ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2022 от 11.03.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 12-56/2022

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов 11 марта 2022 года

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О. А.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/14.31-832/2021 от 26.11.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении начальника управления реализации услуг и учета электрической энергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/14.31-832/2021 от 26.11.2021г. начальник управления реализации услуг и учета электрической энергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ (с учетом исправлении описки на основании определения от 23.12.2021г) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить. В обоснование жалобы указал, что исходя из содержания оспариваемого постановления, ПАО «МРСК Центра» вменяется нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде составления акта безучетного потребления и, как следствие, начисление объема потребленной электроэнергии расчетным способом. Данные действия не относятся к перечню исключений, установленному ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", такими действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), вследствие чего ПАО «МРСК Центра» имеет право заявить об их допустимости.

Действия ПАО «МРСК Центра», связанные с составлением акта безучетного потребления, прямо предписаны нормами материального права: п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей №6, п. 2, п.172, п. 192, 194, 195 Основных положений реализации электроэнергии на розничных ранках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее по тексту - Основные положения №442).

В силу п. 2.11.18. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей №6 Энергоснабжающая организация должна пломбировать в том числе решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока.

Учитывая положения п.2.11.18 ПТЭЭП №6, сетевая организация лишена возможности определения мест пломбирования. Пломбирование дверец камер, где установлены трансформаторы тока, предписано императивно и входит в обязанность сетевой организации, прямо предусмотренную ПТЭЭП.

В соответствии с п. 172 Основных положений №442 проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

Пунктом 2 Основных положений №442 установлено, что "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из приведенного усматривается, что нарушение потребителем знаков визуального контроля подлежит квалификации в качестве безучетного потребления.

П. 192, п. 194, п. 195 Основных положений №442 прямо предписаны действия сетевой организации по опломбировке элементов системы учета, по порядку проведения их проверки, а также даны конкретные указания на обязательность составления акта безучетного потребления при выявлении нарушения знаков визуального контроля, определен порядок расчета потреблённой электроэнергии в случае выявления нарушений в системе учета.

По результатам проверки прибора учета Меркурий 230 АМ-03 с заводским №18762273, установленного в точке поставки по договору энергоснабжения «производственная база», расположенная по адресу: <...> выявлен срыв пломбы энергоснабжающей организации №6805509, установленной на дверцах трансформаторов тока, и отраженная в акте последней проверки №68002880 30.05.2014г., а также истек срок госповерки трансформаторов тока, что расценивается как безучетное потребление электроэнергии, зафиксированное в акте № 68009124 от 21.03.2019. В данном случае отсутствие пломбы па дверце трансформаторов тока лицами, участвующими в деле, не оспаривалось; истечение межповерочного интервала трансформаторов тока также установлено. Нарушений п. 2. п. 172. п. 192. 194, 195 Основных положений №442 также не установлено.

Таким образом, реализация ПАО «МРСК Центра» п. 2, п.172, п. 192, 194, 195 Основных положений №442 тем способом и в той форме, которые прямо предписаны указанными нормами специального законодательства, исходя из требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановления ВАС РФ от 05.04.2011 №14185/10 по делу №А40-125814/09, абз. 6 п. 1.1 Разъяснений Президиума ФАС от 07.06.2017 №8 «О применении ст. 10 закона о защите конкуренции», не может быть признана злоупотреблением доминирующим.

В рассматриваемом случае факт нарушения ПАО «МРСК Центра» антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением отсутствует, поскольку действия, совершённые сетевой организацией, прямо предписаны нормами специализированного законодательства; объективная взаимосвязь между доминирующим положением сетевой организации и совещенными действиями отсутствует; затронуты интересы потребителя, связанные с общехозяйственными нуждами.

В нарушение ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-03 "О защите конкуренции", а также п. 2.16 - п. 2.20 и п. 3.21 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, общий срок рассмотрения заявления и материалов составил более 3-месяцев (118 дней), почти 4 месяца.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнив, что он в силу должностных обязанностей не может являться субъектом административной ответственности.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы ФИО3 считает постановление законным и обоснованным.

Представитель потерпевшего ОАО Тамбовское СМУ «Волгостальмонтаж» о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом, причина неявки неизвестна.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, между ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 2923 от 23.06.2014г., по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 4.1 указанного договора, фактически принятое потребителем количество энергии (мощности) определяется на основании показаний средств учета, указанных в Приложении № 2, в порядке, установленноу настоящим разделом.

Точкой поставки электрической энергии по договору № 2923 от 23.06.2014г. энергоснабжения является производственная база, расположенная по адресу: <...>. В точке учета установлен прибор учета типа Меркурий 230 АМ-03, с заводским № 18762273.

Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на объект электроснабжения ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» по заключенному договору энергоснабжения, является ПАО «Россети Центр».

Согласно акту о неучтенном потреблении от 21.03.2019г. № 68009124 электрической энергии юридическим лицом, использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности, при проверке прибора учета Меркурий 230 АМ-03, заводской № 18762273 на точке поставки электроэнергии в производственный цех ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» был зафиксирован факт срыва пломбы ЭСО № 68055092, установленной на дверцах трансформатора тока.

На основании Акта № 68009124 от 21.03.2019г. сетевой организацией осуществлен расчет безучетного потребления в размере 1356900 кВт.ч. с применением в расчете максимальной мощности 200 кВт. за период с 30.05.2018 по 21.03.2019 на сумму 9 101 499,03 рублей.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 (далее – Правила №6) установлено, что обеспечение содержания электроустановок в работоспособном состоянии и их соответствующая эксплуатация возложена на потребителя.

Пунктом 2.11.17 Правил № 6 предусмотрено, что потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного средства измерения, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

В соответствии с п. 2.11.18. Правил № 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических

цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

По мнению ПАО «Россети Центр», сетевая организация лишена возможности определения мест пломбирования, поскольку пломбирование дверец камер, где установлены трансформаторы тока, предписано императивно и входит в обязанность сетевой организации, прямо предусмотренную Правилами № 6. Руководствуясь данной нормой, сетевая организация установила спорную пломбу № 68055092 на дверце камеры, где установлены трансформаторы тока.

У потребителя ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» установлена комплектная трансформаторная подстанция КТП-ТВВ 400/10/0,4 У1 (шкаф распределительного устройства низкого напряжения - РУНН), которая предназначена для приема электроэнергии, преобразования и распределения электроэнергии трехфазного переменного тока, делится на три отсека: отсек высокого напряжения, отсек низкого напряжения и отсек силового трансформатора.

Отсек распределительного устройства низкого напряжения (РУНН) включает в себя четыре ячейки, оборудованные металлическими запираемыми дверцами. В отсеке низкого напряжения имеются автоматический выключатель, три трансформатора тока ТТИ-40, измерительные приборы, приборы учета, разъединитель силовой РС-6УЗ. Разъединитель силовой РС-6УЗ представляет собой три токопровода, установленных на одной раме с основным (общим) валом и приводным рычагом. При вращении вала разъединителя с помощью привода происходит одновременное включение или отключение трех контактных ножей.

Спорная пломба № 68055092 была установлена сетевой организацией на металлической глухой дверце центральной вводной ячейки. Указанная дверца закрывает трансформаторы тока ТТИ-40 и контактные ножи силового разъединителя (механическая часть рубильника).

В связи с отсутствием на данной дверце предусмотренного заводом- изготовителем специального места или приспособлений (заводских проушин, углублений со сквозным отверстием), установка спорной пломбы № 68055092 ПАО «Россети Центр» было произведено путем самостоятельного просверливания металлической дверцы и корпуса КТП и их соединений через эти отверстия роторной пломбой посредством пломбировочной проволоки.

Согласно пункту 2.2.39 Правил № 6, осмотр РУ без отключения должен проводиться: на объектах с постоянным дежурством персонала - не реже 1 раза в 1 сутки; в темное время суток для выявления разрядов, коронирования - не реже 1 раза в месяц; на объектах без постоянного дежурства персонала - не реже 1 раза в месяц, а в трансформаторных и распределительных пунктах - не реже 1 раза в 6 месяцев. При неблагоприятной погоде (сильный туман, мокрый снег, гололед и т.п.) или сильном загрязнении на ОРУ должны быть организованы дополнительные осмотры. Обо всех замеченных неисправностях должны быть произведены записи в журнал дефектов и неполадок на оборудовании и, кроме того, информация о них должна быть сообщена ответственному за электрохозяйство. Замеченные неисправности должны устраняться в кратчайший срок.

В силу пункта 2.2.40 Правил № 6 при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено, в том числе, на состояние контактов, рубильников щита низкого напряжения.

Согласно Правилам № 6 допускается пломбирование решеток и дверец камер, где установлены трансформаторы тока, однако в настоящем случае сами трансформаторы тока № F42476, F42445, F42444 опломбированы отдельно, что исключает необходимость в дополнительном опломбировании дверцы шкафа учета.

Таким образом, устанавливая роторную пломбу № 68055092 на металлической дверце вводной ячейки, закрывающей ножи силового разъединителя (механическую часть рубильника), ПАО «Россети Центр» фактически ограничило потребителю доступ к механической части рубильника в целях контроля срабатывания рубильника при осуществлении переключений и отключений при возникновении аварийных ситуаций.

При этом конструктивно опломбированная дверца является глухой, смотрового окошка или зарешеченной части для обзора не имеет.

Кроме того, ООО «УПТК Тамбовспецстрой» и ООО «Электрощит», которые являются производителями аналогичных комплектных трансформаторных подстанций, письмами исх. от 07.04.2020 № 63 (вх. от 13.01.2021 № 90), исх. № 157 от 15.04.2020 (вх. от 13.01.2021 № 91), соответственно, указали, что опломбировка двери шкафа вводной ячейки КТП ТВВ 400/10/0,4 У1 - не допускается, в связи с конструктивной особенностью данной КТП по причине наличия вводного рубильника в выше указанной ячейке. Согласно Правилам устройства электроустановок, Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей в процессе эксплуатации оборудования, надлежит обеспечивать круглосуточный доступ с целью ежедневного и планового технического визуального осмютра вводного рубильника для безопасного обслуживания и ремонта КТП и электрооборудования.

Ввиду установки ПАО «Россети Центр» спорной пломбы № 68055092 в нарушение действующим нормативным предписаниям и без учета конструктивных особенностей КТП потребителя, у ответчика ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» отсутствовала обязанность по обеспечению сохранности данной пломбы. Иные пломбы, установленные на измерительном комплексе ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ», нарушены не были. В данном случае, нарушение пломбы на дверце металлического шкафа, не является фактом неучтенного потребления электрической энергии в отсутствие доказательств вмешательства в работу самого измерительного комплекса.

Из акта безучетного потребления и расчета объема безучетного потребления следует, что по основанию «истек срок поверки...» сетевая организации имела возможность начислять безучетное потребление в объеме 2766 кВт.ч. на. сумму 18915,80 рублей, т.е. объем безучетногог потребления и сумма подлежащая к уплате потребителем были завышены на 1 354 134 кВт.ч (1 356 900 кВт.ч. - 2766 кВ.ч.) и на 9 082 583, 23 рублей (9 101 499,03 руб. - 18 915, 80 руб.).

Таким образом, основная часть бузучетного потребления незаконно начислена заявителю именно по основанию нарушения пломбы, что прямо свидетельствует об ущемлении действиями сетевой организации прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В данном случае, установлено, что ПАО «Россети Центр» являются сетевой организацией, оказывающей услугу по передаче электроэнергии, которая относится к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, нарушение антимонопольного законодательства выражается в том, что сетевая организация, пользуясь своим доминирующим положением и исключительными полномочиями в сфере проверки состояния приборов учета необоснованно возложила на потребителя ответственность за сохранность незаконно установленного знака визуального контроля.

Такие действия сетевой организации стали возможны исключительно ввиду ее доминирующего положения на товарном рынке и преследовали целью извлечение необоснованного дохода за счет возложения на потребителя обязанности оплатить стоимость начисленного объеме неучтенного потребления электроэнергии.

Факт нарушения требования Ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен материалами дела, а также решением УФАС по Тамбовской области № 068/01/10-583/2020 от 19.03.2021г., которое было предметом рассмотрения в Арбитражном суде Тамбовской области.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021г (дело №А64-3924/2021) было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2021г, которым было отказано в удовлетворении заявления ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Тамбовэнерго» о признании незаконным решения УФАС по Тамбовской области № 068/01/10-583/2020 от 19.03.2021г.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом № 117-к от 04.08.2009 на должность начальника района электрических сетей Тамбовского района электрических сетей: ПО Тамбовские электрические сети филиала ОАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» принят ФИО1.

Приказом № 1045-к от 21.11.2014 ФИО1 переведен на должность начальника управления «Управления учета электроэнергии: Исполнительный аппарат: Филиала ОАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго».

31.12.2020 дополнительным соглашением № 1725 к трудовому договору от 04.08.2009 № 165 ФИО1 переведен в структурное подразделение Управление реализации услуг и учета электроэнергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго».

Пунктом 2 Положения об управлении учета электроэнергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» (ПСП ТБ/19/06-2018) определено, что основными задачами Управления учета электроэнергии является: эксплуатация систем учета электроэнергии (п.2.6); определение объемов потерь (п.2.10).

Кроме того, Положением об управлении учета электроэнергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» установлено, что в рамках задачи «Эксплуатация систем учета электроэнергии» управление выполняет одни из следующих функций: организация и контроль качества работ по съему контрольных показаний с приборов учета (п.3.6.22); организация и контроль проведения инструментальных проверок средств учета по внутренним границам филиалов, контроль выявления неисправностей средств учета по точкам учета внутренних границ филиалов (п.3.6.24); проведение инструментальных проверок средств и систем учета электроэнергии по точкам отпуска электроэнергии потребителям, контроль выявления неисправностей средств и систем учета электроэнергии (п.3.6.25); выявление и актирование неучтенного потребления, организация систем контроля движения актов о неучтенном потреблении (п.3.6.26); контроль работы по оформлению и расчету актов бездоговорного и безучетного потребления (п.3.6.27).

Пунктами 5.1.1 и 5.2 Положения об управлении учета электроэнергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» определено, что на управление учета электроэнергии (УУЭ), в лице начальника управления возложена ответственность за своевременное, качественное и эффективное выполнение функций, определенных настоящим Положение и принятие решений, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, с учетом задач и функций, возложенных на управление и функциональных обязанностей по охране труда.

С ПСП ТБ/19/06-2018 начальник УУЭ ФИО1 ознакомлен 01.06.2018г, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.

Распоряжением № ТБ-19/170-р от 12.07.2016г. создана постоянно действующая комиссия по списанию и рассмотрению спорных актов неучтенного потребления, списанию испорченных (утраченных) актов проверки и пломбировочного материала, в состав которой входит ФИО1. К компетенции данной комиссии относится: экспертная оценка ликвидности актов неучетного потребления, определение объемов неучетного потребления.

Контроль за исполнением распоряжения № ТБ-19/170-р от 12.07.2016 возложен на ФИО1 (п. 5).

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, работавший заместителем директора по реализации и развитию услуги филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» с апреля 2016г по 8.02.2022г, а также свидетель ФИО7, работавшая начальником юридического отдела ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» с сентября 2021г по 11.02.2022г, показали, что на заседании комиссии рассматривались акты безучетного потребления электрической энергии, в том числе с использованием видеозаписи, начальник УУЭ ФИО1 отвечал за то, относится ли акт к безучетному потреблению электрической энергии с технической стороны.

Таким образом, ненадлежащее исполнение должностным лицом ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» ФИО1 должностных обязанностей, в том числе по проведению инструментальных проверок средств и систем учета электроэнергии, выявлению и актированию неучтенного потребления, привело к нарушению антимонопольного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Вина ФИО1 состоит в том, что он нарушил требования антимонопольного законодательства, в результате которого ОАО «Тамбовское строительно-монтажное управление «Волгостальмонтаж» был направлен акт о наличии безучетного потребления № 68009124 от 21.03.2019г.

Доводы ФИО1 о недоказанности его вины Управлением антимонопольной службы суд находит несостоятельными и опровергающимися материалами дела.

Ссылка ФИО1 на то, что общий срок рассмотрения заявления и материалов составил более 3-месяцев (118 дней) не влечет отмену оспариваемого постановления.

При назначении наказания ФИО1 должностным лицом в полной мере учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, смягчающие административную ответственность обстоятельства.

С учетом изложенных обстоятельств ФИО1 назначено справедливое наказание в пределах санкции статьи, отвечающее требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушение процессуальных норм, влекущих за собой отмену или изменение постановления, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 № 068/04/14.31-832/2021 от 26.11.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении начальника управления реализации услуг и учета электрической энергии филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья Заболотникова О.А.