ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2015 от 25.05.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-56/2015

РЕШЕНИЕ

25.05.2015г. г. Симферополь

Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО2ФИО1 Павла Анатольевича на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 31.01.2015 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю № 06-14.1-14 от 10.09.2014г. физическое лицо-предприниматель ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Согласно постановлению при проведении прокуратурой г.Керчи 14.08.2014г. в 16.40 в магазине «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, район магазина <данные изъяты> выявлены нарушения требований ч.4,ч.5 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», реализация сигаретной продукции посредством ее демонстрации в торговом объекте путем ее выкладки на стеллажах, что делает доступной для обозрения покупателей, отсутствие в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции.

Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 31.03.2015 г. по делу №12-115 ( судья Киселев Е.М.) отказано в удовлетворении жалобы ФИО2 на постановление начальника территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 10.09.2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ в отношении ФИО2, указанное постановление оставлено без изменений.

Не согласившись с указанным решением, представитель ФИО2ФИО3 П.А. обратился с жалобой, в котором просит решение судьи Керченского городского суда Республики Крым и постановление начальника территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 10.09.2014 г. отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. Доводы мотивированы тем, что отсутствуют состав и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ, поскольку не был доказан факт нарушения потребления табака на территории магазина, нарушения требований по организации мест для курения, нарушен порядок проведения проверки.

От территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ( далее отдел Роспотребнадзора) 18.05.2015г. в адрес суда поступили пояснения по жалобе за подписью начальника отдела, в котором указано на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

В судебном заседании, которое состоялось 25.05.2015 г., представитель ФИО2ФИО3 П.А. настаивал на удовлетворении жалобы.

Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения в административной ответственности.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность индивидуальных предпринимателей за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Федеральный закон от 23.02.2013г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон N 15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со ст. 3 Закона N 15-ФЗ законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

П. 4. Ст.19 Закона N 15-ФЗ устанавливает, что запрещена розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи20 настоящего Федерального закона ( ч.5 ст.19 Закона N 15-ФЗ).

В соответствии со ст. 23 Закона N 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что при проведении прокуратурой <адрес> 14.08.2014г. проверки магазина <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, район магазина <данные изъяты>», в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ФИО2, выявлены факты реализация сигаретной продукции посредством ее демонстрации в торговом объекте путем ее выкладки на стеллажах, что делает доступной для обозрения покупателей, отсутствие в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции.

При таких обстоятельствах становится очевидным установление 14.08.2014г. при проведении проверки в магазине «<данные изъяты>» нарушение ФИО2 требований ч.4,ч.5 ст.19 Закона N 15-ФЗ, что является согласно ст.23 указанного Закона основанием для привлечения его к административной ответственности.

Начальником отдела 10.09.2014 г. принято постановление № 06-14.1-14 о привлечении физического лица – предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по ч.3 ст.6.25 КоАП РФ.

Ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Объектом таких правонарушений является здоровье населения.

Ст.10 Закона N 15-ФЗ определены права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, к которым относится, в том числе, установление запрета курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, осуществление контроля за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

В ст.12. Закона N 15-ФЗ дан перечень мест, в которых запрещается курение табака. Согласно ч.5 ст.12 указанного закона для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу изложенного, устанавливая факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.6.25 КоАП РФ, контролирующий орган должен доказать несоблюдение лицом, привлекаемым к административной ответственности, требований указанных выше положений Закона N 15-ФЗ, а именно установления запрета курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, по осуществлению контроля за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, в том числе, обозначению территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения.

При изучении материалов дела становится очевидным, что при проведении прокуратурой г.Керчи 14.08.2014г. проверки магазина «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, район магазина <данные изъяты> в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ФИО2, не установлено фактов несоблюдения им требований ст.10 и ст.12 Закона N 15-ФЗ.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что отсутствовали основания для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.6.25 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, становится очевидным обоснованность доводов жалобы представителя ФИО2ФИО3 П.А. об отсутствии в действиях первого состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ.

В жалобе представитель ФИО2 не опровергает выявления в ходе проверки фактов реализация сигаретной продукции посредством ее демонстрации в торговом объекте путем ее выкладки на стеллажах, что делает доступной для обозрения покупателей, отсутствие в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, что является нарушением п.4, п. 5 ст.19 Закона N 15-ФЗ.

При таких обстоятельствах действия ФИО2 следует квалифицировать как несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, ответственность за которые предусмотрена ст.14.53 КоАП РФ. Объектом таких правонарушений являются общественные отношения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24. 03. 2005г.N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренные ч.3 ст.6.25 КоАП РФ и ч.1 ст.14.63 КоАП РФ, не имеют единого родового объекта посягательства.

При таких обстоятельствах, невозможна переквалификация действий ФИО2 с ч.3 ст.6.25 КоАП РФ на ч.1 ст. 14.63 КоАП РФ.

Утверждение представителя ФИО2ФИО3 П.А. о несоблюдении прокуратурой г.Керчи порядка проведения 14.08.2014 г. проверки магазина <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, район магазина <данные изъяты>», в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ФИО2, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю № 06-14.1-14 от 10.09.2014г. о привлечении физического лица-предпринимателя ФИО2 к административной отсвтетственности по ч.3 ст.6.25 КоАП РФ и Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 31.03.2015 г. по делу №12-115 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 6.25 КоАП РФ, в отношении физического лица-предпринимателя ФИО2 прекратит по на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу представителя ФИО2ФИО1 Павла Анатольевича удовлетворить.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>