Дело № 12-56/2014
Р Е Ш Е Н И Е
«20» марта 2014 года.
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> края Этвеш К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенному начальником МИФНС № по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление начальника МИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении.
Согласно жалобе он был привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере № рублей.
С принятым решением он не согласен и полагает, что оно подлежит отмене в виду отсутствия события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что <данные изъяты> не получало денежные средства, принятые платежным агентом. Соответственно <данные изъяты>» не нарушило ч. 18 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В связи с чем, в его действиях как должностного лица Общества также не будет состава правонарушения.
В судебном заседании представитель заявитель ФИО2 настаивала на удовлетворении жалобы по указанным доводам.
Представители МИФНС № ФИО3 и ФИО4 полагали, что жалоба не подлежит удовлетворению поскольку согласно договора присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» №64/К от 24.10.2003г. и на основании ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ), <данные изъяты>» - «именуемое далее Клиент» являющееся поставщиком услуг для юридических и физических (Абонентов) уполномочивает ООО «Единый расчетно-кассовый центр» - «Центр» организовать через Агентов Системы (в частности городское отделение № Cбербанк России ОАО - «Агент») сбор платежей Абонентов ОАО «<данные изъяты>» за услуги связанные с электроснабжением.
Предметом договора является присоединение Клиента к участию в работе системы сбора и обработки платежей «Город» (далее Система) на условиях настоящего договора, Правил работы Системы сбора и обработки платежей «Город». Согласно п. 2.1 Договора Клиент оплачивает услуги Центра и Агентов в размере 2,5 % от суммы всех платежей Абонентов Клиента, принятых Агентами с использованием Системы. Согласно п. 2.3 Договора плата за услуги, предоставляем Агентом и Центром, взимается с клиента путем удержания Агентом денежных средств размере, указанном в п. 2.1 настоящего договора, из суммы принятых в пользу Клиента платежей Абонентов в момент приема платежа.
В ходе проверки установлено, что <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ приняло на расчетный счет № от городского отделения № Сбербанка России ОАО денежную сумму в размере № рублей за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ. по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, по договору №., что подтверждается копией выписки из лицевого счета.
В нарушение ч. 18 ст.4 Закона № 103-ФЗ <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. получило денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей за коммунальные услуги (услуги связанные с электроснабжением) на расчетный счет № <данные изъяты>, не являющийся специальным банковским счетом, от городского отделения № Сбербанка России ОАО, в размере № рублей
Согласно сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях ДД.ММ.ГГГГ» специальных банковских счетов не имеет.
Выслушав представителя заявителя, представителей МИФНС № 15, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами" от ДД.ММ.ГГГГ N 103 платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Платежный субагент - платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лицо.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно положениям ч. 14 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ приняло на расчетный счет № от городского отделения № Сбербанка России ОАО денежную сумму в размере № рублей за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ. по договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ, по договору №№ от <данные изъяты>., что подтверждается копией выписки из лицевого счета.
В нарушение ч. 18 ст.4 Закона № 103-ФЗ <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. получило денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей за коммунальные услуги (услуги связанные с электроснабжением) на расчетный счет № №, не являющийся специальным банковским счетом, от городского отделения № Сбербанка России ОАО, в размере № рублей
Согласно сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях <данные изъяты>» специальных банковских счетов не имеет.
Однако, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ " платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно названному определению лицо, подпадающее под признаки платежного агента не должно являться кредитной организацией, соответственно, Сбербанк России, являясь кредитной организацией, не является платежным агентом по смыслу названого Закона.
Как следует из копии платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» приняло на свой расчетный счет со счета Сбербанка России № рублей, принятых последним от населения в счет оплаты коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что для принятия платежей от Сбербанка России <данные изъяты>» не обязано иметь специальный банковский счет, поскольку Сбербанк Росси является кредитной организацией.
Получение денежных средств, принятых какими либо иными платежными агентами, не являющимися кредитными организациями (ООО «Единый расчетный-кассовый центр», ФГУП «Почта России») в качестве платежей за коммунальные услуги на расчетный счет № №, не являющийся специальным банковским счетом налоговым органом <данные изъяты> не вменяется.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ)
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника МИФНС № по <адрес> по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5, а также в ч. 5 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Алтайский краевой суд или через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья К.Н. Этвеш