ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/18 от 28.06.2018 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-56/2018

РЕШЕНИЕ

28 июня 2018 года г. Алушта

Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Захарова Т.Л.,

при секретаре Куликовой О.С.,

с участием защитника - адвоката ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врид начальника отделения (погз) в нп Приветное Службы в городе Балаклаве ПУ ФСБ России по <адрес> капитана ФИО2-С/360-17 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление врид начальника отделения (погз) в нп Приветное Службы в городе Балаклаве ПУ ФСБ России по <адрес> капитана ФИО2- от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Жалоба мотивирована тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него, как должностного лица - бригадира промысловой бригады ИП ФИО3 было вынесено постановление за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, за то, что рыбопромысловой бригадой ИП ФИО3 при рыболовстве использовалось маломерное судно-мотолодка <данные изъяты>», не зарегистрировано в установленном порядке. Заявитель указывает, что законодательством не предусмотрено такое нарушение как осуществление промышленного рыболовства с не зарегистрированных суден, данное судно принадлежит лично ему, зарегистрировано в установленном порядке. Просит постановление отменить, дело производством прекратить.

В судебном заседании защитник адвокат ФИО6 поддержала доводы жалобы по изложенным в них основаниям, настаивала на отсутствии состава правонарушения.

Должностное лицо пограничного управления ФСБ России по <адрес> в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. Ходатайств об отложении. Возражений в суд не поступало.

Выслушав защитника ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 30 000 рублей

Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, при исполнении государственной функции по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов на причале 191 (Черное море) в районе села Рыбачье, <адрес>, была осмотрена рыбопромысловая бригада Индивидуального предпринимателя ФИО3. В результате осмотра инспекторской группой группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в нп Приветное на основании задания на деятельность по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 50 минут (время Московское) во внутренних морских водах Российской Федерации (Черное море) гражданин РФ - ФИО1, обладая организационно-распорядительными функциями бригадира рыбопромысловой бригады ИИ ФИО3 и выполняя обязанности ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов осуществлял промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , выданному заместителем руководителя Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО7ДД.ММ.ГГГГ (пользователь - индивидуальный предприниматель ФИО3, 298522, <адрес>) с использованием маломерного судна мотолодка «Амур» модель бортовой номер зарегистрированного в ГИМС МЧС России по <адрес> Новороссийского инспекторского участка в реестре маломерных судов ДД.ММ.ГГГГ (судовой билет АА ).

В ходе контрольно-проверочного мероприятия было установлено, что судно мотолодка «Амур» бортовой номер АН0002RUS23 не зарегистрировано в установленном порядке и проверены следующие документы: промысловый журнал, разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , накладные (квитанции) на сданный улов, локальный акт о назначении ответственного за добычу (вылов) ВБР, судовая роль, паспорта членов рыбопромысловой бригады.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (Далее-Закон о животном мире) и Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (статья 42 Закона о животном мире) (Далее-Закон о рыболовстве и сохранении ВБР).

Согласно Закона о рыболовстве и сохранении ВБР, под водными биологическими ресурсами (Далее-ВБР) понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (абзац 2 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР).

Под добычей (выловом) ВБР понимается изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (абзац 9 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР).

Рыболовство это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Промышленное рыболовство - это предпринимательская, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов (абзацы 10-11 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР, абзац 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ). При этом промышленное рыболовство осуществляется только при наличии разрешения на добычу (вылов) ВБР, т.е. при наличии документа, удостоверяющего право субъекта, осуществляющего промышленное рыболовство, на добычу (вылов) ВБР (абзац 20 части 1, абзац 2 части 1 статьи 34 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР промышленное рыболовство осуществляется юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.

Анализ вышеназванных положений в системной связи с положением статьи 11, части 3,4 статьи 34, статьи 35 Закона о рыболовстве и сохранении ВБР, пункта 12 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 01 августа 2013 года №293 позволяет сделать вывод, что субъекты, осуществляющие промышленное рыболовство, вправе использовать суда для осуществления рыболовства, при этом они обязаны оформить и иметь при себе либо на борту судна подлинник разрешения на добычу (вылов) ВБР, разрешение же выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.

Под судами, используемыми для промышленного рыболовства, следует понимать обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (части 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

При этом законодатель не исключил возможность использования маломерного судна в целях промышленного рыболовства, обоснованно исключив суда, прошедшие государственную регистрацию в реестре маломерных судов, поскольку последние не могут быть использованы в коммерческих целях, а значит, и не могут применяться для целей промышленного рыболовства (часть 3 статьи 7, часть 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. №775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) ВБР, а также внесения в них изменений (Далее-правила).

Согласно вышеназванных Правил для получения разрешения на добычу (вылов) ВБР российские юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обращаются с заявлением в Федеральное агентство по рыболовству, в котором среди прочего указывают (при осуществлении добычи (вылова) ВБР с использованием судов) фамилию, имя и отчество капитана судна, тип судна, название, бортовой номер, позывной сигнал, морской порт приписки, наименование и место нахождения собственника судна, национальную принадлежность судна, мощность двигателя (в лошадиных силах или киловаттах), максимальная скорость (в узлах), численность экипажа, тоннаж судна (в брутто-регистровых тоннах), условия радиосвязи (контрольные частоты, рабочие частоты, частоты радиотелефона), морозильные камеры, их количество и общая вместимость (в кубических метрах) - для судна под флагом иностранного государства (пункт 10).

В срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения заявления, Федеральное агентство по рыболовству рассматривает заявление пользователя и в случае выполнения иных требований, изложенных в Правилах, выдает разрешение на добычу (вылов) ВБР, которое оформляется на бланках установленного образца (пункт 12-14 Правил).

В случае если пользователь планирует использовать для осуществления рыболовства судно и сообщает об этом в заявлении, Федеральное агентство по рыболовству выдает разрешение на добычу (вылов) ВБР на бланке, соответствующем приложению 1 (форма №р-1) к приказу Федерального агентства по рыболовству от 04 декабря 2008 г. №379 «Об утверждении форм бланков разрешений на добычу (вылов) ВБР и книги регистрации разрешений на добычу (вылов) ВБР» (форма бланка с использованием судов). В противном случае пользователь получает разрешение на добычу (вылов) ВБР на бланке соответствующем приложению 2 (форма №р-2) к вышеназванному приказу.

Согласно исследованным материалам дела об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении, объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, бригадир рыбопромысловой бригады ИП ФИО3ФИО1ДД.ММ.ГГГГ осуществлял промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданному для осуществления промышленного рыболовства без использования судов. При этом гражданин ФИО1 использовал для осуществления промышленного рыболовства маломерную мотолодку «Амур» АН0002RUS23, что является нарушением условий, предусмотренных разрешением на добычу (вылов) ВБР.

В силу п.13.2 Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна” предусмотрено, что при осуществлении промышленного рыболовства запрещается юридическим и индивидуальным предпринимателям осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке.

Пунктом 3 указанного Приказа установлено, что Правила рыболовства регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов в целях осуществления промышленного рыболовства.

Своими действиями бригадир рыбопромысловой бригады ИП ФИО3 гражданин ФИО1 нарушил: ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ - «Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность»; п. 13.2 Приказа МСХ РФ от 1 августа 2013 г. N 293 «Об утверждении Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна» - При осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям «осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке».

Вина гражданина ФИО1 подтверждается имеющимися в деле доказательствами: копией акта осмотра бригады от ДД.ММ.ГГГГ; копиями страниц промыслового журнала; копией судового билета; копией локального акта назначения бригадира; копией разрешения на добычу (вылов) ВБР 61 2017 01 0961, показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9

При таких обстоятельствах, доводы ФИО1 об отсутствии состава правонарушения в его действиях, незаконности постановления о привлечении к административной ответственности не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела в их совокупности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Постановление надлежащим образом мотивировано, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, с назначением ФИО1 административного наказания, как должностному лицу согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Установлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 работает у ИП ФИО3 и назначен ответственным за вылов водных биоресурсов.

Вместе с тем, маломерное судно «Амур», согласно судового билета, принадлежит лично ФИО1, и не является вверенным ему имуществом, в отношении которого он осуществляет административно-хозяйственные функции.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что поскольку маломерное судно «Амур» является собственностью ФИО1, как физического лица, существо вмененного нарушения состоит в отсутствии должной регистрации данного судна, данное нарушение допущено ФИО1 без непосредственной связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, как бригадира ИП ФИО3.

При таких обстоятельствах, ФИО1 за совершенное правонарушение должен нести ответственность как гражданин, а не как должностное лицо, в связи с чем, постановление суда в части назначенного наказания подлежит изменению, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья -

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 - удовлетворить частично.

Постановление врид начальника отделения (погз) в нп Приветное Службы в городе Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым капитана ФИО2-С/360-17 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ - изменить, снизив размер назначенного наказания со 30000 рублей до 3000 (трех тысяч) рублей, без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии решения, лицами, указанными в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

Судья: Т.Л Захарова