Судья Кировского районного суда г. Саратова Избаш М.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Коновалова А.В., представителя заявителя директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. – Слободской Д.А., представителя контрольно-аналитического комитета Саратовской области – Мельниковой Е.А.,
рассмотрев жалобу директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. на постановление контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07.06.2019 г. об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г.,
установил:
постановлением председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07.06.2019 года должностное лицо - директор ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)», привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнов И.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 07.06.2019 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что деяние, квалифицированное административным органом как нецелевое использование бюджетных средств, не содержит признаков состава соответствующего административного правонарушения.
Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Коновалова А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считая вынесенное постановление законным и обоснованным.
Представитель заявителя Слободская Д.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила суд удовлетворить ее.
Представитель контрольно-аналитического комитета Саратовской области Мельникова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая вынесенное постановление законным и обоснованным.
Заявитель директор ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнов И.Г., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки неизвестны.
На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с быстрым извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлена (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Судья признает извещение директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И. Г. надлежащим, что подтверждается материалами дела.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В судебном заседании установлено, что 23.05.2019 вх. №841 в контрольно-аналитический комитет Саратовской области поступило постановление и.о. прокурора Саратовской области государственного советника юстиции 3 класса Минеева И.В о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.05.2019 (и материалы, приложенные к нему), вынесенное по результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова (техникум)» в отношении директора Учреждения - Смирнова И.Г., по признакам ст. 15.14 КоАП РФ.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
В соответствии с п. 10 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Саратовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 № 699-П, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ) с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за областным учреждением при приобретенного им за счет средств, выделенных областному учреждению из областного бюджета на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее – имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Между министерством культуры Саратовской области и Учреждением заключено соглашение от 29.12.2017 № 2 «О порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам», согласно которому на 2018 год предусмотрено предоставление Учреждению субсидии в размере 26753,900 тыс. рублей.
Учреждениям был передан ряд жилых помещений, находящихся в собственности Саратовской области, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления: на основании договора от 17.08.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовская областная филармония имени А.Шнитке», Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 100,3 кв.м., расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 18.08.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова», Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 101, 1 кв.м., расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 18.08.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовский академический театр оперы и балета», Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 100,5 кв.м., расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 18.08.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовский театр кукол «Теремок», Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 30,4 кв.м., расположенные на четвертом и пятом этажах жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 18.08.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева», Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 100,9 кв.м., расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 19.08.2016 №, заключенного с ГАУК СО «Саратовский губернский театр хоровой музыки» Учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 24,2 кв.м., расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 24.11.2016 №, заключенного с ГАУК «Саратовский областной театр оперетты», учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 30,4 кв.м., расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 11.12.2017 №, заключенного с ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств», учреждению переданы в безвозмездное пользование жилые помещения общей площадью 508,2 кв.м., расположенные в жилом доме общей площадью 2259,7 кв.м., по адресу: <адрес>; на основании договора от 14.05.2018 №, заключенного с ФГБУ «Российская академия художеств» в лице Председателя филиала Российской академии художеств в Саратове «Поволжского отделение Российской академии художеств (г. Саратов) К.В. Худякова, учреждению переданы во временное владение и пользование помещения № общей площадью 89,6 кв.м., расположенных в нежилом трехэтажном здании Литер А по адресу: <адрес>.
В соответствии с заключенными договорами (за исключение договора от 14.05.2018 № с ФГБУ «Российская академия художеств») порядок оплаты коммунальных услуг определяется отдельными договорами, заключенными между ссудополучателями и ссудодателями, в соответствии с которыми пользователи имуществом обязаны возместить затраты Учреждения по обслуживанию зданий соразмерно части занимаемой площади.
В соответствии с договором от 14.05.2018 №, заключенным с ФГБУ «Российская академия художеств», ссудополучатель возмещает ссудодателю расходы по содержанию переданного в безвозмездное пользование помещения после предоставления документов, подтверждающих действительную стоимость коммунальных услуг и фактическую оплату.
В соответствии с договорами аренды от 21.02.2018 б/н, заключенным с ООО «Феникс-94», от 17.08.2018 №, заключенным с ИП Клочков М.В., от 01.10.2018 б/н, заключенным с ООО «Вендэкс-Волга», арендная плата включает в себя стоимость коммунальных услуг.
Установлено, что в период с 01.01.2018 по 31.01.2019 Учреждением за счет субсидии на государственное задание произведена оплата расходов по содержанию имущества (коммунальные платежи, другие услуги): по помещениям, переданным в безвозмездное пользование, в сумме 638,851 тыс. рублей, по помещениям, переданным в возмездное пользование, в сумме 7,387 тыс. рублей. При этом средства, перечисленные ссудополучателями и арендаторами в порядке компенсации расходов по оплате расходов по содержанию имущества, отражены Учреждением в разделе для учета операций со средствами, поступающими от приносящей доход деятельности (КФО 2).
В связи с тем, что имущество, переданное как в безвозмездное, так и в возмездное пользование, фактически не использовалось Учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, суммы выделяемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.
Таким образом, в нарушение ст. 78.1, ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 10 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Саратовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания (утв. постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 № 699-П), Учреждение в 2018 году за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг, осуществляло оплату расходов по содержанию имущества, сданного в безвозмездное пользование по договорам от 17.08.2016 №, от 18.08.2016 №, от 18.08.2016 №, от 18.08.2016 №, от 18.08.2016 №, от 19.08.2016 №, от 24.11.2016 №, от 11.12.2017 №, от 14.05.2018 № и сданного в возмездное пользование по договорам от 21.02.2018 б/н, от 17.08.2018 №, от 01.10.2018 б/н, в результате чего допущено расходование бюджетных средств на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания в 2018 году, сумма нецелевого расходования бюджетных средств составила 646,238 тыс. рублей.
Приказом министерства культуры Саратовской области от 20.06.2016 № «О Смирнове И.Г.» Смирнов И. Г. назначен на должность директора государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова (техникум)» 28.06.2016 на условиях срочного трудового договора, заключенного 20.06.2016.
При таких обстоятельствах, председатель контрольно-аналитического комитета Саратовской области правильно квалифицировал действия должностного лица и сделал обоснованный вывод, что, нарушив законодательство, директор ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнов И.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Исследованные письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности.
Все доказательства, свидетельствующие о виновности директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Постановление о привлечении директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что цели, ради достижения которых ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» была выделена денежная субсидия, определены соглашением № 2 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам) от 29.12.2017 года, заключенным между Министерством культуры Саратовской области и ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)», которое, в свою очередь, и является правовым основанием предоставления указанных денежных средств, не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, согласно п. 1.1. Соглашения предметом Соглашения является предоставление Министерством культуры Саратовской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годах субсидии из областного бюджета на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного государственного задания и содержанием недвижимого имущества или особо ценного имущества, закрепленного за ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» или приобретенного им за счет средств, выделенных ему Министерством культуры Саратовской области на приобретение такого имущества.
Исходя из прямого толкования указанного пункта Соглашения, следует, что целями направления соответствующей субсидии, в общем размере 26 753 900 рублей (на 2018 год), является, в том числе, именно содержание недвижимого имущества или особо ценного имущества, закрепленного за ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» или приобретенного им за счет средств, выделенных ему Министерством культуры Саратовской области на приобретение такого имущества.
По окончанию проведения контрольно-проверочных мероприятий, административный орган пришел к выводам, что оплата коммунальных платежей и платежей по содержанию имущества ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)», а именно здания студенческого общежития по <адрес>, за счет средств субсидии, не соответствует целям такой субсидии, предоставленной по вышеуказанному Соглашению. Административный орган руководствовался тем, что в большая часть помещения, находящихся в здании студенческого общежития, ранее была передана Учреждением в безвозмездное пользование иным некоммерческим организациям, а следовательно, не использовалась и не могла использоваться Учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания.
Вместе с тем, контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области не было учтено, что целями выделенной субсидии являются: возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного государственного задания; содержание недвижимого имущества или особо ценного имущества, закрепленного за ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» или приобретенного им за счет средств, выделенных ему Министерством культуры Саратовской области на приобретение такого имущества.
Кроме того, при расходовании субсидии, выделенной в рамках Соглашения, не был превышен лимит выделенной на выполнение государственного задания субсидии, в том числе не были превышены контрольные показатели плана финансово-хозяйственной деятельности по коду «направления» 002 Коммунальные услуги и ООО Проведение программных мероприятий в рамках государственного задания (подтверждается показателями формы 0503737 Отчета об исполнением Учреждения плана его финансово-хозяйственной деятельности, которая представлялась в Административный орган в рамках производства по делу об административном правонарушении).
При нецелевом расходовании бюджетных средств (который, как следует из постановления Административного органа от 07.06.2019 года, заключается в излишней, дополнительной оплате Учреждением коммунальных платежей и содержания имущества по помещениям, за которые оплата не должна была производиться за счет средств субсидии), такой факт не был бы возможен.
Таким образом, полное выполнение государственного задания в пределах выделенной субсидии, отсутствие превышения лимитов соответствующих показателей (по коду «направления» 002 Коммунальные услуги и 000 Проведение программных мероприятий в рамках государственного задания), отсутствие кредиторской задолженности, а также достижение в полном объеме целей, ради которых была выделена соответствующая субсидия, делают невозможными любые выводы о нецелевом расходовании Учреждением денежных средств.
При производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г., были допущены процессуальные нарушения, которые выражены в неполном исследовании обстоятельств, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно: не установлен размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод заявителя о том, что сумма нецелевого расходования бюджетных средств составляет 568 912 рублей, однако постановление не содержит сведений о каких-либо расчетах, произведенных административным органом, в связи с чем, должностное лицо лишено объективной возможности осуществить их проверку на предмет соответствия действительным, основан на неправильном толковании приведенных выше нормативных предписаний, поэтому во внимание суда не принимаются.
Административное наказание в виде штрафа назначено директору ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнову И.Г. как должностному лицу, в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке имеющихся доказательств и ошибочному толкованию законодательства.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом не допущено.
Таким образом, суд находит постановление контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07.06.2019 г. по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. законным и обоснованным и не подлежащим отмене, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07.06.2019 г. по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. оставить без изменения, а жалобу директора ГПОУ «СХУ имени А.П. Боголюбова (техникум)» Смирнова И.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья М.В. Избаш