ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/18 от 19.03.2018 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

№ 12-56/18

г. Самара 19 марта 2018 года

Судья Советского районного суда г. Самары Чемерисова О.В.., рассмотрев жалобу МБДОУ «Детский Сад № 194» г. о. Самара на постановление начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский Сад № 194»

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – старшим судебным приставом Дерр С.В., МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ Детский сад № 194, в соответствии с которым МБДОУ Детский сад № 194 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей

МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара обралось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 1715 КоАП РФ, в котором просило отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела –старшим судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В., в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание – штраф в размере 30 000 рублей. В обосновании жалобы заведующий МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара указал, что ДД.ММ.ГГГГ от судебного пристава-исполнителя в учреждение поступило требование об исполнении решения Советского районного суда г. Самары по делу . ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу исполнителю направлен ответ на требование. В соответствии с апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г. Самары по делу от ДД.ММ.ГГГГ отменено, постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора: «Обязать Администрацию г.о. Самара и МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара произвести ремонтные работы по внутренней отделке на пищеблоке (п.5.2. СанПиН 2.4.1.3049-13), заготовочные цеха пищеблока оборудовать трапами, восстановить целостность полового покрытия (согласно п.5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13), обеспечить все помещения пищеблоками раковинами для мытья рук, установить мойку для овощей (п.13.8, 14.16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13), провести объемно планировочные работы, обеспечивающие соблюдение поточности технологических процессов приготовления пищи и исключающие встречные потоки сырья. Сырой и готовой продукции согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.3049-13. Решение суда не исполнено. Считает, что акт виновных действий и виновного бездействия «Детский сад № 194» г.о. Самара при принятии решения о привлечении данного учреждения к административной ответственности не был установлен. Действиями учреждения не был причинен имущественный ущерб никому, не было угрозы причинения материального ущерба, ущерба жизни, здоровью иных лиц. Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ было совершено впервые. Просила учесть, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является бюджетным учреждением. Финансирование учреждения осуществляется из бюджета городского округа Самара. В соответствии с п.3 постановления Администрации городского округа Самара от 22.02.2012 года № 121 «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений городского округа Самара в сфере образования», Приложением № 2 к данному постановлению финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации городского округа Самара на соответствующие цели. МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара. Администрация городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли « Образование». МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара, неоднократно обращался за выделением финансовых средств на исполнение судебного решения в Администрацию городского округа Самара. В настоящее время МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара включен в лист ожидания к титульному списку капитального ремонта МБОУ городского округа Самара на 2017 год по Постановлению Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года . На данный момент составлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт пищеблока на сумму 1227 тыс. рублей. Дефицит бюджета городского округа Самара на 2017 год в соответствии с п.1 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> 156 «О бюджете городского округа <адрес> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» составляет <данные изъяты>. Администрация городского округа Самара, которая в соответствии с апелляционным определением Самарского областного суда является также должником, обязанным исполнить судебное решение, не обеспечила финансовую возможность МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара исполнить требования исполнительного документа в полном объеме. Муниципальным заданием МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара не предусмотрено финансирование на уплату штрафов. Наложение штрафа на детский сад № 194 г.о. Самара усугубит финансовое положение социально-значимого бюджетного учреждения МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара.

В судебном заседании представитель МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара по доверенности Палачева О.В. доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе, полностью поддержала, просила отменить постановление начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Пояснила суду, что они представляли судебному приставу-исполнителю материалы, свидетельствующие о том, что отсутствует бюджет для исполнения его требований. Несмотря на это, судебный пристав вынес требование. В сроки, указанные в требовании, они не могут исполнить, так как на выполнение исполнения суда необходима большая сумма, у них отсутствую финансовые возможности. По настоящее время денежные средства по смете им не выделялись. МБОУ Детский сад № 194 никаких платных услуг не оказывает, помещения в аренду не сдается, никаких дополнительных денежных средств не имеется.

Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам и розыску УФССП по Самарской области в судебное заседание не явился, материалы административного дела не представил по неоднокртным запросам суда.

Выслушав представителя МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключении эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах обучающихся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 194 городского округа Самара (неопределенного круга лиц) к Администрации городского округа Самара, МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара об обязании совершить действия, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение Советского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании администрации г.о. Самара и МБДОУ детский сад № 194 устранить нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детский сад № 194 г. Самара, постановлено по делу новое решение об удовлетворении исковых требований: «Обязать администрации г.о. Самара и МБДОУ детский сад № 194 г.о. Самара провести ремонтные работы по внутренней отделке на пищеблоке (п.5.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»), заготовочные цеха пищеблока оборудовать трапами, восстановить целостность полового покрытия согласно п.5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13), обеспечить все помещения пищеблока раковинами для мытья рук, установить мойку для овощей (п.п.13.8.14.16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13), провести объемно-планировочные работы, обеспечивающие соблюдение поточности технологических процессов приготовления пищи и исключающие встречные потоки сырья, сырой и готовой продукции согласно п.13.2 СанПиН 2.4.1.3049-13. В остальной части решения суда оставлено без изменения.

Из дела усматривает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Самары, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство -ИП о возложении обязанности на МБДОУ детский сад № 194 произвести ремонтные работы по внутренней отделке пищеблока.

Как следует из материалов дела, в период нахождения исполнительного документа на исполнении, должником МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара утвержден план мероприятий по проведению ремонтных работ в пищеблоке, утверждена проектная документация и смета по капитальному ремонту пищеблока.

Постановлением Думы городского округа Самара Комитета по образованию, социальном вопросам, культуре, молодежной политике, туризму, физической культуре и спорту от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект титульного списка капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара на 2017 год, в лист оживания к титульному списку капитального ремонта МОУ г.о. Самара на 2017 год входит ремонт пищеблока МБОУ № 194.

Из пояснений представителя МБДОУ «Детский сад 194» г.о. Самара следует, что МБОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является бюджетным учреждением, финансирование учреждения осуществляется из бюджета городского округа Самара.

В соответствии с п.3 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГОб утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений городского округа Самара в сфере образования, Приложением к данному постановлению, финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации городского округа Самара на соответствующие цели. МБОДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара. Администрация городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли «образование». МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара.

В настоящее время МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара включен в лист ожидания к титульному списку капитального ремонта МОУ городского округа Самара на 2017 год Постановлению Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года . На данный момент составлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт пищеблока на сумму 1227 тыс. рублей.МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. полагает, что Администрация г.о. Самара не обеспечила финансовую возможность МБДОУ «Детский сад № 194 г.о. Самара исполнить требования исполнительного документа в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО3 в рамках вышеуказанного исполнительного производства вынесено требование об исполнении решения суда в пятидневный срок со дня поступления данного требования.

МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара в письме от ДД.ММ.ГГГГ направило судебному приставу-исполнителю МОСП по особым исполнительным производствам и розыску УФССП по Самаркой области ФИО3 ответ на требование об исполнении решения суда, указав, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара включен в лист ожидания к титульному списку капитального ремонта МОУ городского округа Самара на 2017 год, составлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт. МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара предприняты все необходимые действия для выполнения судебного решения, полагают, что оснований для применения к МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом был составлен протокол -АП об административном правонарушении.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – старшим судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по <адрес> вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара, поскольку было установлено, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара не исполнило требование судебного пристава исполнителя неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда.

При рассмотрении дела должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей. Приводимые доводы должны получить надлежащую оценку при разрешении вопроса о наличии вины должника в совершении административного правонарушения.

Согласно материалам дела, исполнение требований исполнительного документа связано с наличием бюджетных средств, проведением проектно-изыскательских и строительных работ, муниципальные контракты о проведении которых заключаются в порядке, регламентированном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует определенных временных затрат.

В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальным учреждениям средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы городского округа Самара о бюджете.

В соответствии с п.3 постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования на соответствующие цели. Департамент образования является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли «Образование». МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара.

Суд учитывает, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара не может произвести ремонтные работы за счет собственные средств бюджетного учреждения, так как не дохода от приносящей иной деятельности: не оказывает платные дополнительные образовательные услуги; не сдаются в аренду помещения и имущество бюджетного учреждения, не осуществляет прокат имущества бюджетного учреждения; не реализуется учебно-методическая литература, спонсорская помощь МБОУ не оказывается. Соответственно дополнительного финансирования в МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара нет. Финансовое обеспечение осуществляет Департамент образования Администрации г.о. Самара из бюджета городского округа Самара.

Таким образом, у МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара отсутствует возможность исполнить в полном объеме и своевременно судебное решение.

МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара неоднократно обращалась в Департамент образования Администрации городского округа Самара с запросами о выделении бюджетных средств для выполнения решения суда, что подтверждается материалами дела.

Делая вывод о наличии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, начальник отдела- старший судебный пристав МОС по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ограничился формальной констатацией факта нарушения срока и не дал оценки доводам должника о принятых в установленный срок мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа и о недостаточности данного срока для исполнения обязанности с учетом требований действующего законодательства.

Суд полагает, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара предприняты необходимые действия для выполнения судебного решения, учитывая, что в настоящее время МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара включен в лист ожидания к титульному списку капитального ремонта МОУ городского округа Самара на <данные изъяты>, на данный момент составлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт пищеблока, о чем свидетельствуют представленные заявителем документы.

В то же время с учетом времени на проведение процедур торгов, заключение муниципального контракта и проведение строительных работ, поскольку должником последовательно принимаются необходимые меры с целью исполнения требований исполнительного документа, вина МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара в неисполнении исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом - исполнителем срок, включающий нерабочие и праздничные дни, отсутствует.

МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара предоставлены суду достоверные доказательства, подтверждающие объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения. Нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами, учитывая, что МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара приняло все зависящие от него, исчерпывающие, своевременные меры по исполнению решения суда, требований судебного пристава-исполнителя.

С учетом изложенного, постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский Сад № 194» нельзя признать законным и обоснованным, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

Решил:

Жалобу МБДОУ «Детский Сад № 194» г. о. Самара на Постановление начальника отдела-старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский Сад № 194» - удовлетворить.

Постановление начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский Сад № 194» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.В. Чемерисова