ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/17 от 23.11.2017 Багаевского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2017г. п. Весёлый

Судья Багаевского районного суда Ростовской области Рябинина Г.П., рассмотрев жалобу ЗАО «Радонеж» Веселовского района Ростовской области на постановление об административном правонарушении начальника межрайонного отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. , которым ЗАО «Радонеж» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. начальника межрайонного отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО1 ЗАО «Радонеж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.41 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

ЗАО «Радонеж» Веселовского района Ростовской области обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить в полном объеме вышеуказанное постановление как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм действующего законодательства, либо заменить наказание на предупреждение, применив ст.4.1.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы обосновывает тем, что ЗАО «Радонеж» является малым предприятием, на момент привлечения к ответственности ДД.ММ.ГГГГ было включено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства ДД.ММ.ГГГГ, ранее общество к административной ответственности не привлекалось, в материалах дела не имеется сведений, что общество причинило совершенным правонарушением кому- либо вред или создало угрозу причинения вреда, поэтому в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ имеются все основания для отмены постановления в части назначенного наказания в виде штрафа, с назначением наказания в виде предупреждения.

В судебном заседании представитель ЗАО «Радонеж» по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал, также добавил, что данное постановление незаконно в связи с тем, что предприятие является субьектом малого предпринимательства, в связи с чем не обязано платить авансовые платежи, а может вносить плату лишь за год, но, не смотря на это предприятие привлечено к ответственности именно за несвоевременную оплату авансовых ежеквартальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, административная ответственность по ст.8.41 КоАП РФ наступает лишь не несвоевременную плату, а не за авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду. О незаконности постановления говорит также то, что в постановлении указаны нормативные акты, которые являются недействующими, в частности п.п.3 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ. Просил суд в случае признания общества виновным, изменить наказание со штрафа на предупреждение в силу ст.4.1.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, а также материалы административного дела, выслушав доводы представителя ФИО2, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст. 30.6 п.8 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процессуальных норм КРФ об АП. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 16 данного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).

Согласно п.1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

В силу п. 3 ст. 16.4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Из приведенных норм следует, что обязанность по внесению в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.

Как следует из материалов дела, деятельность ЗАО «Радонеж» связана с негативным воздействием на окружающую среду вследствие выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещения отходов производства и потребления.

Факт несвоевременного внесения ЗАО «Радонеж» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2016 года и 2 квартал 2017 года подтверждается копией дела об административном правонарушении (л.д.38-73), в том числе актом проверки предприятия (л.д.43): протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), иными материалами дела.

Доводы представителя ЗАО Радонеж ФИО2 о том, что ЗАО «Радонеж», являясь предприятием малого бизнеса, поэтому не обязано платить авансовые платежи, необоснованны.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В том числе те предприятия, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

В соответствии со ст.4.1 данного ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Исходя из анализа данных норм, малым предприятием ЗАО «Радонеж» можно признавать лишь с момента его регистрации, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сведений из Единого реестра субьектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения применительно к периоду за 3 <адрес> года и 2 <адрес> года, соответственно, на тот момент оно не относилось к малым предприятиям, и было обязано вносить авансовые платежи в соответствии с действующим законодательством.

Доводы представителя о том, что административная ответственность должна наступать лишь за несвоевременное внесение платы, а не авансовых платежей, не основаны на законе.

Диспозицией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность для должностных и юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Согласно пункту 3 указанной статьи плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Таким образом, в случае невнесения квартальных авансовых платежей в сроки, установленные статьей 16.4 Закона 7-ФЗ, виновные лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат административной ответственности.

Суд не считает возможным изменить назначенное административное наказание со штрафа на предупреждение исходя из следующего.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения, предусматривающие особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В частности статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с заменой данного вида наказания на предупреждение, если данное лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, является его руководителем или работником.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Статьей 4.1 указанного Федерального закона предусмотрен реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Как установлено, при совершении правонарушения, общество не было зарегистрировано в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, соответственно, не являлось предприятием малого бизнеса.

Доводы представителя ЗАО «Радонеж» ФИО2 о том, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указаны недействующие нормы законодательства, в том числе п.п.3 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, заслуживают внимания, но не могут являться основанием для отмены по существу законного постановления.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Поскольку ЗАО «Радонеж» обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей профессиональной деятельности, принимать необходимые и достаточные меры для своевременного исполнения обязанностей, связанных с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки, за неисполнение возложенных законом обязанностей общество правомерно привлечено к административной ответственности. Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности привлечения ЗАО «Радонеж» к административной ответственности, не имеется. Постановление о привлечении ЗАО «Радонеж» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией 8.41 КоАП РФ, в минимальном размере, с соблюдением требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КРФ об АП, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление об административном правонарушении начальника межрайонного отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РО в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ЗАО «Радонеж» - оставить без изменения, а жалобу ЗАО «Радонеж» Веселовского района Ростовской области - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Судья Г.П. Рябинина