ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-56/2022 от 30.05.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Согданова Е.Е. № 7-104/2022г.

№ 12-56/2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2022 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Хониновой С.С.,

с участием защитника ФИО1 - Минькеева О.Д.,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по

Республике Калмыкия ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании жалобу первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Калмыцкого УФАС России <Данные изъяты> от 4 февраля 2022г. первый заместитель руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловала его в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 марта 2022г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, ФИО1 просит отменить указанные постановление должностного лица и решение судьи Элистинского городского суда РК. Полагает, что судом неверно определены нормы права, которые следует применить к установленным обстоятельствам. Судом не учтено, что, в силу пунктов 2.7, 2.8 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 года № 36, содержание извещения, включающее в себя техническое задание, определялось (формировалось), утверждалось и подписывалось руководителем уполномоченного органа (Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия). В силу пункта 2.10 Порядка размещение в Единой информационной системе в сфере закупок извещения № <Данные изъяты> обеспечивалось уполномоченным органом. Указывает на то, что функции по формированию (определение содержания), утверждению путем подписания и размещению документации, необходимой для проведения запроса котировок в электронной форме на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию (извещение № <Данные изъяты>) осуществлялись должностными лицами уполномоченного органа. В этой связи, должностные лица Аппарата Правительства Республики Калмыкия, в том числе заявитель, не могут нести ответственность за действия должностных лиц уполномоченного органа.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Минькеев О.Д. поддержал доводы жалобы, просил обжалуемое решение судьи Элистинского городского суда РК и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель УФАС по Республике Калмыкия ФИО2 просила оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки в суд не сообщила. Учитывая надлежащее извещение ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела, считаю возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 1 февраля 2022 года, первый заместитель руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах. В Калмыцкое УФАС России 15 июня 2021 года поступила жалоба от индивидуального предпринимателя <Данные изъяты> на положение аукционной документации Заказчика – Аппарат Правительства Республики Калмыкия (уполномоченный орган – Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия) при проведении электронного аукциона на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию, реестровый номер извещения № <Данные изъяты>. 8 июня 2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № <Данные изъяты> о проведении электронного аукциона на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию. Начальная (максимальная) цена контракта – 211990 (двести одиннадцать тысяч девятьсот девяносто) рублей 49 копеек. При этом, в Техническом задании документации об Аукционе, утвержденном первым заместителем руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1, конкретные условия монтажа оборудования, в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлены.

Привлекая первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, должностное лицо Калмыцкого УФАС России признало подтвержденными указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства.

Оставляя постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности без изменения, судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия согласился с выводами должностного лица о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Между тем должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей не учтено следующее.

Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ) предусмотрены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть совершено одним из четырех указанных в диспозиции статьи способов: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 1 февраля 2022 года и постановлению должностного лица от 4 февраля 2022 года, ФИО1 вменено в вину утверждение технического задания, не содержащего конкретные условия монтажа оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, являющегося частью документации электронного аукциона, извещение № <Данные изъяты> о проведении которого было размещено уполномоченным органом 8 июня 2021 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru. Событием административного правонарушения определено – утверждение технического задания аукционной документации в электронной форме с реестровым номером извещения <Данные изъяты>, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Из материалов дела следует, что 8 июня 2021 года Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия опубликовала на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru. извещение № <Данные изъяты> о проведении запроса котировок в электронной форме.

Извещение о проведении электронного аукциона на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию Службой регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия 8 июня 2021 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru. не размещалось. Данное обстоятельство признала представитель Управления ФАС по Республике Калмыкия в настоящем судебном заседании.

Соответственно, утвержденное ФИО1 Техническое задание к запросу котировок не является аукционной документацией.

Таким образом, факт утверждения первым заместителем Аппарата Правительства Российской Федерации ФИО1 аукционной документации не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, согласно пункту 2.1 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 года № 36, на основания плана-графика закупок заказчик формирует заявку и направляет ее в уполномоченный орган. Заявка на закупку, помимо прочего, содержит описание объекта закупки (техническое задание), составленное в соответствии с предметом контракта, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, в течение десяти рабочих дней с даты получения заявки, уполномоченный орган проводит проверку в части оформления заявки, состава и содержания сведений, установленных пунктами 2.1 – 2.4 настоящего Порядка.

По итогам проверки, предусмотренной пунктом 2.6 настоящего Порядка, уполномоченный орган совершает следующие действия: а) в течение двух рабочих дней возвращает заявку заказчику с заключением о несоответствии требованиям, установленным пунктами 2.1 – 2.4 настоящего Порядка, и направляет ее заказчику в электронной форме на электронный адрес заказчика; б) в случае соответствия заявки пунктам 2.1 - 2.4 настоящего Порядка, в течение одного рабочего дня разрабатывает и утверждает документацию для проведения конкурентных способов закупок (далее - документация) (п. 2.7 Порядка в редакции постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 73).

В силу пункта 2.8 Порядка (в редакции постановления Правительства РК от 27.03.2020 N 73), утверждение документации оформляется на титульном листе, в верхнем правом углу делается надпись "УТВЕРЖДАЮ", указывается: должность руководителя либо лица его замещающего; инициалы и фамилия руководителя либо лица его замещающего; предусматривается место для подписи руководителя либо лица его замещающего и даты утверждения. Подпись руководителя либо лица его замещающего об утверждении документации заверяется печатью.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заказчик – Аппарат Правительства Республики Калмыкия направил в уполномоченный орган – Службу регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия заявку на проведение запроса котировок на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию.

Техническое задание, утвержденное первым заместителем руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1, являлось частью заявки на проведение запроса котировок и подлежало изменению в случае возвращения заявки заказчику уполномоченным органом в соответствии с подпунктом «а» пункта 2.6 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 года № 36.

Из извещения № <Данные изъяты> о проведении запроса котировок в электронной форме следует, что оно размещено 8 июня 2021 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru. Службой регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия.

Из копии титульного листа указанного извещения следует, что оно утверждено руководителем уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия <Данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, по делу установлено, что Техническое задание к запросу котировок было проверено на соответствие требованиям нормативных актов, включено в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме уполномоченным органом - Службой регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия.

Руководитель Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия, утвердив извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с п. 2.8 Порядка, фактически определил содержание данного извещения.

Таким образом, поскольку первый заместитель руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 документацию об аукционе не утверждала, содержание извещения о проведении запроса котировок не определяла, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду изложенного, постановление руководителя Калмыцкого УФАС России от 4 февраля 2022 года и решение судьи Элистинского городского суда РК от 15 марта 2022г. являются незаконными, постановленными без учета всех имеющих значение по делу обстоятельств, что противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, в связи с отсутствием в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

жалобу первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 удовлетворить.

Постановление руководителя Калмыцкого УФАС России от 4 февраля 2022 года и решение судьи Элистинского городского суда РК от 15 марта 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Л.М.Кутланова