Дело № 12-574/2017
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2017 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 <данные изъяты> на постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно - контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 08 сентября 2017 года ФИО1 привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с жалобой, в обосновании указав, что 27.07.2017 на судне <данные изъяты> капитаном которого он является, была произведена операция по утилизации нефтяного шлама путем его сдачи на очистные сооружения г. Ботсфьорд, Норвегия.
Сообщает, что сведения об осуществлении указанной операции в соответствии с требованиями Приложения 1 «Правила предотвращения загрязнению нефтью» к Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (далее - МАРПОЛ 73/78) были незамедлительно отражены в Журнале операций с нефтью в порядке, установленном требованиями Правил ведения журнала нефтяных операций судов, не являющихся нефтяными танкерами, утв. Приказом Минтранса РФ от 10.05.2011 года № 133.
При осуществлении 08.09.2017 сотрудниками Пограничного управления по западному арктическому району ФСБ России (далее - управление, контролирующий орган) контроля выгрузки и регистрации объема добычи (вылова) при перегрузке водных биологических ресурсов с промыслового судна <данные изъяты> на транспортное судно <данные изъяты> был выявлен факт отсутствия в Журнале операций с мусором судна записи за 27.07.2017 об удалении эксплуатационных отходов (мусора категории F).
Контролирующий орган посчитал, что утилизированный 27.07.2017 нефтяной шлам относится не только к нефтесодержащим смесям, а также и к эксплуатационным отходам в виду чего операции с данным видом веществ должны были быть отражены не только в Журнале нефтяных операций, но и в Журнале операций с мусором.
Сообщает что с указанными выводами административного органа он не согласен, поскольку эксплуатационные отходы включают в себя все виды мусора (в том числе и шлам) за исключением веществ, отнесенных к иным приложениям МАРПОЛ 73/78. Обращение с мусором регулируется Приложением V к МАРПОЛ 73/78, тогда как обращение с нефтяным шламом регулируется Приложением I к МАРПОЛ 73/78.
Следовательно, поскольку нефтяной шлам не относится к эксплуатационным отходам, то операция с ним подлежит отражению только в Журнале нефтяных операций.
Кроме того, пункт 9 Правила 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнением мусора с судов» к МАРПОЛ 73/78 определяет, что мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к МАРПОЛ 73/78.
Пункт 12 Правила 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнением мусора с судов» к МАРПОЛ 73/78 гласит, что к эксплуатационным отходам относят все твердые отходы (включая шлам), не охваченные другими Приложениями, которые собираются на борту во время обычного технического обслуживания или эксплуатации судна или используются для размещения и обработки груза.
Операции с мусором, в число которых входят и эксплуатационные отходы, подлежат отражению в Журнале операций с мусором в порядке, предусмотренном Порядком ведения Журнала операций с мусором, утв. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приложение 1 к МАРПОЛ 73/78 «Правила предотвращения загрязнению нефтью» для целей использования Конвенции содержит понятие нефти, продуктов из нефти, нефтесодержащих смесей, нефтяного шлама, а также регулирует порядок обращения и утилизации на судне отходов из данных видов веществ.
Следовательно, Приложение I к МАРПОЛ 73/78 устанавливает отдельный вид загрязняющих веществ, в связи с чем эти вещества в силу п. 12 Правила 1 Приложения V к МАРПОЛ 73/78 не относятся к эксплуатационным отходам.
Таким образом, если на судне производятся операции с веществами и отходами, которые не поименованы в Приложении V к МАРПОЛ 73/78 и которые не могут быть отнесены к твердым эксплуатационным отходам, то такие операции в Журнале операций с мусором не отражаются.
Удаление нефтяного шлама подлежит отражению в отдельном, специальном журнале (п. 4 Правил ведения Журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, утв. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ 1 года №), что и было сделано и подтверждается прилагаемой к настоящей жалобе выпиской из Журнала нефтяных операций за ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что таким образом, не было допущено нарушений п.п. 1 п. 3 Правила 10 Приложения V к МАРПОЛ 73/78 «Правила предотвращения загрязнением мусора с судов» и требований Порядка ведения Журнала операций с мусором, утв. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем событие вменяемого ему в вину административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует.
Кроме того, обращает внимание суда, что ни МАРПОЛ 73/78, ни Приказ Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусматривают дублирование одних и тех же операций в разных журналах.
Вместе с тем, при вынесении постановления контролирующим органом необоснованно не были применены положения ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения.
Просит суд постановление Пограничного управления по западному арктическому району ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В том случае, если суд все же сочтет доказанным факт совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит применить положения ст.ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заедание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с доводами жалобы не согласилась, просила оставить жалобу без удовлетворения, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель административного органа не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, включает два состава: 1) невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм; 2) внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях.
Субъектами правонарушения являются капитаны судов (морского, внутреннего водного транспорта) или других плавучих средств РФ, как гражданских, так и военных; капитаны иностранных морских судов и других иностранных плавучих средств, находящихся в пределах территориального моря или экономической зоны РФ.
Субъективная сторона данных составов выражается в умышленной вине.
Из материалов дела следует, что в результате контрольно проверочных мероприятий в период осуществления контроля выгрузки и регистрации объема добычи (вылова) при перегрузке водных биологических ресурсов с промыслового судна <данные изъяты> в связи с отсутствием сертифицированных пересадочных средств на обоих судах в координатах 72°30'С.Ш., 51°14'В.Д. в исключительной экономической зоне РФ (далее по тексту - ИЭЗ РФ) в Баренцевом море ДД.ММ.ГГГГ инспектором административного органа была проверена только документация рыбопромыслового судна <данные изъяты> под управлением капитана судна - ФИО1 <данные изъяты>, осуществлявшего промышленное рыболовство в ИЭЗ Российской Федерации в Баренцевом море.
При проверке документации промысловой деятельности судна установлено следующее: судно <данные изъяты> под управлением капитана судна - ФИО1 осуществляло промышленное рыболовство в ИЭЗ РФ в Баренцевом море по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №ПМ и №ПМ выданных Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В качестве капитана судна в указанном разрешении указан ФИО1
На момент проверки документации (ДД.ММ.ГГГГ) было выявлено, что в журнале операций с мусором судна <данные изъяты> отсутствовала запись об удалении мусора категории «F» за ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 13 статьи 25 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ подлежащие государственной регистрации суда должны иметь судовые документы, предусмотренные международными договорами РФ, законами и иными правовыми актами РФ.
Согласно пункта 3 Правила 10 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» каждое судно валовой вместимостью 400 и более и каждое судно, на котором допускается перевозка 15 человек или более, которые совершают рейсы в порты или к прибрежным терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, и каждая стационарная или плавучая платформа снабжаются Журналом операций с мусором.
Согласно подпункта 1 пункта 3 Правила 10 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» (далее по тексту - Конвенции МАРПОЛ 73/78) каждая выполненная операция по сбросу в море или приемные сооружения или сжиганию быстро регистрируется в Журнале операций с мусором и подписывается в день сброса или сжигания ответственным лицом командного состава.
Каждая заполненная страница Журнала операций с мусором подписывается капитаном судна. Записи в Журнале операций с мусором производятся по меньшей мере на английском, испанском или французском языках. В случае спора или разночтения предпочтение отдается записям на официальном языке государства, под флагом которого судно имеет право плавать.
Согласно пункту 4 Правила 10 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 записи в Журнале операций с мусором производятся в каждом из следующих случаев:
4.1.1 Когда мусор сбрасывается в приемное сооружение на берегу или на другие суда:
(Капитаны судов должны получить от оператора приемных сооружений, которые включают баржи и автоцистерны, расписку или справку, в которой указывается приблизительное количество переданного мусора. Расписки или справки должны храниться вместе с Журналом операций с мусором.)
- Дата и время сброса;
- Порт или сооружение либо название судна;
- Категории сброшенного мусора;
- Приблизительное количество сброшенного мусора каждой категории в кубических метрах;
- Подпись лица командного состава, ответственного за операцию.
Согласно Приложения № 4 (Правила ведения журнала операций с мусором) Приказа Минтранса РФ от 10 мая 2011 года № 133 «Об утверждении правил ведения журналов судов».
В журнал вносятся сведения, касающиеся операций со всеми видами мусора, проводимых на судне, в соответствии с МАРПОЛ 73/78 (далее - операции).
Записи в журнал производятся лицами командного состава, ответственными за проведение операций. Капитан судна контролирует записи в журнале и удостоверяет их подписью в конце каждой страницы.
Порядок заполнения журнала операций с мусором: журнал заполняется сразу после окончания операции; записи в журнале производятся темными чернилами (пастой); каждая запись в журнале подписывается лицом, ответственным за проведение операции с указанием фамилии, инициалов и должности.
Согласно статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Должностные обязанности капитана судна определены статьями 25, 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем, он обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.
Таким образом, должностное лицо - капитан судна <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты>, при осуществлении промышленного рыболовства согласно разрешений №ПМ и №ПМ, нарушил требования подпункта 1 пункта 3 Правила 10 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 и пунктов 4 и 7 Приложения № (Правила ведения журнала операций с мусором) Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил ведения журналов судов», что является совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.16. Кодекса Российской Федерации.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии лица в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно - контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из представленных материалов, на момент проверки документации (ДД.ММ.ГГГГ) государственным инспектором было выявлено, что в журнале операций с мусором судна <данные изъяты> отсутствовала запись об удалении мусора категории «F» за ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем государственным инспектором в материалы дела не представлено ни одного доказательства отношения мусора категории «F» к нефтяному остатку (шламу) или же к эксплуатационным отходам.
Между тем, данное обстоятельство имеет существенное значение.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление административного органа подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно - контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 <данные изъяты> к административной ответственности по части 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> - отменить, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 <данные изъяты> привлеченного к административной ответственности по части 1 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить на новое рассмотрение в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней.
Судья И.С. Макарова