Октябрьский районный суд города Мурманска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-571
РЕШЕНИЕ
08 февраля 2012 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - генерального директора Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» ФИО1 на постановление и.о. руководителя УФАС по Мурманской области о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением и.о. руководителя УФАС по Мурманской области от № ** от Дата должностное лицо - генеральный директор Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» ФИО1 привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обосновании указав, что данное постановление нарушает его права и законные интересы. Так, экономическая обоснованность свободно-отпускной цены на сжиженный углеводородный газ, реализуемый ОАО «Мурманоблгаз» для нужд .... и сам порядок ценообразования при рассмотрении дела УФАС по Мурманской области не проверялись. Решение по делу вынесено на основании экспертного заключения Управления по тарифному регулированию Мурманской области не являющегося нормативным актом. Кроме того, при рассмотрении дела не принято во внимание обстоятельство, что у ОАО «Мурманоблгаз» отсутствует железнодорожный транспорт для доставки газа в Мурманскую область и для этого Общество заключает соответствующие договоры с транспортными организациями. Также не выяснялось, какие меры предпринимались МУП «Городское газовое хозяйство» .... по уменьшению собственных расходов и соответственно убытков. При принятии решения УФАС по Мурманской области нарушен Административный регламент ФАС по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ. Просит постановление УФАС по Мурманской области от № ** от Дата отменить.
В судебном заседании должностное лицо - ФИО1 жалобу поддержал в полном объёме, по основаниям в ней изложенным.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснила, что постановление административного органа законно и обоснованно, просила постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Дата Мурманским УФАС России рассмотрено дело № ** о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мурманоблгаз», возбужденное по заявлению МУП *** .... и МУ ***** ....
По результатам рассмотрения дела комиссией принято решение о нарушении ОАО «Мурманоблгаз» антимонопольного законодательства, а именно п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Дата Мурманским УФАС России в отношении генерального директора ОАО «Мурманоблгаз» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам нарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дата в отношении должностного лица - генерального директора ОАО «Мурманоблгаз» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьёй 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Данная статья устанавливает ответственность за одно из грубейших, представляющих наибольшую опасность нарушений законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
В соответствии с частью 1,2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.
В соответствии с распоряжением Губернатора Мурманской области № 595-РГ от 27.12.1999 г. уполномоченный региональной газораспределительной организацией по Мурманской области является ОАО «Мурманоблгаз».
ОАО «Мурманоблгаз» по виду деятельности - оказание услуг реализации сжиженного углеводородного газа населению включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 %, с долей более 65%.
Таким образом, открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг реализации сжиженного газа в границах Мурманской области.
МУП «Городское газовое хозяйство» .... сжиженный, углеводородный газ в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению населению .... в период с Дата по Дата приобретает у ОАО «Мурманоблгаз» на основании заключённого договора № ** поставки газа от Дата (пролонгированного дополнительным соглашением от Дата на срок до Дата).
ОАО «Мурманоблгаз» поставку сжиженного углеводородного газа для нужд населения .... осуществляет Муниципальному унитарному предприятию *** .... по свободным оптово-отпускным ценам.
В соответствии с Приказом генерального директора ОАО «Мурманоблгаз» ФИО1 от Дата № **, с Дата установлены цены (тарифы) на сжиженный газ, отпускаемый для ЗАТО и войсковых частей, в размере .... руб. за 1 тону газа (с учётом НДС). При этом, указанная цена не включает в себя доставку газа. Согласно Приказа генерального директора ОАО «Мурманоблгаз» ФИО1 от Дата № **, с Дата свободная оптово-отпускная цена газа Муниципальному унитарному предприятию *** .... установлена в размере .... руб. за тонну.
Постановлением Правительства Мурманской области от 24.12.2010 г. № 615-ПП «Об утверждении розничных цен на газ сжиженный, реализуемый для бытовых нужд населения» на Дата утверждены розничные цены на газ сжиженный, реализуемый МУП *** .... населению, а также жилищно - эксплутационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) в размере .... руб. за 1кг. с учётом стоимости 1 тонны газа сжиженного, приобретаемого у ОАО «Мурманоблгаз», в размере .... руб. за 1 тонну (без доставки). Правительство Мурманской области указанные цены на сжиженный углеводородный газ утверждает на основании представленного Управлением по тарифному регулированию Мурманской области предложения по установлению цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) с обоснованием расходов, включаемых в стоимость газа. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, Управление по тарифному регулированию Мурманской области рассчитывает в соответствии с «Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд», утверждёнными Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 г. № 129-э/2.
В соответствии с пунктом 32 раздела V Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждённых Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 г. № 129-э/2, в случае, если субъект регулирования приобретает сжиженный газ в баллонах и (или) в автоцистернах с ГНС, которые находятся в собственности или на иных законных основаниях у третьих лиц, или передает сжиженный газ, закупаемый у оптовых поставщиков на вышеуказанные ГНС для выполнения комплекса работ по наполнению баллонов и (или) автоцистерн передаваемым сжиженным газом, расходы субъекта регулирования на работу ГНС рассчитываются исходя из договорной цены между субъектом регулирования и собственником ГНС, при условии ее обоснованности.
Таким образом, свободно-отпускная цена на сжиженный углеводородный газ, реализуемый ОАО «Мурманоблгаз» является экономически необоснованной, что нарушает установленный п.32 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждённых Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 года № 129-э, порядок ценообразования.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Таким образом, генеральный директор ОАО «Мурманоблгаз» ФИО1, устанавливая на Дата свободную оптово-отпускную цену на газ, отпускаемый МУП*** ...., выше, чем цена, учтённая Правительством Мурманской области при утверждении розничной цены на газ сжиженный, реализуемый для бытовых нужд населения, сознавал, что эти действия приведут к увеличению расходов на покупку газа и, как следствие, к убыткам МУП *** ...., и сознательно их допускал.
Такие действия являются злоупотреблением ОАО «Мурманоблгаз» доминирующим положением на рынке услуг реализации сжиженного газа в границах муниципального образования ....
При таких обстоятельствах, в действиях должностного лица генерального директора ОАО «Мурманоблгаз» ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом по делу об административном правонарушении, приказом № ** ОАО «Мурманоблгаз», согласно которому ФИО1 Дата приступил к работе в должности генерального директора, Уставом ОАО «Мурманоблгаз» от Дата, контрактом от Дата, решением по делу № ** о нарушении антимонопольного законодательства от Дата, приказом генерального директора ФИО1 от Дата № ** о введении в действие с Дата отпускной цены на сжиженный газ с приложением № **, приказом от Дата № **.
В соответствии с пунктом № ** Устава Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз», утверждённого Общим собранием акционеров ОАО «Мурманоблгаз» от Дата, руководство текущей деятельностью ОАО «Мурманоблгаз» осуществляется единоличным исполнительным органов общества -Генеральным директором. Генеральный директор без доверенности действует на основании Положения о генеральном директоре, Устава общества, Федерального закона «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту № ** Устава ОАО «Мурманоблгаз» к компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества.
В соответствии с пунктом № ** Устава ОАО «Мурманоблгаз» генеральный директор заключает хозяйственные и иные договора, утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы Общества.
В соответствии с разделом 2 Положения о Генеральном директоре Открытого акционерного общества «Мурманоблгаз», утверждённого Общим собранием акционеров ОАО «Мурманоблгаз» от Дата (далее - Положение о генеральном директоре), и разделом 3 Положения о Генеральном директоре Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз», утверждённого Общим собранием акционеров ОАО «Мурманоблгаз» от Дата генеральный директор осуществляет оперативное руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Мурманолблгаз». К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ОАО «Мурманоблгаз».
Согласно раздела № ** Положения о генеральном директоре от Дата, Генеральный директор обязан обеспечить:
- бесперебойное газоснабжение потребителей сжиженным газом в соответствии с договорами и оперативное управление режимами газоснабжения;
- проведение единой технической политики, координацию производственной деятельности и комплексное решение вопросов, связанных с эксплуатацией газораспределительных систем и газификацией региона.
В соответствии с пунктом № ** Положения о генеральном директоре от Дата, Генеральный директор издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками.
Согласно пункту № ** Положения о генеральном директоре от Дата, Генеральный директор имеет право заключать хозяйственные договоры на выполнение основной производственной программы.
При таких обстоятельствах, действия генерального директора ФИО1 правильно квалифицированы по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, а также процессуальных нарушений судом при рассмотрении жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление И.о. руководителя УФАС по Мурманской области от № ** от Дата о привлечении к административной ответственности генерального директора Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» ФИО1 по ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление И.о. руководителя УФАС по Мурманской области от № ** от Дата о привлечении к административной ответственности генерального директора Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» ФИО1 по ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней.
Судья Ганбина С.В.