ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-571 от 19.10.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сосновская О.А. дело № 5-1874/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 12-571 19 октября 2018 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.,

С участием защитника ООО «Обь-регион» адвоката Симахиной Ф.Н., представителя Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Обь-регион» ФИО2 на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Обь-регион»,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Ман-сийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2018 года ООО «Обь-регион» как юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности на объекте Общества на срок 60 суток.

Согласно данному постановлению ООО «Обь-регион» использует земельный участок с кадастровым номером (номер) для размещения отходов IV класса опасности «помет куриный» без внесения объекта размещения отходов и сведений о его эксплуатации в государственный реестр объектов размещения отходов и без разработки Порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения и в пределах его воздействия на окружающую среду в нарушение требований статей 1, 11, частей 3, 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 39, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказа Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов", приказа Минприроды России от 04 марта 2016 года № 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", выявленное административным органом (дата) при проведении проверки.

Законный представитель ООО «Обь-регион» ФИО2 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой на постановление судьи, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что постановление, вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Суд не учел то, что юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства, социально значимым объектом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим эксплуатацию птицефабрики, переработку сельскохозяйственной продукции снабжающим регион данной продукцией. Судом не установлено событие правонарушения, вина Общества отсутствует. Образующийся в процессе хозяйственной деятельности птичий помет не размещается как отход производства Обществом на земельном участке, а используется для собственных нужд предприятия в качестве сырья для изготовления органического удобрения. Доказательства по делу исследованы судом не в полной объеме. Суд не придал значения тому, что Обществом выполняются требования ГОСТа 31461-2012, на основании которых на предприятии разработан Технологический регламент по преобразованию куриного помета в органическое удобрение. Назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности судом не мотивировано.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника ООО «Обь-регион» адвоката Симахину Ф.Н., представителя Управления Росприроднадзора по Югре ФИО1, проверив доводы жалобы, считаю, что постановление судьи не подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

На основании статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу части 1 статьи 39 данного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 этого же Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

На основании частей 3, 6, 7 статьи 12 названного Федерального закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Исходя из пунктов 1 и 2 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённого приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов. Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 10 данных Правил).

На основании пунктов 1 и 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённых приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 устанавлены порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 утверждён Порядок ведения государственного кадастра отходов, в пункте 2 которого указано, что государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

Как усматривается из материалов дела требования природоохранного законодательства ООО «Обь-регион» были нарушены при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении суда, поскольку Общество обязано было подать в административный орган сведения о размещении отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вина ООО «Обь-регион» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных доказательств, которым дана оценка в соответствии с правилами статьи 26.11 указанного Кодекса.

Наказание ООО «Обь-регион» назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из требований части 3 статьи 4.1 данного Кодекса, с учётом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Вопреки доводам жалобы постановлением суда приостановлена деятельность не полностью всего предприятия – ООО «Обь-регион», а его деятельность, связанная с указанным объектом – земельным участком с кадастровым номером (номер), расположенным по адресу: (адрес).

При разрешении дела по существу судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание утверждение защитника Общества о том, что образующийся в процессе хозяйственной деятельности птичий помет не размещается как отход производства Обществом на земельном участке, а используется для собственных нужд предприятия в качестве сырья для изготовления органического удобрения со ссылкой при этом на ГОСТ 31461-2012.

Так, ГОСТ 31461-2012 «Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия» распространяется на птичий помет, поступающий от птицефабрик, птицеводческих хозяйств, подразделений агропромышленных комплексов и фермерских хозяйств и устанавливает требования для всех видов помета - органического сырья, используемого при производстве удобрений, в пункте 9.1 которого указано, что помет с подстилкой допускается хранить на центральных полевых площадках в буртах.

В этой связи ООО Обь-регион» привлечено к административной ответственности не за ненадлежащее хранение помета, а за не внесение объекта размещения отходов и сведений о его эксплуатации в государственный реестр объектов размещения отходов и разработки Порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории такого объекта и пределах его воздействия на окружающую среду.

Другие доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не содержат оснований, влекущих отмену вынесенного постановления.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансий-ского автономного округа – Югры от 28 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Обь-регион» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Обь-регион» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева