УИД: 51RS0001-01-2021-003598-85
№ 12-572/2021
РЕШЕНИЕ
24 июня 2021года <...>, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев жалобу должностного лица ФИО3 влице защитника Гоян Н.И. на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 мая 2021 г. № о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 мая 2021г. № № должностное лицо – капитан судна <данные изъяты> ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 в лице своего защитника Гоян Н.И. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что в рамках дела об административном правонарушении, административный орган должен был установить вину лица, привлекаемого к административной ответственности, и при этом доказать, что им не исполнялись либо ненадлежащим образом исполнились служебные обязанности. Выброс электронагревательного прибора за борт судна произвел электромеханик ФИО1 который был ознакомлен с нормативными документами, предусматривающими порядок обращения с мусором на борту судна и устанавливающими запрет на его выброс за борт. При таких обстоятельствах, вывод административного органа о том, что ФИО3 является субъектом вменяемого правонарушения, не состоятелен. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3, на рассмотрение жалобы не явился, судебное уведомление возвращено за истечением срока хранения, что указывает на надлежащее исполнение судом обязанности по уведомлению заявителя.
Защитник Гоян Н.И. в ходе рассмотрения жалобы, доводы, изложенные в ней, поддержала. Также пояснила, что руководство максимально осуществляет контроль, чтобы за время нахождения судна в море, экипажем соблюдались нормы и правила обращения с мусором. Однако, как это иногда бывает, не все сотрудники со всей ответственностью выполняют возложенные на них обязанности.
Представитель административного органа ФИО2 в ходе рассмотрения жалобы полагал вину ФИО3 в совершенном правонарушении установленной и доказанной, постановление – законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ) ИЭЗ РФ представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ Российская Федерация в ИЭЗ осуществляет права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п.2 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ лица, осуществляющие рыболовство в ИЭЗ, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям».
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 251 установлен перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен (далее - Перечень).
Требованием пункта 2 Перечня установлен запрет на сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветоши, стекла, металлов, бутылок, черепков, сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов, за исключением пищевых отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ под захоронением понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22 апреля 2021г. в 13 часов 29 минут МСК в ИЭЗ России Баренцевом море, в координатах <данные изъяты> в процессе перегрузки продуктов и снабжения, с борта судна ВК<данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ООО «<данные изъяты>», под управлением капитана судна ФИО3, электромехаником ФИО1 осуществлен преднамеренный (самовольный) сброс металлического предмета, не являющегося результатом нормальной эксплуатации судна, а именно: тепло-электронагревательного прибора.
Из протокола опроса ФИО1 следует, что выброс неисправного тепло-электронагревательного прибора произошел по невнимательности во время приема и разбора палетов с продуктами.
Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Минсельхоза России от 27 июля 2020г. №421 капитан судна возглавляет экипаж судна и является его руководителем (статья 37 Устава), при этом капитан судна обязан обеспечить управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач; соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства (статья 44 Устава).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в действиях должностного лица ФИО3 осуществлявшего должностные обязанности капитана судна <данные изъяты> содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом Пограничного управления 22 апреля 2021г. в отношении должностного лица ФИО3 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 КоАП РФ и вынесения 21 мая 2021г. обжалуемого постановления.
Протокол составлен в присутствии ФИО3, копия протокола вручена ему в этот же день.
Факт совершения ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: рапортом ФИО3 от 22 апреля 2021г., копией срочного трудового договора от 17.08.2020, протоколом опроса свидетеля ФИО4 от 22 апреля 2021г., объяснительной ФИО1 протоколом опроса свидетеля ФИО1 от 22 апреля 2021г., копиями приказов, копией судового плана управления ликвидацией мусора, копией должностной инструкции электромеханика, копией Положения по управлению безопасностью, видеозаписью и другими материалами дела.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении дела по существу должностным лицом ПУ ФСБ России по ЗАР, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, а равно как и процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Довод защитника о том, что ФИО3 не является субъектом вмененного ему правонарушения, нахожу не состоятельным, поскольку в силу статьи 44 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства (статья 44 Устава).
В то же время полагаю, что с учетом того, что ФИО3 впервые совершил правонарушение, предусмотренное главой 8 КРФоАП, кроме того, учитывая обстоятельства произошедшего, наличие доказательств того, что экипажу судна разъяснялась недопустимость загрязнения окружающей среды, а также порядок утилизации мусора, нахожу, что возложенное на заявителя административное наказание в виде штрафа в размере 15.000 рублей не отвечает конституционному принципу справедливости и соразмерности наказания, учитывая, что само административное взыскание должно в первую очередь способствовать профилактике правонарушений.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КРФоАП, нахожу обоснованным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 мая 2021г. № 18900009760210008889 о привлечении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО3 к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15.000 рублей изменить в части назначенного наказания, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.
В остальной части постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 21 мая 2021г. № - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья: Н.В. Шуминова