ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-573/20 от 09.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Пакула М.Р. Дело № 12-573/2020

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 09 ноября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием защитника Штурцева Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Районные тепловые сети» (далее - ООО «Районные тепловые сети» либо Общество),

установил:

постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 сентября 2020 года ООО «Районные тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник Янмин В.В. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил вышеназванное постановление отменить в части назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его размер. В обоснование указано, что оспариваемое постановление вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав защитника Штурцева Ю.Ю., поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Симферопольского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера юридическим лицом ООО «Районные тепловые сети».

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Районные тепловые сети» осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации ОГРН – <данные изъяты> и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе <данные изъяты> и эксплуатирует опасные производственные объекты 3 <данные изъяты>: <данные изъяты> (Сеть газопотребления ООО «Районные тепловые сети») и <данные изъяты> (Сеть газопотребления), без соответствующей лицензии на их эксплуатацию, то есть нарушает требования п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также п.12 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокурором Симферопольского района Республики Крым ФИО4 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Районные тепловые сети» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.15-18).

Ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст.28.5 настоящего Кодекса (ч.2 ст.28.4 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, и необходимые для правильного разрешения дела.

С постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении генеральный директор ООО «Районные тепловые сети» Дорофей Р.Б. ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, законному представителя Общества, разъяснены, копия постановления вручена (л.д.19).

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регламентирует Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», (далее Федеральный закон № 116-ФЗ), положения которого распространяются на все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч.2 ст.3 Федерального закона № 116-ФЗ).

Как следует из п.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Судом первой инстанции правомерно указано на то, что осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении данного требования промышленной безопасности, и следовательно о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

На основании ст.17 Федерального закона № 116-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 ст.14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями указанного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом. Нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов надлежит квалифицировать по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Ч.2 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, вмененные Обществу действия по эксплуатации опасного производственного объекта с нарушением требований промышленной безопасности, обоснованно переквалифицированы судом первой инстанции с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ на ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

Виновность ООО «Районные тепловые сети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью доказательств по делу, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-18); объяснением генерального директора ООО «Районные тепловые сети» Дорофей Р.Б. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28); рапортом помощника прокурора Симферопольского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29); свидетельствами серии , о постановке ООО «Районные тепловые сети» на учет в налоговом органе, и о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 31-32); свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Районные тепловые сети» (л.д.37-41); договором от ДД.ММ.ГГГГ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (л.д.42-43); договором от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание потенциально опасного или опасного производственного объекта (л.д.44-49) и другими материалами дела.

С учетом изложенного прихожу к выводу, что судья районного суда обоснованно установил наличие виновности ООО «Районные тепловые сети» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и привлек его к административной ответственности за данное правонарушение.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи, при производстве по делу в отношении ООО «Районные тепловые сети» допущено не было.

Таким образом, прихожу к выводу, что ООО «Районные тепловые сети» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении установлены, судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования дана им надлежащая правовая оценка, оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, установлено не было.

С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, учитывая, что прямого умысла на совершение вмененного правонарушения не установлено и в целях исключения избыточного ограничения прав ООО «Районные тепловые сети», принимая во внимание убыточность предпринимательской деятельности, которое осуществляет Общество, полагаю возможным снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника ФИО1 удовлетворить частично,

постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Районные тепловые сети», изменить в части размера назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100000 (ста тысяч) рублей,

в остальной части настоящее постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья В.В. Агин