№12-56/17
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Воронеж 29 марта 2017г.
Судья Центрального районного суда г. Воронежа Сахарова Е.А.
рассмотрев жалобу Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» на постановление № Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) 1ИО о привлечении к административной ответственности АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №8 Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) 1ИО АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Согласно постановлению в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 27 октября по 16 ноября в Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», зарегистрированном по адресу <адрес>, нежилое встроенное помещение 1 в лит.1А, офис 915 выявлены нарушения указанного законодательства.
ФИО2 была принята на работу в АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» в Воронежский регион Воронежский производственный участок цех <адрес><данные изъяты> на железнодорожном транспорте ( в поездах) ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
Так, приказом Минтранса России от 09.03.2016г. №44 утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.
Согласно п.44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.
В силу п.40 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в месте постоянной работы предоставляется междусменный отдых без учета времени отдыха в пункте оборота (подмены). Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в месте постоянной работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для локомотивных бригад пригородных поездов и бригад, работающих по сменному графику, - 12 часов) не допускается. Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены).
С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.
П.5.1 Правил внутреннего трудового распорядка АО «ППК «Черноземье» предусмотрено, что график работы (для работников, работающих по сменному графику), определяющий начало ежедневной работы, время обеденного перерыва и окончание рабочего дня, устанавливаются для работников общества с учетом производственной деятельности и утверждается ежегодным приказом генерального директора «О режиме работы на год», и квартальным графиком сменности.
Исходя из приказа генерального директора АО «ППК «Черноземье» № от ДД.ММ.ГГГГ «О режиме работы АО «ППК «Черноземье» в 2016 году» графики работы кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) и проводников пассажирских вагонов составлять на основании утвержденных руководителем АО «ППК «Черноземье» маршрутов. Маршруты составлять на основании утвержденных руководителем АО «ППК «Черноземье» маршрутов. Маршруты составлять на основании расписания движения пригородных поездов, количество кассиров билетных на железнодорожном транспорте (в поездах) на маршруте изменять в зависимости от населенности и составности пригородных поездов. В маршруте указывать место и время явки для производства подготовительно-заключительных работ, номер поезда, время прибытия и отправления поезда, перерывы для отдыха и приема пищи, перерывы разделяющие рабочий день на части, технологические перерывы, и иные виды организационных работ.
В соответствии с графиком работы на ДД.ММ.ГГГГ. были рабочими сменами ФИО2, при этом: ДД.ММ.ГГГГ она работала по маршруту № - продолжительность рабочего времени составила 10 часов, начало работы - 05-28, окончание - 20-09, перерыв разделяющий маршрут на части - 3 ч.08 мин., перерыв для отдыха и приема пищи- 01 ч. 33 мин.; 19 октября ФИО2 работала по маршруту № - продолжительность рабочего времени составила 12 ч. 55 мин., начало работы - 05-28, окончание - 21-35, перерыв, разделяющий маршрут на части - 2 ч. 11 мин., перерыв для отдыха и приема пищи - 01 ч. 01 мин.
Таким образом, продолжительность междусменного отдыха ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ 9 ч.19 мин., что является нарушением п. 40, 44 приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».
Аналогичная ситуация с ФИО2 обстоит и в другие дни, например, с ДД.ММ.ГГГГ
П.44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" допускает возможность уменьшения междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха только в исключительных случаях. То есть, данные случаи должны носить разовый, исключительный из общих правил, характер, вызванный объективными на то причинами.
•tTjrv |
Вместе с тем, исход из графика работы ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ. уменьшение продолжительности междусменного отдыха носило регулярный характер: с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. и т.д. Каких-либо доказательств, подтверждающих исключительность случаев, вызвавших уменьшение продолжительности междусменного отдыха ФИО2 работодателем представлено не было. При таких обстоятельствах, уменьшение продолжительности междусменного отдыха с последующим присоединением неиспользованного количества часов междусменного отдыха ФИО2 является недопустимым и нарушающим требования п.п.40, 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
Представители АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» по доверенности ФИО1 3ИО., ФИО3 4ИО. жалобу поддержали.
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) 1ИО Государственной инспекции труда по Воронежской области просит жалобу оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав представителей юридического лица, должностное лицо, полагает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Согласно ст.5.27 ч.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 ст. 100 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.
Согласно ст.102 ТК РФ работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
Ст. 106 ТК РФ предусматривает, что время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствие со ст.107 ТК РФ видами времени отдыха являются…ежедневный (междусменный) отдых…
Согласно ст.108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом, о чем указано в ст.329 ч.2 ТК РФ.
В данном случае особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определены в Приказе Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
Согласно п.9 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности. Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), может быть разделен на части в порядке, установленном статьей 105 Трудового кодекса Российской Федерации, общей продолжительностью не более 12 часов. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленном статьей 102 Трудового кодекса Российской Федерации. Начало и окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.
В ходе проверки было установлено, что продолжительность междусменного отдыха ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. составила 9 час. 19 мин., аналогичная ситуация имела место в период с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. и далее. В данном случае суд соглашается с постановлением ГИТ о привлечении АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» и не находит оснований к его отмене.
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении с подробным описанием существа вмененного правонарушения, форма и содержание соответствуют положениям п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, не доверять изложенным в нем сведениям оснований нет; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ АО «ППК «Черноземье», которая проводилась на основании распоряжения на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права№ от ДД.ММ.ГГГГ., изданного руководителем Гострудинспекции в Воронежской области, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ., которое исполнено работодателем в полном объеме и в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении внеплановой документарной проверке от ДД.ММ.ГГГГ. юридического лица, заявлением ФИО2, трудовым договором между АО «ППК «Черноземье» и ФИО2, графиком работы, табелем учета рабочего времени, приказом АО «ППК «Черноземье» от ДД.ММ.ГГГГ. № «О режиме работы АО «ППК «Черноземье» в 2016г., Правилами внутреннего трудового распорядка АО «ППК «Черноземье».
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действия юридического АО «ППК «Черноземье» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы о том, что должностным лицом не учтены все обстоятельства дела, а именно специфика работы билетного кассира, нельзя признать основаниями для удовлетворения жалобы, поскольку вышеуказанными положениями Трудового Кодекса РФ и иных нормативных актов прямо предусмотрены требования к соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха. Ссылки на то, что п.44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" не применимы к работе билетных кассиров, так как не сменный график работы, судом не могут быть принят во внимание, так как уже указано судом, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленном статьей 102 ТК РФ, которая в свою очередь в ч.1 указывает, что при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон, то есть все равно идет о сменах, только с различными составными элементами и вариантами режимов.
Постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30.05.1985 "Об утверждении Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства", которое действует в части не противоречащей ТК РФ, п. 2.1. определяет, что составными элементами режимов и графиков ГРВ являются: "переменное (гибкое) время" в начале и конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению; "фиксированное время" - время обязательного присутствия на работе всех работающих по режиму ГРВ в данном подразделении предприятия. По значимости и продолжительности - это основная часть рабочего дня. Фиксированное время позволяет обеспечивать нормальный ход производственного процесса и осуществлять необходимые служебные контакты. Наряду с фиксированным временем наличие двух интервалов переменного времени позволяет отработать необходимое общее количество рабочих часов в принятом учетном периоде; "перерыв для питания и отдыха", который обычно разделяет фиксированное время на две примерно равные части. Фактическая его продолжительность не включается в рабочее время; "продолжительность (тип) учетного периода", определяющая календарное время (месяц, неделя и т.д.), в течение которого каждым работником должна быть отработана установленная законодательством норма рабочих часов.
Все доводы заявителя по жалобе сводятся по существу к несогласию с принятым постановлением и субъективным толкованием нормативных актов. Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу юридического лица, материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.
Несогласие представителей юридического лица АО «ППК «Черноземье» с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) 1ИО о привлечении к административной ответственности АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП оставить без изменения, а жалобу Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежской областной суд течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья