Дело №12-570/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года в <...>, каб. 407 жалобу защитника департамента транспорта Администрации города Омска - Бородиной Т.А. на постановление №, вынесенное государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента транспорта Администрации города Омска за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - департамент транспорта Администрации города Омска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Защитником департамента транспорта Администрации города Омска в Кировский районный суд г. Омска подана жалоба, в которой указано, что в ДД.ММ.ГГГГ были вынесены несколько постановлений ОГИБДД УМВД России по городу Омску о назначении административного наказания в размерах 150000 рублей и 300000 рублей за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием по улицам, отсутствие горизонтальных дорожных разметок и разметок 1.14.1 «Зебра». С тех пор, количество подобных постановлений увеличивалось в геометрической прогрессии. В настоящее время в отношении департамента принято уже порядка 130 постановлений по делам об административных правонарушениях на общую сумму порядка 21000000 (двадцать один миллион) рублей. Полагает, что административный орган при принятии оспариваемого постановления не учел всю критичность ситуации, в которой оказался департамент, обусловленной огромным количеством указанных постановлений, принятых ОГИБДД УМВД России по городу Омску за непродолжительный период времени, колоссальным объемом финансовых затрат для удовлетворения требований всех предписаний ОГИБДД УМВД России по городу Омску о выполнении работ по нанесению дорожных горизонтальных разметок и, как следствие, неспособностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области только лишь за счет средств местного бюджета исполнить предписания ОГИБДД УМВД России по городу Омску в установленные сроки. Кроме того, должностным лицом ОГИБДД УМВД России по городу Омску не была дана оценка принимаемым департаментом в сложившейся ситуации мерам, направленным на исполнение требований постановлений.
Обращает внимание, что в соответствии с муниципальной программой города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска 14 октября 2013 года №1172-п «Об утверждении муниципальной программой города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014 - 2018 годы» в 2016 году было предусмотрено финансирование мероприятий по нанесению дорожной разметки в размере 8 969 866,18 рублей. К настоящему моменту времени по результатам проведения электронного аукциона департаментом было заключено три муниципальных контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в общей сумме на 6 140 791 рубль. На оставшуюся часть суммы бюджетных ассигнований также объявлен электронный аукцион. Однако необходимый объем финансирования для однократного нанесения горизонтальной разметки дорожной эмалью на всей сети улиц и дорог по укрупненным подсчетам составляет порядка 28 млн. рублей. Учитывая недостаточную оснащенность улично-дорожной сети города Омска дорожными разметками, а также в виду недостаточного финансирования работ по нанесению дорожной разметки, департамент неоднократно обращался к Мэру города Омска ФИО1, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска по вопросу о возможности увеличения расходов городского бюджета на вышеуказанные работы и приобретении специального разметочного автомобиля (копии обращений прилагаются).
Кроме того, в сложившейся ситуации департаментом была определена очередность нанесения дорожных разметок в соответствии с перечнем работ по нанесению дорожных разметок. Меры по изысканию денежных средств муниципалитетом постоянно предпринимаются, однако, на обращения департамента в выделении денежных средств из вышестоящих бюджетов было неоднократно отказано. Ввиду недостаточности средств, запланированных в бюджете на исполнение постановления, положительное рассмотрение вопроса об освобождении департамента от уплаты штрафа позволит направить денежные средства вместо оплаты штрафа на выполнение работ по нанесению горизонтальных дорожных разметок и «зебра» согласно определенной очередности. Однако, фактически складывается такая ситуация, что только за 2015 год сумма штрафов в федеральный бюджет составляет порядка 21 млн. рублей.
На основании изложенного просила признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании защитник департамента транспорта Администрации города Омска Бородина Т.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании должностное лицо ОГИБДД УМВД России по г. Омску ФИО2 просил в удовлетворении жалобы отказать. Дополнительно пояснил, что в настоящее время требуемая дорожная разметка на спорном участке дороги нанесена.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.11.1993 г. № 221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Подпунктом 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
В силу ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.Как следует из акта выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, извещения от ДД.ММ.ГГГГ№, на участке: <адрес> В на проезжей части с асфальтобетонным покрытием отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.14.1 «Зебра», что не соответствует требованиям п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93.
Осуществление работ по нанесению дорожной разметки возложена на Департамент транспорта Администрации города Омска, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось защитником Бородиной Т.А.
В связи выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента транспорта Администрации города Омска был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску установлены верно, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными как инспектором, так и в ходе рассмотрения жалобы в суде.
Поскольку материалами дела установлено, что департамент транспорта Администрации г. Омска допустил и своевременно не устранил выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, выводы должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения являются верными.
Вместе с тем, заслуживает внимания и учитывается довод о том, что департаментом транспорта Администрации г. Омска предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Так, департамент транспорта является структурным подразделением Администрации г. Омска, деятельность которого финансируется из бюджета г.Омска. Директором департамента транспорта Администрации г. Омска до вынесения постановления о назначении административного наказания принимались меры к устранению выявленных нарушений, что подтверждается письмами № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мэра г. Омска, копией расчета потребности в финансовых средствах из бюджета города Омска на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах местного значения на 2016 – 2018 годы, копией перечня объектов на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на 2016 – 2018 годы.
Также, в соответствии с муниципальной программой города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска 14 октября 2013 года №1172-п «Об утверждении муниципальной программой города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014 - 2018 годы» в 2016 году было предусмотрено финансирование мероприятий по нанесению дорожной разметки в размере 8 969 866,18 рублей. В настоящее время по результатам проведения электронного аукциона департаментом транспорта Администрации г. Омска с ООО «<данные изъяты>» было заключено три муниципальных контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в общей сумме на <данные изъяты> рубль.
Следует отметить и то обстоятельство, что в настоящее время горизонтальная дорожная разметка «зебра» на участке дороги в районе <адрес> В по <адрес> нанесена.
Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в предусмотренной соответствующими статьями Кодекса денежной сумме и устанавливается в размере, как правило, не превышающем для граждан пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей, при этом минимальный размер административного штрафа - независимо от того, к кому (гражданину, должностному лицу или юридическому лицу) применяется данный вид административного наказания, - не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей (часть 2).
Санкция ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны гарантировать адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений
Применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения
Согласно п.3.2. ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что размер административного штрафа для юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, составляет 300 000 рублей, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, такие как: принятие мер к устранению выявленных нарушений, финансовое положение юридического лица, судья при рассмотрении жалобы полагает возможным постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 150 000 рублей.
В остальной части постановление следует оставить без изменения ввиду не установления нарушений норм материального или процессуального права при его вынесении.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника департамента транспорта Администрации города Омска удовлетворить частично.
Постановление №, вынесенное государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента транспорта Администрации <адрес> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа до 150000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток.
Судья Р.Р. Валиулин