ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-572/2011 от 28.04.2011 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Кантимир И.Н. Дело № 12-572/2011

Р Е Ш Е Н И Е

«28» апреля 2011 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Дунюшкина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Карасунского округа г. Краснодара Синяговского С.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 6 апреля 2011 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного казённого учреждения Краснодарского края «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 6 апреля 2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного казённого учреждения Краснодарского края «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (далее ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС»), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В протесте прокурор Карасунского округа г. Краснодара Синяговский С.В. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылаясь на то, что деятельность ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» является образовательной и независимо от количества часов учебного плана должна осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 1 января по 18 февраля 2011 года прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара проводилась проверка исполнения ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» действующего законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что юридическое лицо осуществляет образовательную деятельность без соответствующей лицензии.

По результатам проверки в отношении ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Разрешая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Приходя к такому выводу, судья нижестоящей инстанции исходил из следующего.

Так, судьей установлено, что ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2009 года № 279 «О реорганизации государственного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» и внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 1 августа 2007 года № 695 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» путем выделения из государственного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» и является его правопреемником в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 10 июля 2009 года.

В соответствии с уставом учреждения оно призвано способствовать решению задач и достижению целей по подготовке и обучению всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности. Указанные цели и задачи определены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года за № 841.

В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года за № 610), образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Как установлено судьей районного суда, в ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» разработана самостоятельная программа общей продолжительностью 36 часов (с понедельника по пятницу), которая не попадает под квалифицирующие признаки образовательного учреждения повышения квалификации, так как образовательное учреждение повышения квалификации обучает по программам не менее 72 часов и, тем более, не выдает слушателям документ о переподготовке, позволяющий выполнять новые виды профессиональной деятельности.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Статьей 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что в РФ реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

К содержанию дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования.

Приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000 года № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.

Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования поручена разработка государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации, реализуемых параллельно с основными образовательными программами профессионального образования, и организацию их научно-методического обеспечения.

Приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 года № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» во исполнение п. 42 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11 февраля 1997 года № 1/1 утверждены Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.

Требования призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении профессиональной деятельности.

Требования способствуют унификации дополнительных профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных особенностей.

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

- соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

- преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

- совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

- соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

- соответствие принятым правилам оформления программ;

- соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 года № 2571, Минобрнауки России утвердил для использования в работе перечень государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций на 31 декабря 2007 года.

В указанном перечне государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций отсутствуют требования, предъявляемые к программам, используемым в деятельности ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС».

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», признано утратившим силу постановление правительства от 31 марта 2009 года № 277.

В соответствии с п. 4 указанного постановления, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников без реализации образовательных программ не подлежит лицензированию.

Установив, что в деятельности ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» не используются образовательные программы, судья районного сделал правильный вывод о том, что указанная деятельность не подлежит лицензированию как образовательная.

При этом в основу данного вывода судьи положено, в том числе и письмо от 4 июня 2010 года Департамента образования и науки Краснодарского края, из которого следует, что ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» может осуществляться образовательную деятельность только по программам профессиональной подготовки, которая не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Используемые в деятельности ГКУ КК «УМЦ ГО ЧС» программы не являются образовательными и не повышают образовательный уровень обучающихся.

Отсутствие события административного правонарушения является в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом установленных обстоятельств, правомерными являются выводы судьи районного суда о том, что прокуратурой не доказано нарушение юридическим лицом в рассматриваемом случае законодательства об образовании.

При таких обстоятельствах судья первой инстанции обоснованно пришел к выводу о прекращении производства по данному делу за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.

Доводы протеста по существу являлись предметом рассмотрения судьи нижестоящей инстанции, судья им дал надлежащую оценку, и они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 6 апреля 2011 года оставить без изменения, протест прокурора Карасунского округа г. Краснодара Синяговского С.В. – без удовлетворения.

Судья краевого суда: