государственным и общественным интересам.
26 июля 2017 года дело об административном правонарушении прокуратурой Селемджинского района передано для рассмотрения и принятия решения мировому судье Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку № 1.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку № 1 от 08 августа 2017 года производство по делу об административном правонарушении по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, прокурор Селемджинского района подал протест, в котором указал, что данное постановление является незаконным, вынесено с нарушением процессуального права и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п. 2.2 муниципального контракта № от 07.03.2017, заключенного между заказчиком в лице директора МБОУ «Токурская СОШ» и ООО «КОМФОРТ ПЛЮС», на поставку тепловой энергии на сумму 5 127 524 руб. 03 коп., финансовое обеспечение закупки по настоящему контракту осуществляется за счет средств бюджета Селемджинского района в пределах бюджетных ассигнований, выделенных МБОУ «Токурская СОШ». В силу п. 2.7 Контракта, заказчик производит оплату за счёт средств бюджета путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика платежными поручениями. Платежи за фактически оказанное теплоснабжение производятся на основании предъявленных счетов-фактур, ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Отсутствие денежных средств в бюджете Селемджинского района не освобождает заказчика от обязанностей по оплате принятой тепловой энергии и ответственности за их ненадлежащее исполнение.
Вместе с тем, оплата товара по счет фактуре № от 30.04.2017 года за фактически предоставленное тепло за апрель 2017 года по состоянию на день рассмотрения мировым судьёй данного постановления заказчиком, не произведена. Таким образом, заказчиком обязательства по муниципальному контракту, в части оплаты выполненной работы не исполнены. Последствием неисполнения МБОУ «Токурская СОШ» и его представителем, взятых на себя обязательств, предусмотренных данным муниципальным контрактом, являются неисполнение Обществом, возложенных на него обязанностей по обеспечению населения поселка (общества) теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением. Так как длительное и системное неисполнение данного контракта, напрямую повлияло, на стабильность работы данного предприятия. Данные последствия состоят в прямой причинно-следственной связи с интересами общества и государства, поскольку степень отрицательного влияния противоправного деяния (бездействия) указанного должностного лица напрямую влияет на стабильную и эффективную работу организации, так как ведет к образованию у Общества из-за этого задолженностей по налогам, сборам, собственным контрактам на поставку топлива и электроэнергии, причиняет вред работникам данного предприятия, в части несвоевременной выплаты им заработной платы, влечет срыв ремонтных работ, запланированных с целью подготовки к отопительному сезону. Указанное свидетельствует о причинении существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства посредством ущемления прав и интересов как владельцев и работников предприятия, так и неопределенного круга лиц - жителей пгт. Токур, поскольку препятствует качественному и своевременному производству работ по подготовки к зиме, то есть указанные действия напрямую причиняют существенный вред государственным и общественным интересам.
Таким образом, выводы мирового судьи об отсутствии причиненного действиями директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 существенного вреда интересам общества государства, в связи с неисполнением данного муниципального контракта, являются необоснованными и противоречащими материалам дела. В связи с чем просит суд постановление мирового судьи Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку № 1 от 08.08.2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 отменить, материалы направить на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса. Копия постановления мирового судьи от 08.08.2017 поступила в прокуратуру 10.08.2017, в связи с чем, срок обжалования истекает 21.08.2017, так как срок обжалования выпадает на выходной день, срок подачи протеста не пропущен.
Прокурор Селемджинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения протеста извещен надлежащим образом., ходатайств об отложении рассмотрения протеста не заявлено.
ФИО1, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения протеста извещена надлежащим образом, согласно поступившей телефонограммы задолженность за подачу тепла в апреле и мае 2017 года перед ООО «КОМФОРТ ПЛЮС» полностью погашена, просила рассмотреть указанное дело в её отсутствие.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрен в отсутствие сторон.
Согласно п. 3 ст. 30.10 КоАП РФ, протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствие с п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении в полном объёме с учётом требований ст. 30.6 КоАП РФ, проанализировав доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об отсутствии закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значении цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 107 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что 19 июля 2017 года заместителем прокурора Селемджинского района в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
Частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают отношения, связанные с регулированием условий заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, определенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Целью комментируемой статьи является обеспечение стабильности этих условий, эффективности расходования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции.
В объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, входят действия, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, при обязательном условии - с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
В качестве субъектов рассматриваемых административных правонарушений законодателем установлены должностные лица государственных или муниципальных заказчиков.
Совершение указанных административных правонарушений возможно как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июля 2017 года в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 следует, что между заказчиком в лице директора МБОУ «Токурская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 и ООО «КОМФОРТ ПЛЮС» в лице директора ФИО4 заключен муниципальный контракт № от 07.03.2017 г. на поставку тепловой энергии через присоединённую сеть для нужд заказчика на 2017 год. В соответствии с п. 5.1. контракта, основанием для оплаты заказчиком товара является товарная накладная. В силу п.2.2 контракта финансовое обеспечение закупки по настоящему контракту осуществляется за счёт средств бюджета Селемджинского района в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МБОУ «Токурская СОШ», в предусмотренном в бюджетным законодательством порядке. В силу п. 2.7 контракта, заказчик производит оплату за счёт средств бюджета Селемджинского района, по безналичному расчёту путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика платёжными поручениями Платежи производятся до 10 числа месяца следующего за расчётным месяцем. Согласно п.2.8 контракта оплата стоимости принятой тепловой энергии и теплоносителя считается произведённой надлежащим образом при условии поступления в сроки, установленные в п.2.7 настоящего контракта, на расчётный счёт Поставщика всей суммы за потреблённую Абонентом тепловую энергию и теплоноситель в расчётном периоде. Согласно п.2.5 контракта расчётным периодом для определения стоимости и оплаты Абонентом подаваемой тепловой энергии и теплоносителя является календарный месяц. Согласно п.9.1 контракта действие контракта распространяется на отношения сторон с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года. Поставка товара поставщиком осуществлена 30.04.2017 счет фактура от 30.04.2017 № на сумму 535766 руб. 21 коп., подписана 30.04.2017, оплата заказчиком своевременно не произведена. Нарушение сроков исполнения обязательств по указанному контракту со стороны заказчика, по мнению прокуратуры, причиняет существенный вред интересам государства, поскольку влечет умаление авторитета государственной власти, декларировавшей права, но не явившейся гарантом их соблюдения.
В качестве подтверждения факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ и вины директора МБО «Токурская СОШ» ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения, прокурор приводит материалы проверки, направленной мировому судье с постановлением дела об административном правонарушении.
В судебном заседании мировым судьей установлено, что между МБОУ «Токурская средняя общеобразовательная школа в лице директора ФИО1 и ООО «Комфорт ПЛЮС в лице ФИО4, заключен муниципальный контракт № от 07.03.2017 г. на поставку тепловой энергии для нужд заказчика, цена контракта составила 5127524 руб. 03 коп. Поставка товара поставщиком осуществлена 30.04.2017 года, счет фактура от 30.04.2017 № на сумму 535766 руб. 21 коп. должна быть оплачена не позднее 10 мая 2017 года, однако на 11 мая 2017 года оплата на указанному счету не произведена.
В связи с чем, мировым судом обоснованно установлен факт неисполнения директором школы обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на дату возбуждения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, мировым судьёй обоснованно учено, что обязательным признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства в результате неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Довод протеста прокурора Селемджинского района о том, что в результате бездействия должностного лица, нарушаются права хозяйствующего субъекта, что негативно влияет на стабильность его работы, а также ведет к образованию у предприятия задолженности по налогам, иным сборам, собственным контрактам на поставку топлива и электроэнергии, - суд принимает во внимание и находит состоятельным. Вместе с тем, вышеизложенное само по себе, не может свидетельствовать о причинении директором МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 существенного вреда охраняемым законом интересам обществу и государству, поскольку в материалах дела об административном правонарушении указанные доводы прокурора, в том числе о срыве контрактов, планируемых к заключению ООО «Комфорт ПЛЮС», фактов невыплаты заработной платы работникам предприятия, факта срыва поставки услуг населению и т.п., на что ссылается прокурор в своей правовой позиции по делу, - документально не подтверждены.
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении справка № от 21.06.2017 года, предоставленная ООО «КОМФОРТ ПЛЮС», согласно которой у предприятия задолженности по оплате во внебюджетные фонды, наложен ареста на счета предприятия, имеется задолженность за поставленный уголь, а также имеется угроза срыва ремонтных работ и качественной подготовки к отопительному сезону, не может являться доказательством причинения существенного вреда, охраняемым законом интересам общества и государства, поскольку также не отвечает признакам относимости к действиям должностного лица ФИО1 и не указывает на причинение указанным лицом существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Иных доказательств того, что вследствие неисполнения должностным лицом ФИО1 обязательств по муниципальному контракту причинен существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, - в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
Кроме того, учитывая, что оплата за предоставленное тепло в апреле 2017 года по счёт фактуре № от 30.04.2017 года произведена 21.06.2017 года в размере 273764 руб. и 26.07.2017 года в размере 262.002 руб. 21 коп. (согласно сведениям, предоставленным МКУ «Централизованная бухгалтерия»), суд приходит к выводу, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении необоснованно в качестве существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства указано на длительность неисполнения условий контракта.
Вместе с тем, как указывалось выше, и как следует из смысла ч. 1 ст. 107 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если установлен сам факт виновного нарушения законодательства РФ и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, при этом не установлено существенного вреда охраняемым законом интересам обществу и государству, потерпевшая сторона не лишена возможности восстановить своё право в гражданско-правовом порядке, а виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной либо гражданско-правовой ответственности.
Мировым судьей обоснованно установлено, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июля 2017 года в отношении директора МБОУ «Токурской СОШ» ФИО1, не указано, в чём состояло неисполнении либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей директором МБОУ «Токурская СОШ», которая в ходе производства по делу ссылалась на невозможность полного исполнения расходных обязательств МБО «Токурская COШ» в виду отсутствия средств выделяемых из бюджета Селемджинского района Амурской области, несмотря на утверждённые лимиты, а также не установлены иные причины неисполнения расходных обязательств, кроме как отсутствие достаточных средств в бюджете, и не предоставлены доказательства реальной возможности у должностного лица в полном объеме исполнить расходные обязательства.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренной настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что мировой судья, установив, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, законно, обоснованно и мотивированно вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении согласно ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, а протест прокурора Селемджинского района удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку № 1 от 08 августа 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «Токурская СОШ» ФИО1 в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, - оставить без изменения, а протест прокурора Селемджинского района – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Амурский областной суд в соответствии с требованиями ст. 30.12 КоАП РФ
Судья О.В.Василенко