ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-572/20 от 17.12.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы по делу

об административном правонарушении

17 декабря 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда под председательством судьи Полнякова А.А.

при секретаре Ивановой С.В.,

с участием защитника Кальницкой А.В.,

рассмотрев жалобу ФИО2 < ИЗЪЯТО > на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО1 от < Дата > о привлечении ФИО2 < ИЗЪЯТО > к административной ответственности как должностного лица по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установлено:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО4 от < Дата > начальник ФЭУ ООО «Авиакомпания «СКОЛ» Шайхетдинов < ИЗЪЯТО > признан виновным как должностное лицо в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО2 подал жалобу, в которой указывает, что им не совершалось нарушение законодательства и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Кальницкая А.В. доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление и прекратить производство по делу.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя

уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Авиакомпания «СКОЛ» («Перевозчик»), заключило долгосрочное чартерное соглашение от < Дата > (далее - Соглашение, контракт) с нерезидентом - Организацией Объединенных Наций (далее - ООН), который был принят на расчетное обслуживание в Уральском филиале ПАО «Росбанк», где открыт паспорт сделки от < Дата >, согласно требованиям Инструкции Центрального банка Российской Федерации № 138-И.

Во исполнение контракта от < Дата > ООО «Авиакомпания «СКОЛ» оказаны нерезиденту авиатранспортные услуги, в связи с чем на счет общества в банке INTESA SANPAOLO < Дата > были зачислены денежные средства в сумме 66743,42 долларов США с назначением платежа:

REF 4618 – обеспечение экипажа МИ-26Т RA-06259 проживанием, транспортировкой, питанием на ОТ за период с < Дата >-< Дата >;

REF 4818 – обеспечение экипажа МИ-26Т RA-06086 питанием на ОТ за период с < Дата >-< Дата >.

Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ явился вывод административного органа о том, что должностное лицо совершило валютные операции с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, а именно валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами РФ не была использована в целях оплаты расходов соответствующих требованиям п.6 ч.2 ст.19 Закона №173-ФЗ.

Данный вывод суд находит ошибочным по следующим основаниям.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ).

Согласно подпункту «г» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173- ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

Под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с приведенными нормами (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 названного Закона).

Использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ)).

К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

В части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено указанным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Материалами дела установлено, что Общество с использованием счета, открытого на территории Италии в банке «Intesa Sanpaolo» совершало валютные операции с нерезидентами в безналичной форме расчета (оплата за аренду воздушных судов, оплата за гарантийный депозит, покупка валюты и др.).

При рассмотрении дела в суде предоставлены документы, подтверждающие наличие целей для зачисления денежных средств в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ – счета: на ремонтные работы, на расходы по проживанию сотрудников, на расходы по организации перевозки груза, на расходы по производству ремонта, на организации мест стоянки и охраны воздушных судов, авансовые отчеты.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в силу ч.4 и ч.5 ст.12 Закона № 173-ФЗ является исчерпывающим и не предусматривает зачисление валютной выручки по счетам за передачу товара, оказанные резидентом услуги (выполненные работы), за исключением ч.2 ст.19 Закона № 173-ФЗ.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Законом № 173-ФЗ прямо предусмотрено право для транспортных организаций не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту для целей, указанных в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

Инспекцией не оспорено и документально подтверждено в ходе рассмотрения дела, что Общество является транспортной организацией, осуществляет деятельность за пределами территории РФ, в том числе имеет базы обслуживания воздушных судов за границей, в связи с чем, вправе зачислять валютную выручку в целях, определённых пункте 6 части 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ. Обществом предоставлены документы, подтверждающие наличие указанных целей.

В силу п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Общество имеет лицензии ( от < Дата >; от < Дата >) на осуществление деятельности по транспортным перевозкам, выданные Министерством транспорта РФ (Росавиация) и нёсет расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов, а также для обеспечения деятельности подразделений транспортных организаций.

Таким образом, ООО «Авиакомпания «СКОЛ», как транспортная организация резидент, правомерно зачислило валютную выручку на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.

Авиакомпания «SKOL AIRLINE LLC» (ФИО6) зарегистрирована на территории Италии коммуна ВИЧЕНЦА в качестве налогоплательщика, что подтверждается Свидетельством о присвоении идентификационного номера налогоплательщику от < Дата >.

Таким образом, Общество с 2009 года имеет поставленное на налоговый учет на территории Италии свое представительство.

Согласно п.3 ст.5 Федерального закона 314-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту. Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

ООО «Авиакомпания «СКОЛ», действуя добросовестно и исполняя обязанности по репатриации оставшихся средств, не использованных от валютной выручки зачисленных на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации в последующем в течение месяца репатриировало денежные средства в Российскую Федерацию на свои счета в уполномоченных банках.

ООО «Авиакомпания «СКОЛ» обязано было по Чартерному соглашению PD/C00060/17 перечислять денежные средства исключительно только на авторизированный (легализированный) расчетный счет, открытый на территории иностранного государства, для проведения всех оплат в ходе совместной деятельности и реализации проектов ООН.

Административным органом не доказано, что у ООО «Авиакомпания «СКОЛ» имелась возможность внести какие-либо изменения в условия указанного чартерного соглашения в части зачисления выручки за оказанные услуги на какие-либо иные счета, не указанные в Соглашении.

Таким образом, отсутствует состав административного правонарушения в действиях должностного лица Общества ФИО2, поскольку валютная операция была произведена, на счет в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в случае, прямо предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании ст. 30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

жалобу ФИО2 < ИЗЪЯТО > удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду ФИО1 от < Дата > о привлечении ФИО2 < ИЗЪЯТО > к административной ответственности как должностного лица по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить и производство прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья А.А. Полняков