ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/18 от 08.11.2018 Селемджинского районного суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Селемджинского районного суда Амурской области Василенко О.В.,

при секретаре Романовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора ООО «Урал» Фуркаленко С.Д. на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Урал»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области Малышева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Урал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.

Не согласившись с вынесенными постановлением, исполнительный директор ООО «Урал» Фуркаленко С.Д. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что на момент осуществления планового осмотра территории Селемджинского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урал» не осуществляло работы по добыче золота (осуществляло монтаж промывочного прибора и иные горноподготовительные работы, не связанные с использованием р.Инкан), - в связи с чем обнаруженная визуально загрязненная (мутная) вода в поверхностном объекте р.Инкан не являлась следствием деятельности юридического лица. При этом заявитель жалобы обращает внимание на то, что обязательным признаком объективной стороны ч.4 ст.8.13 КоАП РФ является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение при наличии получения разрешения на работы по использованию водного объекта в установленные законом порядке. Однако на момент обследования у ООО «Урал» отсутствовал договор водопользования (был получен только ДД.ММ.ГГГГ), соответственно на момент обследования не имело права и не осуществляло забор и сброс воды в поверхностный водный объект р.Инкан. Кроме того, забор проб воды из р.Инкан был осуществлен ниже участка ООО «Урал» под мостом автодороги Экимчан-Стойба, на расстоянии 13,7 км от участка ведения работ ООО «Урал» вместо положенных 500 метров, также отсутствует информация о фоновом содержании взвешенных веществ в данном водном объекте в 100 метрах выше ведения работ, что делает невозможным определения уровня превышения концентрации взвешенных веществ в пробах. Также должностным лицом не дана оценка тому, что на расстоянии 13,7 км не исключены иные источники загрязнения водного объекта. Кроме того, юридическое лицо не получало каких-либо уведомительных документов о проведении проверки, в связи с чем было лишено возможности реализовать права, предусмотренные ст.21 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе, непосредственно присутствовать при проведении проверки.

Учитывая вышеизложенное просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с допущенными нарушениями требований закона.

Срок подачи жалобы не пропущен.

Исполнительный директор ООО «Урал» Фуркаленко С.Д., а также представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы с указанием уважительности причин неявки не заявили.

На основании п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив материалы дела в полном объёме, рассмотрев доводы жалобы, изучив и оценив доказательства в их совокупности, прихожу к следующему выводу.

Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.

Предметом являются водные ресурсы, то есть подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, образует нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 4 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

В соответствии со ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как усматривается из материалов дела Управлением Росприроднадзора по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении планового (рейдового) задания», проведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории Селемджинского района Амурской области, в ходе осмотра визуально обнаружено загрязнение (мутная вода) в поверхностном водном объекте р.Инкан, в долине которой осуществляет производственную деятельность ООО «Урал» согласно лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи россыпного золота .

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования территории Селемджинского района Амурской области, ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Амурской области из <адрес> произведён отбор природной воды на предмет содержания взвешенных веществ ниже участка ООО «Урал» под мостом автодороги Экимчан-Стойба (протокол отбора проб природной воды от ДД.ММ.ГГГГ гк). Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ/гк установлена повышенная концентрация взвешенных веществ - 19,6 мг/л. По информации ООО «Урал» работы по добыче золота общество на момент рейдового мероприятия не осуществляло, проводился монтаж промывочных приборов и иные горноподготовительные работы, не связанные с использованием р. Инкан.

Согласно протоколу отбора пробы природной воды гк начальником отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в период с 8-55 часов до 9-25 часов отобрана проба из р.Инкан под мостом автодороги Экимчан-Стойба.

Из протокола испытаний /кг от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в пробе (р.Икан под мостом автодороги Экимчан-Стойба) установлено наличие взвешенных веществ – 19,6 мг/д3, нефтепродукты – 0,046 мг/дм3.

При указанных обстоятельствах должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, пришло к выводу, что ООО «Урал» в нарушении ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3, ч.2 ст.56, ч.6 ст.56 ВК РФ, а также требований, установленных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении горноподготовительных работ, согласно лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи россыпного золота , допустило сброс в водный объект р.Инкан загрязняющих (взвешенных) веществ с превышением норматива допустимого воздействия на водный объект, в связи с чем юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30.000 рублей.

Довод жалобы о том, что Общество не получало каких-либо уведомительных документов, и тем самым было лишено возможности реализовать свои права, в частности непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать информацию, относящуюся к предмету проверки, представлять документы или информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки согласие или несогласие с ними, - суд находит несостоятельным, поскольку плановой (рейдовый осмотр) проведён на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит положения КоАП РФ, а юридическое лицо не было лишено возможности ознакомиться с результатами проверки, высказать свое согласие либо несогласие с её результатами, либо действиями должностных лиц, проводивших проверку, давать объяснения, предоставить документы, доказательства в обосновании своей позиции, однако юридическое лицо неоднократно ходатайствовало об отложении рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, данные ходатайства должностным лицом удовлетворялись, при этом для составления протокола об административном правонарушении и для вынесения постановления о назначении административного наказания представитель юридического лица не явился, правами, предусмотренными КоАП РФ, в том числе, правом на ознакомление с результатами проверки, дачи пояснений по поводу результатов проверки, правом на предоставление доказательств в обоснование своей позиции, не воспользовался.

Также нахожу несостоятельным довод жалобы о том, что отсутствие договора водопользования на момент проверки свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. Данный довод основан на неверном толковании нормы права, поскольку объективная сторона инкриминируемого правонарушения не связана исключительно с наличием у юридического лица договора водопользования, в связи с чем отсутствие у юридического лица во время проверки указанного договора при наличии лицензии на право деятельности в водном объекте <адрес>, - само по себе не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно требованиям, установленным приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552, на которые в обжалуемом постановлении ссылается должностное лицо, при сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем, при производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/л для водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и 1 категории и 0,75 мг/л для водных объектов рыбохозяйственного значения 2 категории. Однако представленные Управлением Росприроднадзора по Амурской области и исследованные в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, не содержат сведений о содержании взвешенных веществ в контрольном створе.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица о том, что ООО «Урал» при проведении горноподготовительных работ допустило сброс в водный объект р.Инкан загрязняющих (взвешенных) веществ с превышением норматива допустимого воздействия на водный объект, материалами дела об административном правонарушении достоверно не подтверждается, поскольку из имеющихся в деле доказательств невозможно сделать вывод о наличии либо отсутствии превышения допустимого содержания взвешенных веществ в указанном водном объекте, не предоставлено таких доказательств должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, и в судебное заседание.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о содержании взвешенных веществ в естественных условиях, в связи с чем не представляется возможным сделать однозначный вывод о превышении допустимой нормы содержания взвешенных веществ в указанном водном объекте в результате деятельности юридического лица ООО «Урал» - возникают неустранимые сомнения в виновности юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении.

Согласно ч.ч. 1-4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; при этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельства в их совокупности, учитывая отсутствие достаточных по делу доказательств, с выводом должностного лица административного органа о доказанности виновности юридического лица ООО «Урал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13, - согласиться нельзя.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учётом выше установленного считаю необходимым прекратить производство по делу в отношении юридического лица ООО «Урал» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу исполнительного директора ООО «Урал» - удовлетворить.

Постановление заместителя государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области Малышева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Урал», отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его принятия.

На решение может быть подана жалоба в Амурский областной суд в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Судья Селемджинского районного суда О.В.Василенко