РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы по делу
об административном правонарушении
17 декабря 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда под председательством судьи Полнякова А.А.
при секретаре Ивановой С.В.,
с участием защитника Кальницкой А.В.,
рассмотрев жалобу ФИО2 < ИЗЪЯТО > на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО1 № от < Дата > о привлечении ФИО2 < ИЗЪЯТО > к административной ответственности как должностного лица по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установлено:
постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО4№ от < Дата > начальник ФЭУ ООО «Авиакомпания «СКОЛ» Шайхетдинов < ИЗЪЯТО > признан виновным как должностное лицо в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО2 подал жалобу, в которой указывает, что им не совершалось нарушение законодательства и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Кальницкая А.В. доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление и прекратить производство по делу.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя
уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Авиакомпания «СКОЛ» («Перевозчик»), заключило долгосрочное чартерное соглашение от < Дата >№ (далее - Соглашение, контракт) с нерезидентом - Организацией Объединенных Наций (далее - ООН), который был принят на расчетное обслуживание в Уральском филиале ПАО «Росбанк», где открыт паспорт сделки от < Дата >№, согласно требованиям Инструкции Центрального банка Российской Федерации № 138-И.
Во исполнение контракта от < Дата >№ ООО «Авиакомпания «СКОЛ» оказаны нерезиденту авиатранспортные услуги, в связи с чем на счет общества в банке INTESA SANPAOLO < Дата > были зачислены денежные средства в сумме 66743,42 долларов США с назначением платежа:
REF 4618 – обеспечение экипажа МИ-26Т RA-06259 проживанием, транспортировкой, питанием на ОТ за период с < Дата >-< Дата >;
REF 4818 – обеспечение экипажа МИ-26Т RA-06086 питанием на ОТ за период с < Дата >-< Дата >.
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ явился вывод административного органа о том, что должностное лицо совершило валютные операции с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, а именно валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами РФ не была использована в целях оплаты расходов соответствующих требованиям п.6 ч.2 ст.19 Закона №173-ФЗ.
Данный вывод суд находит ошибочным по следующим основаниям.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ).
Согласно подпункту «г» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173- ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с приведенными нормами (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 названного Закона).
Использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ)).
К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
В части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено указанным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Материалами дела установлено, что Общество с использованием счета, открытого на территории Италии в банке «Intesa Sanpaolo» совершало валютные операции с нерезидентами в безналичной форме расчета (оплата за аренду воздушных судов, оплата за гарантийный депозит, покупка валюты и др.).
При рассмотрении дела в суде предоставлены документы, подтверждающие наличие целей для зачисления денежных средств в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ – счета: на ремонтные работы, на расходы по проживанию сотрудников, на расходы по организации перевозки груза, на расходы по производству ремонта, на организации мест стоянки и охраны воздушных судов, авансовые отчеты.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
Перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в силу ч.4 и ч.5 ст.12 Закона № 173-ФЗ является исчерпывающим и не предусматривает зачисление валютной выручки по счетам за передачу товара, оказанные резидентом услуги (выполненные работы), за исключением ч.2 ст.19 Закона № 173-ФЗ.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Законом № 173-ФЗ прямо предусмотрено право для транспортных организаций не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту для целей, указанных в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
Инспекцией не оспорено и документально подтверждено в ходе рассмотрения дела, что Общество является транспортной организацией, осуществляет деятельность за пределами территории РФ, в том числе имеет базы обслуживания воздушных судов за границей, в связи с чем, вправе зачислять валютную выручку в целях, определённых пункте 6 части 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ. Обществом предоставлены документы, подтверждающие наличие указанных целей.
В силу п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Общество имеет лицензии (№ от < Дата >; № от < Дата >) на осуществление деятельности по транспортным перевозкам, выданные Министерством транспорта РФ (Росавиация) и нёсет расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов, а также для обеспечения деятельности подразделений транспортных организаций.
Таким образом, ООО «Авиакомпания «СКОЛ», как транспортная организация резидент, правомерно зачислило валютную выручку на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.
Авиакомпания «SKOL AIRLINE LLC» (ФИО6) зарегистрирована на территории Италии коммуна ВИЧЕНЦА в качестве налогоплательщика, что подтверждается Свидетельством о присвоении идентификационного номера налогоплательщику № от < Дата >.
Таким образом, Общество с 2009 года имеет поставленное на налоговый учет на территории Италии свое представительство.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона 314-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту. Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
ООО «Авиакомпания «СКОЛ», действуя добросовестно и исполняя обязанности по репатриации оставшихся средств, не использованных от валютной выручки зачисленных на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации в последующем в течение месяца репатриировало денежные средства в Российскую Федерацию на свои счета в уполномоченных банках.
ООО «Авиакомпания «СКОЛ» обязано было по Чартерному соглашению PD/C00060/17 перечислять денежные средства исключительно только на авторизированный (легализированный) расчетный счет, открытый на территории иностранного государства, для проведения всех оплат в ходе совместной деятельности и реализации проектов ООН.
Административным органом не доказано, что у ООО «Авиакомпания «СКОЛ» имелась возможность внести какие-либо изменения в условия указанного чартерного соглашения в части зачисления выручки за оказанные услуги на какие-либо иные счета, не указанные в Соглашении.
Таким образом, отсутствует состав административного правонарушения в действиях должностного лица Общества ФИО2, поскольку валютная операция была произведена, на счет в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в случае, прямо предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании ст. 30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
жалобу ФИО2 < ИЗЪЯТО > удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО1 № от < Дата > о привлечении ФИО2 < ИЗЪЯТО > к административной ответственности как должностного лица по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить и производство прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья А.А. Полняков