№
РЕШЕНИЕ
г. Тобольск 03 ноября 2020 года
Судья Тобольского районного суда Тюменской области Киселева С.Ф.,
с участием директора ООО «Герефорд» ФИО1, представителя ООО «Герефорд» ФИО2,
представителя Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Герефорд» ИНН №, ОГРН №, расположенного по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, на постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 № от 01 октября 2020 года, которым общество с ограниченной ответственностью «Герефорд» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 № от 01 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Герефорд» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ФИО1 просит постановление отменить, мотивируя тем, что из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Герефорд» является собственником земельных участков в <адрес> с кадастровыми номерами № и № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, на момент проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ земельные участки использовались по назначению, на них выращивается и культивируется основная кормовая база для фермерского хозяйства, собирается путем скоса и сенозаготовки в летний и осенний периоды. Обществу вменяется то, что оно не обеспечило очистку от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в квартале № выделах №, в квартале №, в выделах №<адрес>. Наличие сухой травянистой растительности, поживших остатков на землях сельскохозяйственного назначения, на которых производится заготовка травы в качестве кормовой базы может образовываться сразу после схода снежного покрова ввиду отсутствия роста свежей травяной растительности и в период гибели травянистой растительности. На землях лесного фонда ООО «Герефорд» деятельность не осуществляет, земли лесного фонда в указанных кварталах в собственности не находятся, должностным лицом проведена проверка земель из сельскохозяйственного назначения, которые в земли лесного фонда не входят. Считает, что требования пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения необходимо квалифицировать по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях. Условием для привлечения лица за нарушение требований пожарной безопасности в условиях действия особого противопожарного режима является нарушение прямого запрета, установленного в распорядительном документе органа власти уполномоченного на ведение особого противопожарного режима на определенной территории, само по себе нарушение требований пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима на территории не образует состава административного правонарушения по ч.3 ст.8.32 и по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях. Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года введен особый противопожарный режим в Тобольском муниципальном районе с 25 апреля 2020 года. Кроме того, в нарушение ст.24.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях ходатайства законного представителя ООО «Герефорд» должностным лицом рассмотрены не были, определения об отказе в удовлетворении ходатайства были направлены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отсутствием подписи. Также в постановлении указано, что срок для добровольной оплаты штрафа определен 60 дней, тогда как для субъектов малого и среднего бизнеса срок для добровольной оплаты штрафа в 2020 году определен 180 дней.
Представитель ООО «Герефорд» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала и показала, что данные земельные участки используются для скашивания многолетней травы, для заготовки сена, каких-либо нарушений не было никогда, проверки юридического лица проводятся, нарушений нет.
Представитель ООО «Герефорд» ФИО2 в судебном заседании считает, что проверка юридического лица проведена незаконно, в нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, без уведомления органов прокуратуры, то есть, не представлены доказательства согласования проведенной проверки. Выездная проверка проводится в присутствии руководителя юридического лица либо его представителя, были нарушены требования ст.27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осмотр принадлежащих юридическому лицу территории осуществляется в присутствии представителя юридического лица, а также в присутствии двух понятых с применением видеозаписи, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие юридического лица, что является нарушением, юридическое лицо было лишено гарантий защиты прав и не могло воспользоваться процессуальными правами, квалификация правонарушения должна осуществляться с применением ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ФИО3 рассмотрел дело об административном правонарушении вне своей компетенции.
Представитель Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 в судебном заседании просит постановление от 01 октября 2020 года в отношении ООО «Герефорд» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку при вынесении оспариваемого постановления были учтены все обстоятельства по делу, факт правонарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ у территории, прилегающей к лесу в особо опасный противопожарный период, в фото-таблице, являющейся приложением к акту осмотра зафиксировано бездействие ООО «Герефорд», которое не обеспечило очистку территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления…
Постановлением № от 01 октября 2020 года заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 ООО «Герефорд» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при патрулировании территории Тобольского лесничества на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области №-гк от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении патрулирования», установлено, что юридическое лицо ООО «Герефорд», являющееся землепользователем земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами № и № не обеспечило очистку территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделило противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в квартале № выделах № в квартале № выделах №<адрес> Тобольского сельского участкового лесничества Тобольского лесничества Тюменской области в нарушение п. 1, п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Административное правонарушение совершено в условиях особого противопожарного режима введенного в действие постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при патрулировании территории Тобольского лесничества на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области №-гк от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении патрулирования», установлено, что юридическое лицо ООО «Герефорд», являющееся землепользователем земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами № и № не обеспечило очистку территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделило противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в квартале № выделах №, в квартале № выделах №<адрес> Тобольского сельского участкового лесничества Тобольского лесничества Тюменской области в нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, введенного в действие Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фото -таблицы к нему следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут были осмотрены лесные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, квартал № выделы №, квартал № выделы №, квартал № лесные участки покрыты лесом: выдел № в месте с координатами №№ выдел № – №№ выдел № – №№ выдел № – №№ территория, прилегающая к лесу, не обеспечена очисткой от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (фото №). В квартале № лесной участок покрыт лесом: выдел № - в месте с координатами №№, выдел № – №№ территория, прилегающая к лесу, не обеспечена очисткой от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (фото №).
Факт принадлежности лесных участков в квартале №<адрес> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из государственного лесного реестра.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами № и № входят в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером № и находится в аренде у ООО «Герефорд».
Как следует из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> передан ООО «Герефорд» для сельскохозяйственного производства. Договор подписан сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Как следует из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером №, он расположен по адресу: <адрес> с разрешенными использованием для сельскохозяйственного производства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Герефорд» включено в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В силу п.9 (1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 63-ФЗ "О пожарной безопасности", в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 апреля 2020 года № 195-п, на территории Вагайского, Тобольского и Уватского муниципальных районов Тюменской области с 25.04.2020 был введен особый противопожарный режим.
Не доверять исследованным в судебном заседании доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО «Герефорд» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
ООО «Герефорд» имело возможность обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, однако, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.
Не принимаются и доводы о том, что осмотр земельного участка проводился в отсутствие представителя ООО «Герефорд» и в нарушение Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный государственный лесной надзор включает в себя деятельность уполномоченных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства.
В силу пункта 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ФИО3 в силу своих полномочий выявил факт нарушения лесного законодательства о чем составил акт о выявленном нарушении и протокол об административном правонарушении, которые являются относимыми и допустимыми доказательствами.
Непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Не принимаются и доводы о том, что юридическое лицо не было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку опровергаются представленными материалами дела, уведомление было получено юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ, копия протокола об административном правонарушении была направлена и получена юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, после непосредственного обнаружения выявленного нарушения, должностным лицом для выяснения всех обстоятельств дела были направлены запросы и получены ответы, что свидетельствует о проведении административного расследования по настоящему делу, в связи с чем, судья считает, что протокол об административном правонарушении составлен по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Герефорд» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судьей в судебном заседании принимаются в качестве смягчающего обстоятельства письмо директора ООО «Герефорд» от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывается о принятии мер по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела должностным лицом не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что при рассмотрении дела представитель заявителя фактически наличие вины не оспаривал, в материалы дела не предоставлено доказательств, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, нахожу возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению в части назначения наказания в виде штрафа со снижением суммы штрафа до 150 000 рублей.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению Правил пожарной безопасности, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
В соответствии со ст.19.1 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в 2020 году срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для уплаты в полном размере административного штрафа, в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченных к административной ответственности, составляет не более 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 № от 01 октября 2020 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Герефорд» к административной ответственности по ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей изменить, размер штрафа снизить до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, в остальном постановление оставить без изменения.
Жалобу представителя ООО «Герефорд» ФИО1– удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области путем подачи жалобы в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья
Тобольского районного суда С.Ф. Киселева