ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-572/20 от 10.12.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

УИД 55RS0004-01-2020-008198-84 Дело № 12-572/2020

г. Омск, ул. Лермонтова, 61

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2020 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Захаровой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» на постановление о назначении административного наказания № 078633 от 27.10.2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского Территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству № 078633 от 27.10.2020 общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» (далее по тексту ООО СК «Лидер», Общество, юридическое лицо) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения.

ООО «СК «Лидер» признано виновным в нарушении требований ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.03.2014 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», а именно: 19.10.2020 в ходе проведения оперативного рейда установлено, что ООО СК «Лидер» производит реконструкцию набережной на левом берегу р. Омь между мостами Юбилейный и Комсомольский, находящихся в г. Омске, без согласования хозяйственной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Не согласившись с принятым постановлением, Общество в лице защитника Касабян М.А. (л.д. 25), обратилось с жалобой в районный суд, в которой указало, что не является субъектом административного правонарушения, так как осуществляет подрядные работы по благоустройству улицы Бударина в ЦАО г. Омска в соответствии с заключенным с БУ г. Омска «УДХБ» Контрактом № Ф.2020.000723 от 22.06.2020 и проектной документацией к нему. Ни проектной документацией, ни контрактом не предусмотрено получение какой-либо разрешительной документации на осуществление благоустройства, в том числе, не предусмотрено получение согласия от федерального органа исполнительной власти в области рыболовства. Обязанность подрядчика осуществлять работы в срок и в соответствии с контрактом и проектной документацией, которая изначально не содержала мер по устранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, установленных подпунктами «в»-«з» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380. Отсутствие соответствующей информации в проектной документации, является основанием для отказа в согласовании капитальных работ Федеральным агентством по рыболовству. Указанное свидетельствует о том, что получение согласия ФИО1 по рыболовству, является обязанностью УДХБ, а не ООО «СК «Лидер», которое в любом случае соблюдает все меры и требования законодательства (СНиПы и СанПиНы), направленные на недопущение причинения вреда окружающей среде. Поскольку Общество не является субъектом административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Кроме того, просили признать незаконным и отменить представление № 078633 от 27.10.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (л.д. 1-2).

Законный представитель ООО СК «Лидер», должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (л.д. 58-60, 67).

Суд в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25.4, п. 4 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ счел возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Защитник ООО СК «Лидер» по доверенности Касабян М.А. (л.д. 61), доводы и требования, изложенные в жалобе на постановление (л.д. 1-2), с учетом дополнений к ней (л.д. 76-77) поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что Общество выполняет подрядные работы по благоустройству улицы Бударина в ЦАО г. Омска в соответствии с заключенным с БУ г. Омска «УДХБ» Контрактом. Заказчик составляя документацию и выставляя ее на торги, изначально должен был разместить в ней всю информацию, включая меры по соблюдению требований о сохранении водных биологических ресурсов, но этого не было сделано. Выйти за пределы условий контракта Общество не может. Учитывая положения п. 2 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденного приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381, заявителями на получение согласования являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, планирующие осуществление строительства и реконструкцию объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. То есть планировать осуществление деятельности может только заказчик, он и будет являться надлежащим лицом, которое обязано согласовать проведение работ. Кроме их позиции, что Общество не является надлежащим субъектом административного правонарушения, просят учесть процессуальные нарушения, допущенные административным органом, так как протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника, поскольку уведомление о составлении протокола Общество получило только 20.10.2020, о чем сразу же сообщило в административный орган по телефону, указанному в уведомлении, но что им пояснили, что протокол уже составлен, а его рассмотрение состоится 27.10.2020 в 11.00 час. При этом уведомление о составлении протокола на юридический адрес не направлялось, было направлено только на почтовый адрес Общества. Законный представитель Общества явился на рассмотрение протокола, дал пояснения он несогласии с правонарушением. Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении, были выявлены на левом берегу р. Омь, что находится в границах юрисдикции Куйбышевского районного суда г. Омска. Просила отменить постановление должностного лица, прекратив производство по делу. Отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление направило в адрес суда письменные возражения на жалобу (л.д. 71-75), в которых указало, что в ходе оперативного рейда было установлено, что ООО СК «Лидер» производит реконструкцию набережной на левом берегу р. Омь между мостами Юбилейный и Комсомольский в г. Омске без согласования деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, чем нарушило ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 и постановление Правительства РФ от 30.03.2014 № 384. По данному факту административным органом в отношении заявителя 19.10.2020 был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 27.10.2020 № 078633, которым ООО СК «Лидер» признано виновным по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ. Каких-либо возражений в ходе рассмотрения административного дела от ООО СК «Лидер» не поступало, копия постановления была вручена лично генеральному директору ФИО2 Доказательств невозможности соблюдения заявителем природоохранного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Просил отказать в удовлетворении жалобы ООО СК «Лидер.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы и письменные возражения должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Обжалуемое постановление получено законным представителем ООО СК «Лидер» ФИО2 лично 27.10.2020 (л.д. 33 оборот), жалоба направлена в суд почтой 05.11.2020 (л.д. 3, 4, 26), срок на обжалование не пропущен.

Согласно ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ (введена в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 504-ФЗ с 08.01.2020), территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1 статьи 50 данного Закона).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее Правила № 384), устанавливающие порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее соответственно - иная деятельность, деятельность).

Для согласования деятельности юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании…

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.

Как следует из протокола об административном правонарушении N 078633 от 19.10.2020, в 11.00 час. 19.10.2020 по результатам проведенного оперативного рейда должностным лицом Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания установлено, что ООО СК «Лидер» производит реконструкцию набережной на левом берегу р. Омь между мостами Юбилейный и Комсомольский, находящихся в г. Омске. В нарушение ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства РФ № 384 от 30.03.2014 согласование хозяйственной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству отсутствует (л.д. 37).

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в постановлении N 078633 от 27.10.2020 пришло к выводу о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ и виновности ООО СК «Лидер» в его совершении (л.д. 34).

Вместе с тем, с выводами должностного лица и принятым им решением согласиться нельзя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ООО СК «Лидер»: <...>, законным представителем общества является генеральный директор ФИО2 (л.д. 42-52).

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 14.10.2020 было направлено должностным лицом в адрес общества 15.10.2020 на его почтовый адрес: <...>. Согласно данному уведомлению составление протокола об административном правонарушении назначено на 11 часов 00 минут 19.10.2020 по адресу: <...> (л.д. 41, 64-65).

Протокол об административном правонарушении в указанное в уведомлении время и по указанному адресу составлен должностным лицом Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в отношении ООО СК "Лидер" в отсутствие его законного представителя или защитника (л.д. 37).

В соответствии со сведениями официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64404647020144 вышеназванное извещение получено обществом 20.10.2020 в 13 часов 35 минут (л.д. 62), что, кроме того, подтверждается отметкой входящей корреспонденции в уведомлении (л.д. 63).

Между тем, с учетом даты получения обществом уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, такое уведомление лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, надлежащим признать нельзя.

По мнению суда, должностное лицо не было лишено возможности заблаговременно известить общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении иным способом, в том числе телеграммой, телефонограммой, на адрес электронной почты.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5), в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.

В рассматриваемом случае составление протокола в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника в отсутствие у должностного лица сведений о надлежащем извещении ООО СК «Лидер» о составлении протокола, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права Общества на защиту.

Однако вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления, при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, в настоящее время утрачена, так как возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.

При таких обстоятельствах постановление о привлечение ООО СК «Лидер» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств постановление по делу об административном правонарушении, отмене подлежит и вынесенное должностным лицом в порядке ст. 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» удовлетворить.

Постановление начальника Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского Территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству № 078633 от 27.10.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 078633 от 27.10.2020.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья