ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2015 от 22.06.2015 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-56/2015

Р Е Ш Е Н И Е

«22» июня 2015 года город-курорт Анапа

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Киндт С.А.

при секретаре Ершовой С.Н.

с участием представителя заявителя Шеремет В.Ф. - Сыцко Б.В., действующего на основании доверенности (...)9 от 17.02.2015 года,

представителей Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» - Руденок Я.Г., действующей на основании доверенности от 19.06.2015, Бескоровайного И.А., действующего на основании доверенности от 19.06.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шеремет В.Ф. на постановление заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" от 10 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Шеремет В.Ф. обратился в Анапский районный суд с жалобой на постановление заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» от 10 февраля 2015 года, которым Шеремет В.Ф. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Решением Анапского районного суда от 03.04.2015 года, в составе судьи Аулова А.А. постановление директора по охране территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» Руденко Я.Г. в отношение Шеремет В.Ф. отменено.

Решением Краснодарского краевого суда от 21.05.2015г. по жалобе заповедника «Утриш» решение Анапского районного суда от 03.04.2015 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель заявителя Шеремет В.Ф. - Сыцко Б.В. доводы жалобы поддержал и пояснил, что протокол об административном правонарушении, как и постановление не соответствуют обстоятельствам дела и объяснениям Шеремет.В.Ф. Указано, что капитан судна «Бриз» Шеремет В.Ф. совершил заход в акваторию заповедника по координатам 44 43' 7 N : 37° 25' 50" Е в 12 часов 15 минут времени. В свою очередь в промысловом журнале ПТР «БРИЗ» от 24.01.2015г. за номером записи 38 в указанное время 12 часов 15 минут записана промысловая операция (траление) в координатах 44° 421 6 N : 037° 25' 0" Е. Таким образом координаты указанные в протоколе и в промысловом журнале, а равно в объяснениях Шеремет В.Ф. не совпадают. Не установлено (не исследовано), данные координаты (точки) попадают в водную акваторию территории заповедника «Утриш» или нет. Определение координат судна в море требует использование специальных технических средств имеющихся на борту судна. Государственный инспектор Бескоровайным И.А. составлявший протокол, на борту судна не находился, а выводы о координатах нахождения судна сделал при составлении протокола в порту после захода судна, на основании бытового GPRS приемника. При этом в протоколе и постановлении отсутствуют сведения (номер) используемых технических средств. Данные обстоятельства противоречат нормам права и ставят под сомнение достоверность сведений. Со своей стороны оснований не доверять данным записанным в промысловом журнале судна «Бриз» и указанным капитанов Шеремет В.Ф. в протоколе нет оснований т.к. они зафиксированы специализированной, поверенной и сертифицированной техникой, а также удостоверены государственным инспектором ГМИ ЧАПУ ФСБ РФ Ягодкиным. При таких обстоятельствах существенным фактом для разрешения дела является установления границ водной акватории заповедника «Утриш» и установление факта нахождения судна «Бриз» на его территории. Согласно распоряжению Правительства РФ от 02 сентября 2010 года 000-р, указанное Краснодарским Краевым судом, утвержден заповедник «Утриш». Пунктом 3 указанного распоряжения Минприроды России совместно с Минисельхозом должны были обеспечить подготовку в установленном порядке перевод земель лесного фонда и земель водного фонда в земли, особо охраняемые территории и объектов. Указанное распоряжение Правительства выполнено частично, земель лесного фонда были внесены в особо охраняемые территории, а земель водного фонда до настоящего времени не сформированы. Юридически водная территория заповедника «Утриш» не сформирована, не имеет координат, и не внесена в земли особо охраняемые территории и объектов. Не внесены изменения и сведения в нормативные акты регулирующие использование водного объекта заповедника «Утриш». При таких обстоятельствах работники заповедника «Утриш» должны были принять меры по охране данных территорий. Пунктом 17 Положения о государственном природном заповеднике Утриш, утверждённого приказом Минприроды РФ от 03.03.2011 г. 000 (далее - Положение) предусмотрено, что границы заповедника «Утриш» обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками, аншлагами по периметру границ его территории. Общеизвестное правило о том, что границы заповедника, его охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками, содержится и в Федеральных законах, используется в судебной практике. Однако по состоянию на 24.01.2013 г. каких-либо предупредительных, информационных знаков (например, буёв) на водном участке, прилегающем к заповедник «Утриш» не имелось. В свою очередь при осуществлении мореплавания, определении районов плавания разрешенных для проходов, отстоев и промысла, капитаны судов руководствуются Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна и Извещениями мореплавания (карты) по корректурам Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (ГУНиО МО), где оговорены и обозначены районы водного пространства закрытые для того или иного вида деятельности. Предприниматель А.Ю.А.., работодатель и собственник судна ПТР «БРИЗ» по просьбе Шеремет В.Ф. обратился в Азово-Черноморское территориальное управление росрыболовства - осуществляющую государственные функции в области сохранении, вылова (добычи) и воспроизводства водных биоресурсов, Государственную морскую инспекцию БО ФСБ РФ осуществляющую государственные функции в области, пограничного режима, контроля деятельности в территориальном море РФ, в т.ч. изъятия и использования водных биологических ресурсов, ООО ЭРНК, официального представителя Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, - осуществляющего государственные функции в области ведения систем навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и Кубанское бассейновое водное управление, с вопросом - об имеющихся у них сведениях по ограничению и /или запретному водному пространству внутреннего моря «Государственный природный заповедник «Утриш». От вышеуказанных служб поступили разъяснения: Района территориального моря РФ Черное море, отнесенный к государственному природному заповеднику, не входит в запретные для добычи (вылова) районы. На дату 05.02.2015г. информации о границах заповедной зоны заповедника «Утриш» отсутствуют. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» не информировал Управление АЧТУ и пользователей о запретном водном пространстве. Как указано в комментарии к КоАП РФ (под общей редакцией профессор; заслуженного юриста РФ Н.Г.С.) вина при совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39. КоАП РФ, может быть в форме умысла или неосторожности, а нарушение режима особо охраняемы природных территорий может проявляться как в совершении противоправных действий, так и в форме бездействия - непринятие администрацией особо Охраняемой территории своих обязанностей. При отсутствии специальных информационных знаков на водной акватории и картографических обозначений, не возможно определить водную территорию заповедника и местоположения судна относительно территории запретного пространства. При таких обстоятельствах считает привлечение Шеремета В.Ф, к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и назначение наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей не законным, просит суд просит восстановить срок для обжалования постановления о привлечении Шеремет В.Ф. к административной ответственности, поскольку копия указанного постановления была получена им посредством почтовой связи 13.02.2015 года. Вынесенное заместителем директора по охране территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» Руденко Я.Г., постановление 000.1 от 10 февраля 2015 года, о признании Шеремет В.Ф. виновным в нарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ и наложении административног штрафа в размере 3000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.

Представители ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. и Бескоровайный И.А. в судебном заседании возражали против доводов жалобы, пояснили, что 24 января 2015 года Шеремет В.Ф., управляя судном ПТР «Бриз», совершил заход на водную акваторию заповедника «Утриш» в координатах 44?43?7"N и 37?25?50"Е в 12 часов 15 минут в районе Абраусского участкового лесничества, что подтверждается фотоснимками видеокамеры, имеющей встроенные функции определения координат при помощи спутниковой связи, и указанный факт ставит под сомнение запись в промысловом журнале ПТР «Бриз» о нахождения судна в 12 часов 15 минут в месте, обозначенном другими координатами, при этом государственный инспектор ГМИ ЧАПУ ФСБ РФ не мог удостоверить запись промысловой операции (траления) в координатах с указанием одной точки, так как утверждает запись в промысловом журнале, отражающую информацию о точках координат опускания трала и подъеме трала. Постановлением заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» от 10 февраля 2015 года Шеремет В.Ф. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ. Указанное постановление является законным и обоснованным, в связи с тем, что пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации №1436-р от 02 сентября 2010 года Минприроды России обязано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов, включаемых в границы Государственного природного заповедника «Утриш». Статьей 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» №2-ФКЗ от 07 декабря 1997 года закреплено, что Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания и обязательны к исполнению в Российской Федерации, а датой официального опубликования распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Указанное Постановление было опубликовано в «Российской газете», которая является официальным изданием Российской Федерации и доступна для общего пользования на всей территории Российской Федерации. Кроме того, сообщения о создании заповедника неоднократно публиковались и освещались средствами массовой информации как федерального, так и местного уровня. Таким образом, сведения об особом режиме, правилах охраны на территории заповедника были преданы всеобщей огласке. Незнание о режиме особо охраняемых природных территорий не является основанием освобождения от ответственности за совершенное правонарушение. Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации администрацией заповедника были направлены информационные письма о границах заповедника в акватории Черного моря в соответствующие службы и ответственные должностные лица причалов были надлежащим образом извещены о необходимости предупреждать владельцев судов о наличии границ заповедника «Утриш» в акватории Черного моря. Работа по внесению изменений в лоцмановые карты ведется, но до настоящего времени такие изменения в карты не внесены. Просит в удовлетворении жалобы Шеремет В.Ф. отказать, постановление заместителя директора по охране территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» от 10 февраля 2015 года о привлечении Шеремет В.Ф. к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ оставить без изменения.

Учитывая, что копия обжалуемого постановления была получена заявителем Шеремет В.Ф. 13.02.2015 года, что подтверждается штемпелем почтового отправления «Почта России», а жалоба была направлена в адрес Анапского районного суда посредством почтовой связи 21.02.2015 года, суд полагает необходимым восстановить Шеремет В.Ф. процессуальный срок для обжалования постановления от 10.02. 2015 года о привлечении его к административной ответственности.

Заслушав представителя заявителя Шеремет В.Ф. - Сыцко Б.В., представителей ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г., Бескоровайного И.А., исследовав письменные материалы, суд находит жалобу Шеремет В.Ф. не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В судебном заседании установлено, что Государственный природный заповедник «Утриш» учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации №1436-р от 02 сентября 2010 года. Указанное распоряжение было опубликовано в «Российской газете», которая является официальным изданием Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации №1436-р от 02 сентября 2010 года, Минприроды Российской Федерации обязано обеспечивать режим особой охраны природных комплексов и объектов, включаемых в границы Государственного природного заповедника «Утриш».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-Ф3 от 14 марта 1995 года на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике, в том числе деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющая вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.

Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 года закреплено, что пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

В соответствии с пунктом 18 раздела IV «Положения о Государственном природном заповеднике «Утриш», утвержденного Приказом Минприроды России №145 от 03 марта 2011 года, зарегистрировано в Минюсте РФ №20124 16 марта 2011 года, на территории заповедника охрана природных комплексов и объектов осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории Государственного природного заповедника «Утриш».

Сообщения о создании заповедника публиковались в средствах массовой информации, что свидетельствует, о том, что сведения об особом режиме, правилах охраны территории заповедника были преданы всеобщей огласке.

Подпунктом 1- пункта 5 статьи 28.3 КОАП РФ предусматривается право составлять протоколы об административных правонарушениях государственными инспекторами в области охраны окружающей среды об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 (в части нарушений, совершенных на территориях государственных природных заказников и национальных парков), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.? Настоящего Кодекса.

Из представленного суду административного дела 000 следует, что согласно протоколу об административном правонарушении 000 от 24 января 2015 года Шеремет В.Ф. 24 января 2015 года в 12 часов 15 минут, управляя судном ПТР «Бриз», совершил заход на водную акваторию заповедника «Утриш» в координатах 44?43?7"N и 37?25?50"Е в районе Абраусского участкового лесничества, то есть, находился на территории заповедника без разрешения дирекции заповедника и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, тем самым нарушив пункт 5 статьи 9 Федерального Закона №33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» - пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Замечания Шеремет В.Ф. по поводу допущенных нарушений при его составлении отсуствуют.

Постановлением о назначении административного наказания 000 от 10 февраля 2015 года заместителя директора по охране территории ФГБУ "Государственный природный заповедник «Утриш» Шеремет В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Факт пребывания Шеремет В.Ф. на судне ПТР «Бриз» в водной акватории заповедника «Утриш» 24 января 2015 года в координатах 44?43?7"N и 37?25?50"Е в 12 часов 15 минут в районе Абраусского участкового лесничества, подтверждается фотоснимками видеокамеры, имеющей встроенные функции определения координат при помощи спутниковой связи. Видеозапись была представлена для обозрения в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными при рассмотрении материала об административном правонарушении и получившими правильную оценку в постановлении.

В действиях Шеремет В.Ф. правильно усмотрены признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, то есть за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Вывод о виновности Шеремет В.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, является обоснованным и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Проанализировав исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы Шеремет В.Ф. в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли, и не находит оснований для отмены постановление заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» от 10.02.2015 года, которым Шеремет В.Ф. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, поскольку оно принято в соответствии с нормами КоАП РФ, а также приходит к выводу об отсутствии предусмотренных требованиями КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Шеремет В.Ф. о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» 000 от 10.02.2015 года о привлечении Шеремет В.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Отказать в удовлетворении жалобы Шеремет В.Ф. об отмене постановления заместителя директора по охране территории Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» 000 от 10.02.2015 г. о назначении Шеремет В.Ф. административного наказания, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей и прекращении производства по делу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья

Анапского районного суда: С.А Киндт