ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2022 от 21.09.2022 Октябрьского районного суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

21 сентября 2022 года пос. Прямицыно

Судья Октябрьского районного суда Курской области Гузенков Д.А.,

с участием защитника лица, привлечённого к административной ответственности Булатникова А.А.- Беженовой О.Н.,

с участием начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г.,

при секретаре Симоненковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатникова А.А. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-4 от 25.02.2022г. об административном правонарушении в отношении должностного лица- Булатникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженца , гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: , работающего в должности генерального директора ООО «Торговый дом «Курский бетон», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-4 от 25.02.2022г. генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа размере 35000 рублей.

Согласно постановлению, административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

ООО «ТД «Курский бетон» хозяйственную деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка осуществляет в , его генеральным директором является Булатников А.А., который осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ТД «Курский бетон» проведена в период с «17» декабря 2021 года по «21» января 2022 года, с целью проверки факта нарушения ООО «ТД «Курский бетон» требований законодательства в области недропользования на основании письма УФСБ России по Курской области от 29.11.2021 №3/12/41503 (вх. №10.2-11722 от 30.11.2021), мотивированного представления от 10.12.2021 начальника отдела государственного экологического контроля (надзора) по Курской области комитета природных ресурсов Курской области – Гуторова И.Г., которая была согласована с Прокуратурой Курской области (Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 14.12.2021 №7-21-2021).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон», установлено следующее.

ООО «ТД «Курский бетон» имеет Лицензию КРС 80139 ТЭ, выданную Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области 27.09.2017г. Срок действия лицензии с 27.09.2017г. по 01.10.2029г.

Добыча общераспространенного полезного ископаемого – песка осуществляется на основании технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого – песка на месторождении «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в Октябрьском районе Курской области от 2018г.

ООО «ТД «Курский бетон» осуществляет деятельность по добыче песка, в непосредственной близости водного объекта р. Сейм.

КСТП Курскоблприроднадзора от 24.05.2018г. №5 согласован технический проект разработки и рекультивации УНМЗ. Уточненные границы горного отвода для разработки УНМЗ удостоверены горноотводным актом и зарегистрированы Верхне-Донским управлением Ростехнадзора за № 46-0007-00002 от 21.06.2018.

Согласно техническому проекту карты намыва размещены в водоохранной зоне р. Сейм, вне зоны береговой линии. Техническим проектом предусмотрены мероприятия по исключению загрязнения р.Сейм.

В адрес комитета природных ресурсов Курской области поступило письмо от УФСБ России по Курской области от 28.05.2021 № 3/12/17886 (вх.№ 05.5-5572 от 01.06.2021), по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства ООО «ТД «Курский бетон» при добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка.

В своем письме от 29.11.2021 № 3/12/41503 УФСБ России по Курской области сообщает, что в соответствии с лицензией на пользование недрами КРС 80139 ТЭ от 27.09.2017 ООО «ТД «Курский бетон» осуществляет добычу общераспространенного полезного ископаемого – песка на месторождении «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в . Добыча осуществляется в нарушение положений пп.4 и 8 п.15, пп.2 п.17 ст. 65 Водного кодекса РФ, а именно вскрышной грунт, получаемый при добыче, с использованием транспортных средств размещается организацией в границах прибрежно-защитной полосы водоохраной зоны объекта федерального значения – р. Сейм, на земельном участке, не входящем в утвержденный горный отвод (кадастровый ).

Указанные обстоятельства создают угрозу окружающей среде, могут привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также способствуют нанесению экологического и экономического ущерба региону.

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространённого полезного ископаемого - песка на месторождении "Участок №2 Восточного фланга месторождения "Пойма" в » (книга 1) пояснительная записка от 2018 года, режим работы карьера – сезонный, с 1 апреля по 31 октября.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в присутствии представителя по доверенности ООО «ТД «Курский бетон» б/н от 17.12.2021 ФИО4 20.12.2021 в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут установлено, что работы по намыву (добыче) песка на месторождении «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в не велись, пульпопровод отсоединен от Земснаряда и находится в разобранном состоянии.

Также в присутствии представителя по доверенности ООО «ТД «Курский бетон» б/н от 17.12.2021 ФИО4 20.12.2021 в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут были обследованы земельные участки с кадастровыми номерами и , входящие в состав горного отвода, предоставленного ООО «ТД «Курский бетон», для оформления лицензии на пользование недрами КРС №80139ТЭ от 27.09.2017, а также земельные участки с кадастровыми номерами , .

В период проведения внеплановой выездной проверки, а именно 20.12.2021 при проведении обследования территории земельного участка с кадастровым номером , отведенного ООО «ТД «Курский бетон», согласно требований Технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространённого полезного ископаемого - песка на месторождении "Участок №2 Восточного фланга месторождения "Пойма" в Октябрьском районе Курской области» под складирование плодородного слоя почвы, проводимого в присутствии представителя по доверенности ООО «ТД «Курский бетон» б/н от 17.12.2021 ФИО4 установлено отсутствие снятого плодородного слоя почвы, который в дальнейшем должен быть использован для рекультивации карьера.

Земельный участок с кадастровым номером , согласно Технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространённого полезного ископаемого - песка на месторождении "Участок №2 Восточного фланга месторождения "Пойма" в » (книга 1) пояснительная записка от 2018 года, частично предназначен для размещения отвалов плодородного слоя почвы (далее – ПСП).

В соответствии с пунктом 7 раздела 1.3 Технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространённого полезного ископаемого - песка на месторождении "Участок №2 Восточного фланга месторождения "Пойма" в » (книга 1) пояснительная записка от 2018 года, ПСП, снятый при разработке карьера должен транспортироваться во временный отвал, расположенный на западном фланге участка с кадастровым номером 46:17:111202:10, а породы вскрыши и зачистки будут складироваться в выработанной части карьера.

Согласно пункту 2 раздела 2.8 Технического проекта «Разработка и рекультивация карьера по добыче общераспространённого полезного ископаемого - песка на месторождении "Участок №2 Восточного фланга месторождения "Пойма" в » (книга 1) пояснительная записка от 2018 года, плодородный слой почвы в объеме 150850 м3 размещается вне карьера в складе ПСП и используется для целей землевания и рекультивации после окончания разработки карьера.

В соответствии с п.10.4. лицензии на пользование недрами КРС № 80139 ТЭ от 27.09.2017г., недропользователь обязан обеспечить отдельное складирование и сохранение плодородного слоя, и его дальнейшее использование в соответствии с проектом.

В соответствии с п.8.3 условий пользования недрами лицензии КРС № 80139 ТЭ, недропользователь обязан соблюдать требования технического проекта и технической документации.

В соответствии с пунктом 15.1 лицензии на пользование недрами КРС № 80139 ТЭ от 27.09.2017г., недропользователь несет полную ответственность за свои действия в соответствии со статьей 49 Закона «О недрах».

Булатников А.А. – генеральный директор ООО Торговый Дом «Курский бетон», имел возможность обратиться в уполномоченный орган, предоставивший лицензию, по поводу пересмотра условий пользования участком недр местного значения, однако, указанным правом не воспользовался.

Булатников А.А. – генеральный директор ООО Торговый Дом «Курский бетон», не принял необходимых и достаточных мер для соблюдения п.8.3 и п.10.4 условий пользования недрами, предусмотренных лицензией КРС №80139 ТЭ от 27.09.2017, прилагаемых к выданной лицензии.

Объектом данного административного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Правонарушение посягает на установленный порядок пользования недрами, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в сфере недропользования.

Субъект правонарушения — Булатников А.А. – генеральный директор ООО Торговый Дом «Курский бетон» – пользователь недр по лицензии КРС 80139 ТЭ от 27.09.2017г. со сроком действия до 01.10.2029г. (с изменениями) ООО «ТД «Курский бетон».

Таким образом, должностное лицо - Булатников А.А. – генеральный директор ООО Торговый Дом «Курский бетон», не обеспечил выполнение п. 8.3 и п.10.4 условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80139 ТЭ от 27.09.2017г. со сроком действия до 01.10.2029г. (с изменениями), что является нарушением п.10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. N 2395-1 "О недрах".

Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Нарушены: п. 8.3 и п.10.4 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80139 ТЭ от 27.09.2017г. со сроком действия до 01.10.2029г. (с изменениями), что является нарушением п. 10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. N 2395-1 "О недрах".

Указанное является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 «Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами».

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом №01-10/24-08/22-4 об административном правонарушении от 11.02.2022г., и другими материалами проверки.

Административное правонарушение допущено по вине Булатникова А.А.- генерального директора ООО Торговый Дом «Курский бетон», так как Булатников А.А. – генеральный директор ООО Торговый Дом «Курский бетон» - своими действиями (бездействием) нарушил требования п. 10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. N 2395-1 "О недрах".

Тем самым генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. обратился в Октябрьский районный суд Курской области с жалобой об отмене указанного постановления, указывая на то, что он привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ вследствие вывода административного органа о нарушении ООО «Торговый дом «Курский бетон» требований пункта 8.3 Условий пользования недрами лицензии КРС № 80139 ТЭ от 27.09.2017 согласно которому недропользователь обязан соблюдать требования технического проекта и технической документации и п. 10.4, согласно которому недропользователь обязан обеспечить отдельное складирование и сохранение плодородного слоя почвы и его дальнейшее использование в соответствии с проектом.

Заявитель считает постановление незаконным и необоснованным на основании следующего.

В разделе 1.3. Технического проекта отсутствует пункт 7, а в разделе раздела 2.8 Технического проекта отсутствует пункт 2.

Таким образом, административный орган не указал, какое требование Технического проекта нарушено Обществом.

При этом административный орган, проводя обследование земельных участков, не принял во внимания требования Технического проекта, в части охраны и рационального использования земельных ресурсов, рекультивации земель (стр. 122- 129).

Так, снятый Обществом при разработке карьера плодородный слой почвы (ПСП) не складировался во внешний временный отвал и временные склады, а использовался сразу в ходе проведения работ для рекультивации земель, смежных с горным отводом и расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:11, что соответствует требованиям пункта 11.2.1 Раздела 11.2 Главы 11 Технического проекта (стр. 122-123).

Так, согласно абзаца первого пункта 11.2.1 Раздела 11.2 Главы 11 Технического проекта (стр. 122-123), предприятия при разработке полезных ископаемых обязаны после окончания работ за свой счет привести нарушаемые земли и занимаемые участки в состояние, пригодное для дальнейшего использования их по назначению. Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате воздействия на них нарушенных земель.

Абзацами 3 и 6 пункта 11.2.1 Раздела 11.2 Главы 11 Технического проекта (Книга 1) предусмотрен технический этап рекультивационных работ, а именно транспортировку почвенного слоя непосредственно на участки рекультивации.

Таким образом, Техническим проектом предусмотрена возможность использования плодородного слоя почвы в целях рекультивации земель сразу после его снятия без этапа его складирования во временные склады.

Снятый ПСП был использован для покрытия поверхности отвалов, берм и откосов отвалов, а также ремонт поверхности рекультивируемых площадей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:11.

Таким образом, не складирование ПСП на земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:10, а непосредственное использование ПСП для рекультивации земель соответствует требованиям Технического проекта.

Также, в постановлении об административном правонарушении должностное лицо указало, что выявленное правонарушение создает угрозу окружающей среде, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также способствует нанесению экологического и экономического ущерба региону.

Однако выводы должностного лица не обоснованы, так как в соответствии с ч. 3.3 Плана развития горных работ на 2021 год, утвержденным Верхне-Донским управлением Ростехнадзора Курской области, установлено, что территория участка работ расположена на землях, не относящихся к Особо охраняемым природным территориям и разработка карьера строительных песков не окажет существенного воздействия на растительный и живой мир в рассматриваемом районе.

Невыполнение условий лицензионного соглашения обладателем лицензии недрами, выразившиеся в не складировании плодородного слоя почвы (ПСП), а в использование его сразу в ходе работы, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Как следует из пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности.

На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 01-10/24-08/22-4 от 25.02.2022г., вынесенное начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов Курской области Гуторовым И.Г. в отношении генерального директора ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А., признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей, и прекратить производство по делу в виду отсутствия события административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Кроме того, в дополнениях к жалобе защитник лица, привлечённого к административной ответственности к жалобе, указала о том, что правонарушение было выявлено при проведении контрольного мероприятия, проводимого комитетом природных ресурсов Курской области в отношении ООО «ТД «Курский бетон» с 17.12.2021 по 21.01.2022 (Акт проверки № 01-10/24 от 21.01.2022). Должностное лицо административного органа 11.02.2022г составило два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, на основании которых 25.02.2022 вынесло два постановления №01-10/24-08/22-2 и № 01-10/24-08/22-4 о назначении генеральному директору ООО «ТД «Курский бетон» административного наказания в виде штрафов в размере по 35000 руб. Булатников А.А. в рамках проведенного контрольного мероприятия уже был привлечен к административной ответственности, постановление о назначении административного наказания №01-10/24-08/22-4 не исполнено. Таким образом, полагала, что вышеизложенное свидетельствует о наличии на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении обстоятельств, исключающих производство по такому делу, а именно, наличие в отношении Булатникова А.А. ранее вынесенного постановления от 25.02.2022 № 01- 10/24-08/22-2 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с чем, в соответствии с положениями ч.5 ст. 4.4 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении от 25.02.2022 № 01-10/24-08/22-4 подлежит признанию судом незаконным и отмене.

Помимо этого, в дополнениях к жалобе от 18.08.2022 года также указано, что оспариваемое постановление является незаконным связи с использованием доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Как указано в оспариваемом постановлении, нарушения установлены Комитетом в ходе проведения внеплановой выездной проверки. Согласно акту проверки № 01-10/24 от 21.01 2022, проверка проводилась на основании распоряжения от 13.12.2021 №01-10/24, общая продолжительность проверки - 20 рабочих дней (с 17.12.2021 по 21.01.2022).

01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ), который регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц (ч.1 ст. 2).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основным принципом существования закона во времени является распространение его действия на настоящее и будущее время; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (определения от 28 сентября 2017 года №1836-О, от 20 декабря 2018 года №3297-О и др.). Действия закона во времени, направлены на обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования.

Положения ст. 98 Закона №248-ФЗ устанавливают до 01.01.2022 переходные положения, согласно которым до утверждения положений о видах регионального государственного контроля (надзора), но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Курской области утверждено постановлением Администрации Курской области от 30.09.2021 №1030-па (вступило в силу 01.01.2022).

Таким образом, с 01.01.2022 положения Закона №294-ФЗ к организации и осуществлению контроля не применяются.

Кроме того, частью 1 ст. 26.3 Закона №294-ФЗ ограничена сфера и срок применения положений Закона №294-ФЗ (до 31.12.2021), в исчерпывающий перечень нормативных положений, применяемых до 31.12.2024 включительно, не включен государственный экологический контроль (надзор), что исключает распространение действия данного федерального закона на правоотношения по осуществлению государственного экологического контроля после 01.01.2022г.

Проверка проводилась с 17.12.2021 по 21.01.2022, то есть 20 рабочих дней.

Учитывая, что проверка проводилась в 2022г. срок ее проведения должен соответствовать требованиям Закона № 248-ФЗ.

Согласно части 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

Проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, организована и начата после вступления в силу Закона № 248-ФЗ, но в переходный период (с 01.07.2021 по 01.01.2022).

Переходными положениями Закона №248-ФЗ предусмотрено завершение проверок по правилам Закона №294-ФЗ в период действия Закона №248-ФЗ только в отношении проверок, начатых до вступления в силу Закона №248-ФЗ, то есть до 01 июля 2021г. (ч.ч. 1, 8 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Переходные положения в отношении проверок организованных и начатых после 01.07.2021 и до 01.01.2022г., то есть в переходный период и переходящих на 2022г., ни Закон № 294-ФЗ, ни Закон № 248-ФЗ не содержат.

Следовательно, в настоящем случае, действуют общие правила о действии закона во времени - действие Закона №294-ФЗ ограничено во времени - до 01.01.2022г.

Как следствие, проверки, организованные и начатые после вступления в силу Закона № 248-ФЗ проводятся по правилам Закона №294-ФЗ только до утверждения положения о видах регионального контроля, но не позднее 01 января 2022г., после утверждения положения о видах регионального контроля и после 01 января 2022г. проверка проводится по правилам Закона № 248-ФЗ, вне зависимости начала организации и проведения проверки.

Иное толкование положений указанных законов привело бы к незаконному, необоснованному и нелогичному продлению после 01 января 2022г. полномочий контрольных органов в части сроков проведения проверок продолжительностью 20 рабочих дней, а не 10 рабочих дней как предусмотрено Законом №248-ФЗ и создавало бы ничем не обусловленную лазейку для законного нарушения контролирующими органами требований Закона №248-ФЗ, а по сути продление действия положений Закона № 294-ФЗ, что не предусмотрено законом.

Таким образом, после 01.01.2022 у Комитета отсутствовало право руководствоваться положениями Закона № 294-ФЗ, в том числе в части исчисления сроков проведения проверки - 20 рабочих дней. Как следствие, после 01 января 2022 года, Комитет проводя проверку ООО «ТД «Курский бетон» начатую 17.12.2022, после вступления в силу Закона № 248-ФЗ, обязан был руководствоваться требованиями Закона № 248-ФЗ, в том числе и в части общих сроков проведения проверки - 10 рабочих дней, то есть положениями закона, улучшающими положение контролируемого лица.

Комитет, издавая 13.12.2021г. распоряжение о проведении проверки должен был учитывать действие законов во времени и провести проверку в пределах сроков действия Закона № 294-ФЗ (до 31.12.2021г.).

Таким образом, в ходе проведения выездной внеплановой проверки комитетом допущено процессуальное нарушение - превышение сроков проверки, являющееся грубым в контексте пункта 8 части 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ, что на данном основании влечет признание результатов проверки недействительным в порядке части 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ.

Существенное нарушение процедуры административным органом является самостоятельным основанием для признания незаконным вынесенного по результатам такой процедуры акта (пункт 18 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, оспариваемое постановление являются незаконным, в связи с использованием доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ) и подлежит отмене.

Лицо, привлечённое к административной ответственности Булатников А.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, в связи с чем, имеются основания для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Защитник лица, привлечённого к административной ответственности Булатникова А.А.- Беженова О.Н. в судебном заседании жалобу на постановление об административном правонарушении поддержала по основаниям, изложенным в ней, а также в дополнениях к жалобе.

Начальник отдела государственного экологического надзора старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курской области Гуторов И.Г. в судебном заседании высказал мнение об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, сообщил о том, что срок проверки нарушен не был, а также высказали мнение о доказанности вины Булатникова А.А. в совершении административного правонарушения и отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьёй 7.3 ч.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из текста обжалуемого постановления следует, что ООО «ТД «Курский бетон» хозяйственную деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка осуществляет в на основании лицензии на пользование недрами КРС 80139 ТР от 27.09.2017, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка на месторождении «Участок N2 Восточного фланга месторождения «Пойма». Срок действия лицензии с 27.09.2017г. по 01.10.2029г. В результате внеплановой выездной проверки в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2022 года, установлено, что ООО «ТД «Курский бетон» нарушило пункты 8.3 и 10.4 Условий пользования недрами лицензии КРС 80139 ТЭ, согласно которым недропользователь обязан соблюдать требования технического проекта и технической документации, а также обязан обеспечить отдельное складирование и сохранение плодородного слоя и его использование в соответствии с проектом. А именно, 20.12.2021г., при проведении обследования территории земельного участка с кадастровым номером 46:17:111202:10, отведенного ООО «ТД «Курский бетон», согласно требований Технического проекта под складирование плодородного слоя почвы, установлено отсутствие снятого плодородного слоя почвы, который в дальнейшем должен быть использован для рекультивации карьера, при этом земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:10, согласно Технического проекта частично предназначен для размещения отвалов плодородного слоя почвы (далее – ПСП).

В обжалуемом постановлении указано, что факт совершения правонарушения подтверждаются протоколом №01-10/24-08/22-4 об административном правонарушении от 11.02.2022г., и другими материалами проверки.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно требованиям ст. 26.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из текста обжалуемого постановления следует, что факт совершения лицом, привлеченным к административной ответственности, был установлен в результате внеплановой выездной проверки, проведенной Комитетом природных ресурсов Курской области в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2021 года.

Как установлено в судебном заседании, постановлением начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-2 от 25.02.2022 генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа размере 35000 рублей (л.д. 81-84).

Из текста постановления начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-2 от 25.02.2022г. следует, что в результате внеплановой выездной проверки в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2022 года, установлено, что ООО «ТД «Курский бетон» нарушило пункт 3.5 Условий пользования недрами лицензии КРС 80139 ТЭ, что является нарушением п.10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. «О недрах». А именно ООО «ТД «Курский бетон» при осуществлении добычи полезного ископаемого допустило отсутствие закрепления 5 угловых точек горного отвода на местности.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).

Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-2 от 25.02.2022г. генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа размере 35000 рублей. Правонарушение было выявлено в результате внеплановой выездной проверки в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2021 года.

При этом правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», по рассматриваемому делу также выявлено в результате той же внеплановой выездной проверки в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2021 года, т.е. при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

При таких обстоятельствах, генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. привлечен постановлением начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. от 25.02.2022 к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, с нарушением положения ч.5 ст. 4.4 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене.

Кроме того, заслуживают внимания доводы защитника Булатникова А.А. о том, что Техническим проектом не запрещена возможность использования плодородного слоя почвы (ПСП) в целях рекультивации земель сразу после его снятия без этапа его складирования во временные склады.

Согласно доводам лица, привлеченного к административной ответственности, снятый плодородный слой почвы был использован для покрытия поверхности отвалов, берм и откосов отвалов, а также ремонт поверхности рекультивируемых площадей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:11. Материалами административного дела указанные объяснения не опровергаются, в связи с чем суд считает, что не складирование ПСП на земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:10, а непосредственное использование ПСП для рекультивации земель не является прямым нарушением требований Технического проекта и считает необоснованными выводы автора обжалуемого постановления о том, что выявленные действия создают угрозу окружающей среде, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также способствует нанесению экологического и экономического ущерба региону.

Кроме того, согласно п.6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон №294-ФЗ), при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

В соответствии с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона №294-ФЗ, срок проведения внеплановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Из материалов административного дела, акта проверки и текста обжалуемого постановления в судебном заседании достоверно установлено, что Комитетом природных ресурсов Курской области внеплановая выездная проверка, результатом которой явилось выявление административного правонарушения, проводилась в период с 17 декабря 2021 года по 21 января 2021 года, т.е. в течение 20 рабочих дней.

Частью 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан), частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства).

Суд соглашается с доводами защитника лица привлеченного к административной ответственности о том, что после 01 января 2022 года, Комитет природных ресурсов Курской области, проводя проверку ООО «ТД «Курский бетон» начатую 17.12.2022г., после вступления в силу Закона №248-ФЗ, должен был руководствоваться требованиями Закона № 248-ФЗ, в том числе и в части общих сроков проведения проверки - 10 рабочих дней, то есть положениями закона, улучшающими положение контролируемого лица, при этом после наступления 01.01.2022г. у Комитета природных ресурсов Курской области отсутствовало право руководствоваться положениями Закона № 294-ФЗ в части исчисления сроков проведения проверки - 20 рабочих дней. Административный орган, издавая 13.12.2021г. распоряжение о проведении проверки должен был учитывать действие законов во времени и провести проверку в пределах сроков действия Закона № 294-ФЗ (до истечения 10 рабочих дней).

Таким образом, Комитет природных ресурсов Курской области в ходе проведения выездной внеплановой проверки комитетом допустил процессуальное нарушение - превысил максимально допустимые сроки проверки, что является грубым нарушением и влечет за собой невозможность использования результатов проверки, в качестве доказательств нарушения генеральным директором ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатниковым А.А. обязательных требований, перечисленных в тексте оспариваемого постановления.

При этом иных доказательств, объективно подтверждающих совершение генеральным директором ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатниковым А.А. нарушений норм действующего законодательства, влекущих за собой административную ответственность по ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», материалы административного дела не содержат, вследствие чего вынесенное постановление подлежит отмене, а производство по административному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторова И.Г. №01-10/24-08/22-4 от 25 февраля 2022 года, которым должностное лицо- генеральный директор ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатников А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей, отменить, производство по административному делу в отношении должностного лица- генерального директора ООО «Торговый дом «Курский бетон» Булатникова А.А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья (подпись).