ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/18 от 10.10.2018 Быковского районного суда (Волгоградская область)

Дело №12-56/2018

РЕШЕНИЕ

р.п. Быково 10 октября 2018 года

Судья Быковского районного суда Волгоградской области, находящегося по адресу: Волгоградская область, р.п. Быково, улица Куйбышева, дом №1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Быковского муниципального района» ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волгоградской области от 29.08.2018 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волгоградской области от 29.08.2018 г. главный бухгалтер муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Быковского муниципального района» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Быковский районный суд Волгоградской области, ФИО3 ставит вопрос об отмене данного постановления и прекращении производства по делу.

В судебном заседании ФИО3 и её защитник Белов В.И. доводы жалобы поддержали, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Консультант отдела внутреннего государственного финансового контроля контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие, постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

В силу ч. 1, 3, 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год и считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 24.07.2018 г. составленным консультантом отдела внутреннего государственного финансового контроля контрольного управления комитета финансов <адрес> ФИО4, главный бухгалтер МКУ «Централизованная бухгалтерия Быковского муниципального района» (далее - Централизованная бухгалтерия) ФИО3 в 2017 году являлась должностным лицом ответственным за ведение бухгалтерского учета.

В 2017 году ведение бухгалтерского учета главного распорядителя бюджетных средств администрации Быковского муниципального района Волгоградской области осуществлялось Централизованной бухгалтерией в соответствии с договором о бухгалтерском обслуживании от 26.06.2012 г. заключённым между Администрацией и Централизованной бухгалтерией.

По условиям договора Централизованная бухгалтерия обязана организовывать ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета операций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 2.2.3), участвовать в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременно и правильно определять результаты инвентаризации и отражать их в учете (п. 2.2.8), нести ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности (п. 3.5).

Проведенной проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности за 2017 год по Администрации, бухгалтерский учет которой ведет Централизованная бухгалтерия, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 н, Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 н установлено, что числовые показатели на конец отчетного периода Баланса недостоверны, а именно:

- стоимость земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании получателя бюджетных средств МКОУ «Побединская СОШ» учтена при составлении Баланса (ф. 0503130) Администрации как имущество казны по балансовому счету 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»;

- земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности не учтены при составлении Баланса (ф. 0503130) Администрации как имущество казны по балансовому счету «Нефинансовые активы имущества казны».

Годовая бюджетная отчетность за 2017 год Администрации подписана лицом, имеющим право первой подписи главой администрации Быковского муниципального района ФИО5 и лицом, имеющим право второй подписи главным бухгалтером Централизованной бухгалтерии ФИО3 и представлена 25.01.2018 в финансовый отдел администрации Быковского муниципального района в установленные письмом от 15.12.2017 сроки.

Согласно п. 12, 13, 15, 16 Инструкции от 28.12.2010 н счет «Нефинансовые активы имущества казны» отражается в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) (п. 12):

- в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и конец отчетного периода (графы 6, 7, 8) (п. 13);

- в графах «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, - следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета (п. 15);

- в разделе «Нефинансовые активы» по строке 110 остаток по счету «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 16).

В соответствии с п. 141 Инструкции от 01.12.2010 н счет «Нефинансовые активы имущества казны» предназначен для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Пунктом 70 Инструкции н предусмотрено, что к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности.

Пунктом 142 Инструкции н предусмотрено, что земельные участки, входящие в состав объектов казны, отражаются в бюджетном учете по кадастровой (рыночной) стоимости.

Баланс составленный по Администрации за 2017 год по строке 110 «Нефинансовые активы имущества казны» (балансовая стоимость, ) содержит числовые показатели на конец отчетного периода в общей сумме 29776,1 тыс. рублей.

Согласно разделу 2 Сведений о движении нефинансовых активов ) числилось нефинансовых активов, составляющих имущество на конец года (графа 11) в общей сумме 29776,1 тыс. рублей, из них по строке 440 «Непроизведенные активы в составе имущества казны» в сумме 5749,1 тыс. рублей.

Данные отчетных форм Баланса и Сведений о движении нефинансовых активов подтверждаются данными Главной книги.

В соответствии с п. 145 Инструкции н, порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 11 Решения Быковской районной Думы Волгоградской области от 22.02.2007 (ред. от 19.05.2016) «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Быковского муниципального района» (далее - Положение ) в целях создания единой информационной базы по объектам муниципальной собственности для учета муниципального имущества отделом по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации Быковского муниципального района (далее - Отдел) ведется Реестр объектов муниципальной собственности.

Отдел является структурным подразделением Администрации (Приложение 1 к решению Быковской районной Думы от 26.05.2016 ).

Главой 18 «Муниципальная казна Быковского муниципального района» пунктами 93, 94, 96 и 97 Положения определено, что:

- муниципальную казну составляет имущество, не закрепленное за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (п. 93);

- в состав муниципальной казны входит движимое и недвижимое имущество, а именно: 1) средства бюджета района; 2) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности; 3) жилищный фонд; 4) нежилые здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства; 5) оборудование и автотранспорт; 6) пакеты акций (долей) в Уставном капитале хозяйствующих субъектов; 7) иные ценные бумаги (п. 94);

- муниципальная казна образуется из имущества: 1) созданного или приобретенного за счет средств бюджета района; 2) переданного в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную и муниципальную; 3) переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами; 4) изъятого на законных основаниях из хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий и учреждений; 5) оставшегося после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; 6) поступившего в собственность Быковского муниципального района по другим не противоречащим закону основаниям (п. 96);

- учет, оформление документов для государственной регистрации прав собственности на имущество, составляющее муниципальную казну, осуществляет администрация в лице Отдела (п. 97).

Отделом представлены Сведения из реестра муниципального имущества казны Быковского муниципального района на 01.01.2018, Реестр земельных участков переданных государственным казенным учреждениям и находящимся в собственности Быковского муниципального района, подписанные начальником Отдела ФИО1 а также Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, сформированная Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, по состоянию на 01.01.2018 г. (далее - Выписка из Росреестра на 01.01.2018), Выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Проведенной выборочной проверкой Сведений из реестра муниципального имущества казны Быковского муниципального района на 01.01.2018, Реестра земельных участков переданных государственным казенным учреждениям и находящимся в собственности Быковского муниципального района, Выписки из Росреестра на 01.01.2018 г. и Выписок из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, установлено следующее.

Согласно Сведений из реестра муниципального имущества казны Быковского муниципального района на 01.01.2018 в казне учтено 139 объектов на общую сумму 29776,1 тыс. рублей, что соответствует данным строки 110 Баланса из них 8 (восемь) земельных участков общей стоимостью 5749,1 тыс. рублей, что соответствует данным строки 440 Сведений о движении нефинансовых активов

1. В соответствии с данными указанными в п. 31 Выписки из Росреестра по состоянию на 01.01.2018, выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, постановления администрации Быковского муниципального района от 24.12.2015 на праве постоянного (бессрочного) пользования МКОУ «Побединская СШ» с 30.12.2016 находится земельный участок под кадастровым номером площадью 1766 кв.м кадастровой стоимостью 1,2 тыс. рублей.

Однако, данный земельный участок на конец отчетного периода по состоянию на 31.12.2017 числится по данным бухгалтерского учета Администрации как муниципальное имущество казны, что противоречит п. 93 и п.п. 2 п. 94 Положения .

2. В соответствии с данными указанными в п. 220 - п. 225 Выписки из Росреестра на 01.01.2018, Выписками из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, свидетельств о государственной регистрации права, в собственности Быковского муниципального района находятся земельные участки, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности и организации сезонной торговой ярмарки:

- по адресу <адрес> под кадастровым номером площадью 1 1458 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 44 863,7 тыс. рублей;

- по адресу р.<адрес> под кадастровым номером площадью 557 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 2 180,9 тыс. рублей;

- по адресу р.<адрес> под кадастровым номером площадью 736 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 2 881,8 тыс. рублей;

- по адресу р.<адрес> под кадастровым номером площадью 1888 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 7 392,4 тыс. рублей;

- по адресу р.<адрес> под кадастровым номером площадью 561 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 2 196,6 тыс. рублей;

- по адресу <адрес> под кадастровым номером площадью 745 кв.м, кадастровая стоимость участка по данным официального сайта Росреестра составила 2 917,0 тыс. рублей.

Сведения о вышеперечисленных земельных участках в части кадастрового номера, площади и кадастровой стоимости подтверждаются результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 -н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» (Приложение № 1, Таблица 1).

В ходе проведения проверки Отделом представлено постановление администрации Быковского муниципального района от 18.02.2014 , согласно которому Отделу поручено произвести раздел земельного участка по адресу <адрес> под кадастровым номером площадью 15 945 кв.м на 6 (шесть) вышеперечисленных земельных участков и обеспечить государственный кадастровый учет вновь образованных участков.

Сведения из реестра муниципального имущества казны Быковского муниципального района на 01.01.2018, представленные Отделом не содержат информации по вновь образованным земельным участкам, предназначенным для ведения предпринимательской деятельности и организации сезонной торговой ярмарки и, как следствие, на конец отчетного периода по состоянию на 31.12.2017 по данным бухгалтерского учета Администрации данные земельные участки как муниципальное имущество казны не отражены.

С учетом вышеизложенного, при составлении годового отчета Администрации за 2017 год требования пункта 142 Инструкции н, в части отражения стоимости земельных участков, входящих в состав объектов казны по счету «Нефинансовые активы имущества казны» не соблюдены.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 12, п. 13, п. 15, п. 16 Инструкции н, п. 142 Инструкции н, по балансовому счету «Непроизведенные активы, составляющие казну» числился земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании и учтенный по данным бухгалтерского учета МКОУ «Побединская СОШ» и не учтены земельные участки, находящиеся в собственности Быковского муниципального района, что привело к недостоверности (занижению) данных годовой отчетности Администрации по графам 6, 8 строке 110 «Нефинансовые активы имущества казны» Баланса и соответственно, Баланса консолидированного бюджета на сумму 62 431,2 тыс. рублей (62 432,4- 1,2).

Годовая бюджетная отчетность за 2017 год Администрации подписана лицом, имеющим право второй подписи главным бухгалтером Централизованной бухгалтерии ФИО3 и представлена в Финансовый отдел 25.01.2018 г.

В данном случае при составлении годовой бюджетной отчетности Администрации за 2017 год в графах 6,8 на конец отчетного периода по строке 110 Баланса отражены числовые показатели в сумме 29776,1 тыс. рублей, тогда как следовало отразить сумму 62431,2 тыс. рублей, т.е. числовые показатели искажены более чем в два раза.

В результате, искажение числовых показателей по графам 6,8 строке 110 формы 0503130 годовой бюджетной отчетности Администрации в денежном измерении более чем на 10 процентов привело к грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Распоряжением администрации от 01.03.2006 г. ФИО3 назначена на должность главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии, с ней заключен трудовой договор от 01.02.2014 г.

Должностной инструкцией главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии, утверждённой Главой Быковского муниципального района в 2006 г., предусмотрено, что в функциональные обязанности главного бухгалтера входит обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств (п. 3.4), обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов (п. 3.5), главный бухгалтер возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки (п. 3.6), имеет право устанавливать обязательный для всех подразделений и служб муниципальных учреждений порядок и сроки документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений (списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером) (п. 4.1), отвечает за правильную организацию учета и отчетности, достоверность записей в документах по счетам бухгалтерского учета, правильное составление и своевременное представление балансов, отчетов и других сведений (п. 5.1).

Главный бухгалтер ФИО3 подписав и предоставив годовую бухгалтерскую отчетность по Администрации с искажением числовых показателей Баланса формы 0503130 более чем на 10% от показателей по строке 110, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя о том, что при составлении отчета за 2017 год был затребован уточненный перечень земельных участков с указанием уточненной кадастровой стоимости, находящихся в собственности района, в представленном 23.01.2018 г. перечне спорные участки не значились и были оприходованы только 07.06.2018 г., не свидетельствуют о незаконности постановления мирового судьи и наличии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности за искажение бухгалтерской отчетности.

Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств объективно препятствовавших правильному ведению бухгалтерского учета и принятию в полной мере всех зависящих от него мер по выполнению указанных требований, вина же иных лиц, не привлеченных к ответственности, в рамках настоящего дела обсуждаться не может.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу судебного акта не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волгоградской области от 29.08.2018 года, вынесенное в отношении главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия Быковского муниципального района» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья