ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2016 от 02.09.2016 Ленинск-кузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-56/2016

РЕШЕНИЕ

г.Ленинск-Кузнецкий 02 сентября 2016 года

Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Мышкин Е.М.

с участием помощника Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Мельниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. от 10 июня 2016 года №*** о привлечении юридического лица – Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» (сокращенное наименование – АО «СУЭК-Кузбасс»;

"***"

"***"

"***"

"***"

"***"

"***"

к административной ответственности по ст.8.13 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. от 10 июня 2016 года №*** юридическое лицо - АО «СУЭК-Кузбасс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.13 ч.4 Кодекса РФ об АП, выразившегося в нарушении требований к охране водного объекта – ***, которое может повлечь его загрязнение, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

АО «СУЭК-Кузбасс» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, оспаривая его законность по следующим основаниям:

Поводом к вынесению оспариваемого постановления послужили результаты плановой проверки Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой о нарушении АО «СУЭК-Кузбасс» "***" требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

По итогам проверки в отношении Общества "ххх" было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение через выпуск №***. Согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от "ххх", вынесенного Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором: АО «СУЭК-Кузбасс» "***" является водопользователем на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от "ххх"№*** с целью сброса сточных вод с очистных сооружений... Проверкой установлено, что Общество имеет Разрешение на сброс загрязняющих веществ по выпуску №*** в *** от "ххх"№*** в период с "ххх" по "ххх" года… Как следует из протоколов результатов анализа сточной и речной воды, выполненных Санитарно-профилактической лабораторией ОАО «СУЭК-Кузбасс» в период с "ххх" года по "ххх" года, за исключением "ххх" года, сброс сточных вод в водный объект - реку "***" по выпуску №*** осуществлялся АО «СУЭК-Кузбасс» "***" с превышением нормативов по ряду загрязняющих веществ... Таким образом, в действиях АО «СУЭК-Кузбасс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение».

В силу ч.4 ст.56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6).

Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 8.13 КоАП РФ содержит восемь различающихся по виду и объективной стороне составов административных правонарушений: два состава о поставлении в опасность (ч.1,4), четыре формальных (ч.2,3), два материальных (ч.5).

Таким образом, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, - состав поставления в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.

Предметом являются водные ресурсы, то есть подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.

Согласно оспариваемому постановлению: «Как следует из протоколов результатов анализа сточной и речной воды, выполненных Санитарно-профилактической лабораторией АО «СУЭК-Кузбасс» в период с "ххх" года по "ххх" года, за исключением "ххх" года, сброс сточных вод в водный объект - реку "***" по выпуску №*** осуществлялся АО «СУЭК-Кузбасс» "***" с превышением нормативов по ряду загрязняющих веществ…».

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, позволяющие инкриминировать Обществу совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, поскольку состав названного правонарушения не является формальным, а связан с угрозой наступления вредных последствий (загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов).

Для установления наличия или отсутствия в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и квалификации совершенного им деяния правовое значение имеет выяснение вопроса о том, могут ли установленные превышения концентрации загрязняющих веществ в реке Иня повлечь угрозу загрязнения, засорения и (или) истощения водного объекта.

Обществу вменяется нарушение п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, который запрещает при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Исходя из буквального толкования приведенной нормы законодательства, очистка и обезвреживание сточных вод обязательна в случаях превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, при этом нормативы допустимого воздействия и предельно допустимая концентрация вредных веществ определяется не в сточных водах при сбросе, а в самом водном объекте, в данном случае в реке Иня. Вместе с тем, в материалах отсутствуют доказательства превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке Иня, такие исследовании не проводились, об их наличии не было заявлено.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что Обществом проводились действия, несущие в себе угрозу загрязнения реки Иня, принятое в отношении Общества постановление нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно п.1 ч.1 ст.22 названного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ).

Решением о предоставлении водного объекта в пользование от "ххх"№*** АО «СУЭК-Кузбасс» предоставлен водный объект – ***.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты установлены Обществу Разрешением на сброс загрязняющих веществ по выпуску №*** в *** от "ххх"№*** в период с "ххх" по "ххх".

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Частью 1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водный объект - реку "***" не установлены.

АО «СУЭК-Кузбасс» фактически привлечено к ответственности за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ (ДК), установленных нормативами допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов №*** со сроком действия до "ххх".

Однако значение допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ не является нормативом допустимого сброса веществ и микроорганизмов.

Определение «норматива допустимого сброса веществ и микроорганизмов (НДС)» содержится в ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая устанавливает, что нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС) в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 года №***, величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - q (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс (г/м3) по формуле НДС (г/ч = q (м3/ч) х Сндс (г/м3). Пункт 25 вышеуказанной Методики предусматривает обязательность соблюдения требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды. НДС веществ и микроорганизмов в реку "***" (выпуск №***) регистрационный номер №*** утверждены в виде значений массы загрязняющих веществ в объеме сточных вод, утвержденном разрешением к сбросу в течение часа (г/час), в течение месяца (г/мес) и в течение года (г/год).

Действующее законодательство в области охраны окружающей природной среды не содержит понятия «допустимая концентрация загрязняющего вещества (ДК)». Значения допустимой концентрации загрязняющих веществ (ДК) сами по себе не являются нормативами допустимого сброса (НДС) соответствующих веществ, данные понятия не тождественны друг другу.

Согласно пункту 25 Методики величины НДС определяются для всех категорий водопользователей по следующей формуле: НДС (г/ч) = q (м3/ч) х Сндс (г/м3), где q (м3/ч) – максимальный часовой расход сточных вод, Сндс (г/м3) – допустимая концентрация загрязняющих веществ (то есть ДК).

Значение допустимой концентрации загрязняющих веществ используется исключительно с целью рассчитать, путем применения в формуле, величину НДС.

Таким образом, административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении не установил превышение НДС, указав лишь на превышение значений допустимых концентраций (ДК).

Привлекая АО «СУЭК-Кузбасс» к ответственности, Управление Росприроднадзора подменяет понятие «норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов», рассчитываемых по формуле г/час, г/мес, г/год, понятием «допустимая концентрация загрязняющего вещества», определяемая как г/м3, что не соответствует как вышеуказанной Методике, так и содержанию утвержденных НДС по выпуску №*** река "***". Подобные выводы содержатся в судебной практике (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2014 года по делу №***

В силу ч.3 ст.49 Конституции РФ, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

На основании изложенного заявитель жалобы просит суд признать незаконным и отменить постановление №***-в от 10 июня 2016 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л., о привлечении юридического лица – АО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, производство по делу прекратить по ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель АО «СУЭК-Кузбасс» Хромова Е.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы. Просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить.

В судебное заседание старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. не явилась, о дне слушания дела извещена, представила письменный отзыв, в котором указывает, что постановлением от 10 июня 2016 года №***, юридическое лицо - АО «СУЭК-Кузбасс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.13 ч.4 Кодекса РФ об АП, выразившегося в нарушении требований к охране водного объекта – ***, которое может повлечь его загрязнение, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Данное постановление является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется. Вина Общества в совершении указанного правонарушения подтверждена материалами административного дела. Доводы рассматриваемой жалобы, по её мнению, несостоятельны.

В судебном заседании помощник Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Мельникова А.В. полагала, что оснований для признания незаконным оспариваемого постановления не имеется.

Оценив материалы проверки, в том числе Решение о предоставлении водного объекта в пользование, Разрешение на сброс, лабораторные анализы качества сброса сточных вод, выполненных Санитарно-профилактической лабораторией ОАО «СУЭК-Кузбасс», сведения Общества, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод, и установив, что Обществом допущены сбросы сточных вод в водный объект с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (по сульфатам, железу, меди, нитрит-ионам (в соответствии с Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 года № 20 эти вещества относятся к токсикологическим (оказывающим прямое токсическое действие на водные биологические ресурсы), оказывают негативное воздействие на окружающую среду), установленных Разрешением на сброс, руководствуясь положениями ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.4 ст.23 Закона № 7-ФЗ, ст.1.5, ст.2.1, ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об АП, прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях АО «СУЭК-Кузбасс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об АП.

Были установлены все фактические обстоятельства по плановой проверке, в том числе связанные с истечением установленного ст.4.5 Кодекса РФ об АП срока давности привлечения Общества к административной ответственности. При этом, оценивая представленные доказательства, прокуратура приняла во внимание, что сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод на основании анализа сточных вод, проведенного Санитарно-профилактической лабораторией ОАО «СУЭК-Кузбасс», были представлены самим Обществом. Доказательств, что отраженные названной лабораторией в своих отчетах данные являются недостоверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам, Обществом не представлено.

Учитывая доводы заявителя, прокуратура не находит оснований для признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности от 10.06.2016 года №***

Заслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы и письменные материалы, суд находит оспариваемое постановление должностного лица от 10 июня 2016 года №*** законным и обоснованным, а жалобу АО «СУЭК-Кузбасс» - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как предусматривает ст.1.5 Кодекса РФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).

На основании ст.26.1 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 Кодекса РФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

Судом установлено, что постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. от 10 июня 2016 года №***юридическое лицо - АО «СУЭК-Кузбасс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.13 ч.4 Кодекса РФ об АП, выразившегося в нарушении требований к охране водного объекта – ***, которое может повлечь его загрязнение, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В данном постановлении указано, что "ххх" Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором Я. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - АО «СУЭК-Кузбасс», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 652500, ***, по факту нарушения требований к охране водного объекта - ***, которое может повлечь его загрязнение.

Как следует из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от "ххх" и иных материалов административного дела, в нарушение ч.4 ст.35, ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.3 ст.22, ч.1 и ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», АО «СУЭК-Кузбасс» с "ххх" года по "ххх" года и в "ххх" года осуществляло сброс сточных вод через выпуск №*** в *** с превышением установленных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов №*** в части превышения допустимых концентраций.

Исходя из требований ст.4.5 Кодекса РФ об АП, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности, при рассмотрении настоящего дела учитывался период за последний год, то есть "ххх" года и "ххх" года.

АО «СУЭК-Кузбасс» "***" осуществляет пользование водным объектом - ***, с целью сброса сточных вод выпуском №*** (координаты места сброса - "***" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от "ххх"№***

На данный выпуск сточных вод у Общества имеются утвержденные Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов №***

Сброс химических веществ и микроорганизмов осуществляется на основании Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от "ххх"№***, сроком действия - с "ххх" по "ххх".

Как следует из протоколов анализа качества воды от "ххх"№*** и от "ххх"№***-С, выполненных Санитарно-профилактической лабораторией ОАО «СУЭК-Кузбасс» (аттестат аккредитации №*** от "ххх") АО «СУЭК-Кузбасс» "***" осуществляло сброс сточных вод в реку "***" по выпуску №*** с превышением установленных нормативов допустимого сброса №*** в части превышения допустимых концентраций.

Из протоколов анализа качества воды за период "ххх" года также усматривается, что в период несоблюдения Обществом нормативов допустимой концентрации сбросов, в реке "***" - приемнике сточных вод АО «СУЭК-Кузбасс» "***" наблюдалось превышение ПДК по железу, меди, сульфатам - в "ххх" года, по железу, меди - в "ххх" года.

При рассмотрении настоящего дела также установлено, что допустимая концентрация сульфат-ионов, железа, меди, нитрит-ионов, установленные НДС №***, равны предельно допустимой концентрациям (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 года № 20. Следовательно, превышение фактических концентраций сульфат-ионов над нормативами допустимого сброса №*** приводит также к превышению нормативов предельно-допустимых концентраций.

Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

До утверждения в соответствии со ст.35 Водного кодекса РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ст.6.2 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73-ФЗ).

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Представителем по доверенности от "ххх"№*** Хромовой Е.Н. были представлены объяснения, согласно которым АО «СУЭК-Кузбасс» по существу вменяемого правонарушения пояснило следующее:

1. АО «СУЭК-Кузбасс» считает, что при возбуждении административного дела не был исследован вопрос, могут ли превышения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах повлечь угрозу загрязнения, засорения и (или) истощения водного объекта.

2. Общество считает, что не превысило нормативы допустимого сброса в связи с тем, что в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за рассматриваемый период времени отсутствовали платежи за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ.

Управление Росприроднадзора по Кемеровской области рассмотрело представленные возражения и не согласно с ними по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Согласно ч.2 данной статьи к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В силу п.25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 года № 333, при расчете условий сброса сточных вод определяется значение допустимых концентраций, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики.

Следовательно, соблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ обеспечивает нормативное качество воды.

Данная позиция закреплена в самом понятии загрязняющего вещества (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды») - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с вышеизложенным, превышение допустимых концентраций, установленных нормативами допустимого сброса, приводит к несоблюдению нормативов качества водного объекта, что может повлечь его загрязнение.

Данный факт дополнительно подтверждается тем, что превышение допустимых концентраций сульфат-ионов, установленных нормативами допустимого сброса, приводит к превышению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, что в свою очередь может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Отсутствие сверхлимитных платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в расчетах платы за НВОС связано с тем, что фактический объем сточных вод, сбрасываемый Обществом, меньше утвержденного. Однако снижение общей массы сбрасываемых загрязняющих веществ не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, так как для соблюдения нормативов качества водного объекта необходимо также соблюдение допустимых концентраций, установленных нормативами допустимого сброса, чего Обществом не обеспечено.

Должностным лицом Управления Росприроднадзора дело рассмотрено объективно и всесторонне, с учетом представленных АО «СУЭК-Кузбасс» возражений.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено и материалами дела подтверждается, что в "ххх" года, "ххх" года АО «СУЭК-Кузбасс» допустило сброс сточных вод по выпуску №*** в *** с превышением нормативов допустимого сброса №*** в части превышения допустимых концентраций, а также с превышением нормативов предельно-допустимых концентраций, что может привести к загрязнению водного объекта.

При исследовании вопроса о виновности в совершении правонарушения Общество не представило доказательства о принятии всех возможных мер для недопущения нарушения, а также сведения, подтверждающие наличие у Общества объективных препятствий для исполнения обязанности по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств (чрезвычайных, объективно непреодолимых), не зависящих от воли обязанного лица. Таких обстоятельств, находящихся вне контроля Общества, не установлено. Материалами дела также не установлено принятие Обществом всех достаточных мер для соблюдения вышеуказанных требований.

Изучив материалы дела, должностное лицо, рассматривающее дело, пришло к выводу, что доказательств по делу достаточно для принятия решения о виновности юридического лица - АО «СУЭК-Кузбасс».

В соответствии с ч.1 ст.2.10 Кодекса РФ об АП ответственность за данное административное правонарушение лежит на юридическом лице - АО «СУЭК-Кузбасс».

Вина АО «СУЭК-Кузбасс» заключается в том, что Общество допустило нарушение требований к охране водного объекта - ***, которое может повлечь его загрязнение.

Исходя из требований ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об АП, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности, за правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, по ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об АП, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельства правонарушения подтверждают письменные материалы: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от "ххх"; решение о предоставлении водного объекта в пользование от "ххх"№*** нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в ***№***; протокол результатов анализа от "ххх"№*** протокол результатов анализа от "ххх"№***; выписка из ЕГРЮЛ от "ххх"; объяснения к постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении.

Как установлено должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и отражено в оспариваемом постановлении, нарушение требований к охране водного объекта - ***, которое может повлечь его загрязнение, допущено по вине АО «СУЭК-Кузбасс», так как АО «СУЭК-Кузбасс» своим действием (или бездействием) нарушило требования ч.4 ст.35, ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.3 ст.22, ч.1 и ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного выше старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. постановила о привлечении АО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по ст.8.13 ч.4 Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Суд с выводами должностного лица полностью согласен.

Конституция РФ обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

Ст.18.3 ч.4 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей. Предметом данного правонарушения является порядок охраны водных объектов. Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия или бездействие, выразившееся в нарушении или несоблюдении мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, которые могут повлечь за собой загрязнение, засорение или истощение водного объекта.

АО «СУЭК-Кузбасс» законно и обоснованно было привлечено к административной ответственности по ст.18.3 ч.4 Кодекса РФ об АП, так как судом установлено, что данное юридическое лицо допустило нарушение требований к охране водного объекта - ***, которое может повлечь его загрязнение. АО «СУЭК-Кузбасс» нарушило требования ч.4 ст.35, ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.3 ст.22, ч.1 и ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вина АО «СУЭК-Кузбасс» полностью подтверждается указанными в оспариваемом постановлении письменными доказательствами.

Превышение загрязняющих веществ в сбросах зафиксировано в протоколах химических анализов, по результатам отбора проб, проведенных лабораторией АО «СУЭК-Кузбасс». Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод на основании анализа сточных вод, проведенного санитарно-профилактической лабораторией Общества, были представлены самим Обществом. Доказательств, что отраженные названной лабораторией в своих отчетах данные являются недостоверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам, Обществом не представлено.

Учитывая изложенное выше, суд считает доводы жалобы несостоятельными.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст.24.1 Кодекса РФ об АП, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Эти требования закона, по мнению суда, должностным лицом выполнены, обстоятельства дела исследованы надлежащим образом.

При вынесении постановления и назначении административного наказания должностным лицом были соблюдены нормы действующего законодательства, назначено минимальное наказание в санкции статьи.

В соответствии со ст.30.7 Кодекса РФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные нормы закона, суд считает, что оспариваемое постановление следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Л. от 10 июня 2016 года №*** о привлечении юридического лица – Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по ст.8.13 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу АО «СУЭК-Кузбасс» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Мышкин Е.М.