№ *** РЕШЕНИЕ 18 декабря 2018 года г.Владивосток Судья Советского районного суда г.Владивостока Шестова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 - Фунтусовой Е. А. на постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителя главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе ФИО2 от 12.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.7.14 КоАП РФ, установил: Постановлением заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителя главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе от 12.07.2018 директор Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1, в лице защитника Фунтусовой Е.А., подал жалобу, в которой просит постановление отменить, в обоснование указав, что ФИО1 является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку расчет площади лесных пожаров, пройденных огнем, не является его обязанностью и обязанностью Департамента лесного хозяйства Приморского края. Более того, субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом, которого у него не было, поскольку сведения предоставлены отдельным юридическим лицом – КГКУ «***», и заверены подписями государственных лесных инспекторов данного учреждения. В судебном заседании защитник Фунтусова Е.А. поддержала доводы жалобы, дополнив, что к материалам административного дела приобщено письмо Рослесхоза от 08.05.2018 № *** «О выявленных несовпадениях представленных сведений о лесных пожарах на территории Приморского края», адресованное директору Департамента лесного хозяйства Приморского края ******. Однако в них отсутствует ответ Департамента на него № ***, который был дан своевременно, и в котором даны пояснения о наличии препятствий к возможности получения достоверных сведений о пожарах с использованием системы дистанционного мониторинга земли «ИСДМ-Рослесхоз». Несоответствие связано с наличием неактуальной информации в картографической системе «ИСДМ-Рослесхоз», которая является системой мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляющей обнаружение лесных пожаров, наблюдение за ними и прогнозирование их развития с использованием средств дистанционного зондирования Земли, в которой используются спутниковые данные. При разбиении и объединении пожаров по спутниковым данным общее их количество за определенное время на данной территории по данным ИСДМ может отличаться от количества пожаров, зарегистрированных оперативными службами. На территориях авиационного мониторинга и космического мониторинга информация ИСДМ является вспомогательной (в случае расхождений в государственную статистику поступают оперативные данные авиабаз). Примерная точность измерения при космическом мониторинге составляет 20-60%. Неточность результатов космического мониторинга обусловлена также отсутствием в ИСДМ точных карт границ лесного фонда и территорий, покрытых лесом. Акты, составленные путем натурного обследования площадей, пройденных огнем, с применением сертифицированных измерительных приборов максимально достоверны, и такие расчеты не поддаются сомнению. Сотрудники Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу до составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности директора ФИО1 обязаны были организовать натурную проверку с выездом на место, тем более что на территории Приморского края у данного государственного органа расположен отдел (г. Уссурийск), то есть имеется техническая возможность. Что касается пожара К-1981, то данный пожар зафиксирован на землях иных категорий, то есть не входящих в состав лесного фонда Приморского края, соответственно, актирование такого пожара Департаментом не предусмотрено законом, сотрудниками КГКУ «***» составлен акт только той части пожара, которая распространилась на лесфонд. Просила оспариваемое постановление отменить. В судебном заседании при рассмотрении дела представитель Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Ермаков Е.М. поддержал доводы, изложенные в обжалуемом постановлении и процессуальных документах. Просил в удовлетворении жалобы отказать. В судебное заседание 18.12.2018 ФИО1, представитель Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания не поступило, пояснений не представлено. С учетом положений ст. 25.15 КоАП РФ, а также при достаточности материалов для рассмотрения жалобы по существу, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав защитника Фунтусову Е.А., Ермакова Е.М., изучив доводы жалобы и представленные доказательства, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Частью 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо несвоевременное представление таких сведений, либо представление их не в полном объеме, либо представление недостоверных сведений о лесных пожарах. Согласно п.п. «а» п. 2, п. 3 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 № 687 (далее Правила), уполномоченные органы представляют в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение периода пожароопасного сезона ежедневно – сведения о текущей пожарной опасности влесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря. Контроль за достоверностью сведений в соответствии с п.п. 5. 6 названных Правил осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства путемоперативного контроля и выездных проверок. При этом оперативный контроль за достоверностью сведений в силу п. 7 Правил осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств, в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.В данном случае с Методикой Осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденной приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 540. Экспертную оценку сведений согласно п. 8 Правил проводит Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня их получения, и в случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы оно в силу п. 9 Правил извещает об этом соответствующий уполномоченный орган и предлагает в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения. В случае если в указанный срок выявленные расхождения не устранены, Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 месяцев проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации, а в отношении выявленных расхождений в сведениях о площади лесных пожаров проводит проверку достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения. При отсутствии таких данных Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 месяцев проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации в соответствии с Методикой проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения, утвержденного в данном случае приказом Минприроды России от 13.10.2014 № 437. При этом согласно п. п. 10-12 данной Методики погрешность расчета площади визуальным методом устанавливается в следующих значениях: при пространственном разрешении 10-50 м и площадях лесных пожаров до 200 га – 10%, 200 и более га – 7%; при пространственном разрешении до 10 м – 5%.Погрешность расчета площади при автоматизированном методе указывается в технической документации программного обеспечения и зависит от используемого алгоритма. Сведения о площади лесных пожаров в соответствии с п. 12 Методики признаются достоверными, если отклонение их от значения, полученного при расчете площади визуальным или автоматизированным методом, не превышает указанные выше значения погрешности. Из материалов дела усматривается, что 28.06.2018 заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителем главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе, в отношении директора Департамента лесного хозяйства ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, согласно которому Департаментом лесного хозяйства Приморского края в соответствии с п.п. «а» п. 2 названных выше Правил № *** в Федеральное агентство лесного хозяйства в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет не представлены сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе, о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а именно: о площади лесного пожара К-1981 в Приморском крае. При этом в данном же протоколе указано, что в рамках осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным агентством лесного хозяйства 31.05.2018 была проведена проверка достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли на территории Приморского края лесного пожара К-1981 (Акт №***), по результатам которой площадь, пройденная огнем, рассчитанная в соответствии с Методикой № 437 от 13.10.2014, составила 1510 га, таким образом, сведения о площади данного лесного пожара Департаментом лесного хозяйства в Приморском крае в Федеральное агентство лесного хозяйства по состоянию на 31.05.2018 не представлены. Таким образом, ФИО1, являясь директором Департамента лесного хозяйства Приморского края, не представил сведения о лесном пожаре № К-1981. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны быть указаны в нем, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, время событие вмененного ФИО1 в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано – в данном случае невозможно установить и срок, предусмотренный п. 8 названных выше Правил, согласно которому в случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы Федеральное агентство в силу п. 9 Правил должно известить об этом соответствующий уполномоченный орган и предложить в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения, и совершение какого действия или бездействия, предусмотренного санкцией данной статьи ему вменяется. Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к содержанию протокола об административном правонарушении. Ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения. Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что аналогичные нарушения допущены также и при вынесении оспариваемого постановления. Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 КоАП РФ. В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. Однако в постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности событие административного правонарушения также должным образом не описано. Помимо названных выше в протоколе об административном правонарушении взаимоисключающих оснований привлечения его к административной ответственности, в мотивировочной части постановления указано на непредставление им сведений либо представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а в резолютивной части он признан виновным за представление в Федеральное агентство лесного хозяйства недостоверных сведений о лесном пожаре № К-1981. При этом в данном постановлении также не указано место лесного пожара, его дата, относятся ли земли эти к категории земель лесного фонда, и время (дата) – когда сведения не были представлены, или когда все-таки были представлены, но недостоверные. Таким образом, из указанных процессуальных документов невозможно установить, за что директор Департамента лесного хозяйства ФИО1 привлечен к административной ответственности: за непредставление предусмотренных сведений о лесном пожаре № К-1981, или за предоставление недостоверных сведений о нем. Помимо этого, в оспариваемом постановлении от 12.07.2018 имеется ссылка на документы, подтверждающие основания привлечения ФИО1 к административной ответственности: акт проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования земли на территории Приморского края №***; сообщение о лесном пожаре №***, содержащимся в АИС ИСДМ-Рослесхоз; письма Рослесхоза от 31.05.2018 № ***, от 09.04.2018 № ***, от 25.04.2018 № ***, от 08.05.2018 № ***, из которых также невозможно установить дату совершения административного правонарушения. Согласно акту проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования земли на территории Приморского края № *** проверка проводилась 31.05.2018, и в ходе нее выявлена площадь, пройденная огнем, 1510 га, номер лесного пожара по классификации лесничества не сопоставлен, в графе «Место лесного пожара (лесничества)» стоит прочерк, как и в графе «Сведения о площади лесного пожара, представленные органом исполнительной власти», отклонение данных по площади лесного пожара установлено в -100%. Из сообщения о лесном пожаре № *** датой начала наблюдения указано 22.04.2018, последнего наблюдения – 01.05.2018. На 01.05.2018 площадь, пройденная огнем всего, отражена 1207 га, в том числе, покрытая лесом, 1124 га. Уточнение площади гари на 10.05.2018 1510 га. Квартал возникновения пожара, урочище, лесничество не указаны. В примечаниях указано, что пожар относится к землям иных категорий. Кроме того, в сообщении директора Сергеевского филиала КГКУ «Примлес» от 19.06.2018 № *** на имя ФИО1 указано о том, что территория пожара № *** относится к землям иных категорий. Из письма от 09.04.2018 № *** следует, что Федеральное агентство информирует и.о. директора Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО1 о том, что за период с 31 марта по 9 апреля 2018 года выявлена недостоверность (занижение) представленных Департаментом сведений о лесных пожарах по приросту покрытой лесной растительностью площади, пройденной крупными лесными пожарами, расхождение составляет 6 281 га, в связи с чем на основании п. 9 названных Правил предлагаетв 3-дневный срок, до 12:00 (мск) 13.04.2018 представить объяснения по факту несовпадения сведений о лесных пожарах или уточнить их (л.д.17-19). Однако в указанном выше сообщении о лесном пожаре № *** даты его возникновения указаны намного позже периода, отраженного в названном письме. В письме от 25.04.2018 № *** говорится о лесных пожарах за период с 15.04.2018 по 24.04.2018, то есть во время действия пожара, в письме от 08.05.2018 № *** речь идет о лесных пожарах за период с 28.04.2018 по 07.05.2018 г., то есть после возникновения пожара. Таким образом, данные документы являются недопустимыми доказательствами виновности ФИО1 в инкриминируемом правонарушении. При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 12.07.2018, вынесенное в отношении директора Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья решил: Жалобу защитника Фунтусовой Е. А. удовлетворить. Постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителя главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе от 12 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, в отношении директора Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО1 отменить. Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Т.В. Шестова |