Дело № 12 – 56/2021
УИД 19RS0004-01-2021-000415-90
РЕШЕНИЕ
село Аскиз 27 мая 2021 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Райковой И.В., при секретаре Мастраковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ФИО2, на постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия руководителя контрольно-правового департамента ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ которым кладовщик, член экспертной (приемочной) комиссии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балыксинской средней общеобразовательной школы ФИО2 ФИО6 привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Хакасия руководителем контрольно-правового департамента ФИО4 от 02.03.2021 по делу № 53/2021 об административном правонарушении кладовщик, член экспертной (приемочной) комиссии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балыксинской средней общеобразовательной школы (далее МБОУ Балыксинская СОШ) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции постановление отменить, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании заявитель ФИО2 пояснила, что договор на приобретение продуктов был заключен и спецификация составлена на основании предварительного меню и без доведенных лимитов бюджетных обязательств из федерального бюджета. Примерное десятидневное меню, на основании которого кормили в сентябре 2020 года школьников 1-4 классов, было утверждено позднее, в результате чего получилась пересортица продуктов питания, то есть одновременная недостача одних продуктов и излишки других продуктов. Школьники 1-4 классов обучались в первую смены и получали горячие завтраки. Права детей не были ущемлены и не причинено вреда здоровью учащихся. Сумма реально потраченных бюджетных средств не превысила первоначальную сумму договора и неправомерного использования бюджетных средств не произошло.
Представитель Министерства финансов Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения, явка представителя указанного органа обязательной судом не признавалась.
Руководствуясь ст.ст. 25.1, 25.15 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа и лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в частности приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 указанного закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является кладовщиком, членом экспертной (приемочной) комиссии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балыксинской средней общеобразовательной школы.
Заместителем министерства финансов Республики Хакасия ФИО4 по фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения материалов плановой проверки, отраженных в акте плановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок для нужд МБОУ Балыксинской СОШ от 01.12.2020 возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении № 54/2021 от 18 февраля 2021 года, согласно которому, установлено, в том числе, нарушение требований статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно – неправомерное использование бюджетных средств на оплату товара, не предусмотренного условием контракта.
Согласно акту приемки товаров (работ, услуг) по контракту (договору) от 01.09.2020 № 9 с ИП ФИО5 продовольственные товары, поставлены в полном объеме, имеют надлежащие количественные и качественные характеристики, удовлетворяют условиям и требованиям контракта (договора) и подлежат приемке. Заключение проведения экспертизы результатов, предусмотренных договором № 9 от 01.09.2020, предоставленных поставщиком в части их соответствия условиям контракта от 30.09.2020 гласит, что нарушений нет, факты ненадлежащего исполнения контракта поставщиком не выявлены.
При проверке товарных накладных № 1 от 02.09.2020, № 2 от 02.09.2020 выявлено не соответствие поставленных продуктов питания заявленным в спецификации к договору № 9 от 01.09.2020 г. с ИП ФИО5
Заказчиком по договору № 9 от 01.09.2020 приобретались и оплачивались продукты питания, не предусмотренные договором, а так же приобретались продукты питания в большем объеме и по более высокой цене, чем предусмотрено условиями договора.
Сумма оплаченных заказчиком продуктов питания, не предусмотренных контрактом, закупленных в большем объеме и по более высокой цене, чем предусмотрено условиями контракта составила 20437,78 руб. (согласно приложению к протоколу), что привело к неправомерному использованию бюджетных средств.
Установленные вышеуказанным протоколом нарушения ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ послужили основанием для привлечения к административной ответственности кладовщика, члена экспертной (приемочной) комиссии МБОУ Балыксинской СОШ ФИО2 по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ постановлением заместителя Министра финансов Республики Хакасия руководителем контрольно-правового департамента ФИО4 от 02.03.2021 по делу № 53/2021 об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, представленными суду, а также протоколом об административном правонарушении от 18.02.2021, актом плановой проверки от 01.12.2020, которые судом оцениваются в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Проверив собранные по делу доказательства, оценив их в соответствии со статьи 26.11 КоАП РФ, установив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о доказанности вины кладовщика, члена экспертной (приемочной) комиссии МБОУ Балыксинская СОШ ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, действия кладовщика, члена экспертной (приемочной) комиссии МБОУ Балыксинская СОШ ФИО2 правильно квалифицированы по части 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В силу статьи 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФИО2, в соответствии с приказом директора МБОУ Балыксинская СОШ от 24.03.2016 № 22, принята на должность кладовщика. Основными функциями кладовщика являются получение, хранение и выдача продуктов питания, согласно соответствующим правилам. Кладовщик школы является членом комиссии по приемке товаров, работ и услуг, который проверяет сопроводительные документы на товары, работы и услуги, проводит экспертизу товаров по показателям: проверка внешнего вида, цвета, запаха; проверка целостности упаковки и соответствия заявленному качеству товаров, работ и услуг; осмотр товаров на наличие повреждений, по количеству товарных мест; обеспечение подписания актов приемки после проведения экспертизы товаров, работ и услуг.
Положение и порядок организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд регламентируются Бюджетным и Гражданским кодексами РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. С учетом изложенного, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, ФИО2 является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров.
Нарушение правил рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, суд не усматривает. Министерство финансов Республики Хакасия в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет производство по дела об административных правонарушениях, в том числе и рассмотрение дел об административных правонарушениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в установленной сфере деятельности в пределах границы субъекта Российской Федерации – Республики Хакасия по месту нахождения МБОУ Балыксинская СОШ.
Между тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, суд полагает возможным признать совершенное ФИО2 правонарушение малозначительным по следующим основаниям.
ФИО2 в судебном заседании представлено примерное 10-ти дневное меню столовой МБОУ Балыксинская СОШ для учащихся 7-11 лет, утвержденное директором МБОУ Балыксинская СОШ, меню требования на выдачу продуктов питания за период с 03.09.2020 по 30.09.2020, которое соотноситься с табелями учета посещаемости учеников в сентябре 2020 года с 1 по 4 класс, накопительная ведомость по расходу продуктов питания за сентябрь 2020 года, сведения об операциях с целевыми субсидиями на 2020 год, приказ от 31.08.2020 № 121а об организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях Аскизского района на 2020 год, охват обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинении вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, изложенное, суд считает возможным применить к ФИО2 статью 2.9 КоАП РФ и квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное, так как допущенное нарушение законодательства носило формальный характер, какой-либо вред обществу или государству не нанесен, негативные последствия отсутствуют, в связи с чем, объявление ФИО2 устного замечания является в данном случае необходимым и достаточным для нее негативным последствием.
С учетом изложенного, суд находит постановление по делу об административном правонарушении подлежащими отмене с прекращением производства по делу за малозначительностью административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении кладовщика, члена экспертной (приемочной) комиссии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балыксинской средней общеобразовательной школы ФИО2 ФИО7 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении ФИО1 - удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 ФИО8 привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., - отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Объявить ФИО2 ФИО9 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения решения.
Судья И.В. Райкова