ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-574/18 от 09.08.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-574/2018 г.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Абакан Республики Хакасия 09 августа 2018 г.

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия А.В. Зарубин,

при секретаре Анжиганове А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ФИО2 с ограниченной ответственностью ФИО8ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> на постановление №20-04-13/18-88П от 04.07.2018 г. руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому округу, далее (МРУ Росфинмониторинга по СФО), А.А. Долбня, о ее привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ :

Постановлением №20-04-13/18-88П от 04.07.2018 г. ФИО2 Н.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ее назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в материалах дела о привлечении Директора ФИО2 Н.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ отсутствуют доказательства того, что ФИО2 своими действиями (бездействием) причинило вред либо в результате имелась угроза причинения вреда личности, ФИО2 или государству. Кроме того, часть 1 статьи 15.27. КоАП РФ, предусматривает административное наказание в форме предупреждения. В связи с чем, Директор ФИО2 Н.В. считает, что Постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО от 04.07.2018г. о назначении наказания в виде минимального административного штрафа в размере 10 000 рублей, нарушает права ее права, не соответствует задачам и принципам законодательства об административных правонарушениях. Просит признать совершенное Директором ООО «Проектное бюро «Глорис» ФИО1 правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. малозначительным. Вынести судебный акт об изменении Постановления МРУ Росфинмониторинга по СФО о назначении административного наказания № 20-04-13/18-88П от 04.07.2018г. в виде минимального административного штрафа в размере 10 000 рублей, заменив наказание в виде штрафа на устное замечание.

В судебном заседании защитник ФИО9 Н.В. ФИО3 поддержала доводы жалобы, пояснила, что Росфинмониторингом фактически указано, так как меняется законодательство, то нужно было привести в соответствие правила внутреннего контроля и документацию, и была подготовлена программа изменений. Все выявленные нарушения устранены. Просит жалобу удовлетворить.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО2 Н.В., представитель МРУ Росфинмониторинга по СФО в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, уведомленными о дате, месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежит выяснению наличие события административного правонарушения; установление всех признаков правонарушения; выводы суда должны соответствовать установленным по результатам рассмотрения дела обстоятельствам.

В соответствии с требованиями ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, суд при рассмотрении дела должен принять меры к всестороннему, полному, объективному установлению обстоятельств правонарушения, выводы об установленных обстоятельствах с учетом требований ст. 29.10 КоАП РФ должны быть мотивированными.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма)» настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 3 вышеуказанного закона, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Статьей 4 указанного закона установлено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных, преступным путём, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5 Федерального закона содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

ООО «<данные изъяты> является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации.

Общество является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Статьёй 5 Федерального закона установлено, что организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьёй 7 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансировании терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.

Из материалов дела следует, в ходе плановой проверки исполнения ООО «ПБ «<данные изъяты> требований ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма в ООО «ПБ «Глорис» действовали правила внутреннего контроля от 04.07.2014, 19.01.2017. Действующие правила внутреннего контроля в ООО «ПБ «Глорис» не соответствуют установленным Требованиям и требуют обновления, что является нарушением в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённым Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 (далее - Положение по обучению), обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Руководитель Общества ФИО10 Н.В. обучение в форме целевого инструктажа не проходила.

Таким образом, в ООО «ПБ «<данные изъяты>» не соблюдались требования Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации к п- дготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона, организации, до приема на обслуживание, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Анкеты лиц. заключивших договоры с ООО «ПБ «<данные изъяты>», не предоставлены, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 23 «Правил определения перечня организаций и физических лиц. в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивиду альных предпринимателей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 сведения, содержащие обязательную и дополнительную информацию по лицам, включенным в Перечень лиц, причастных к экстремисткой деятельности и терроризму, доводятся исключительно через Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.

04.07.2014 ООО «ПБ «<данные изъяты> осуществлен вход в Личный кабинет.

Не производилась работа в личном кабинете на Портале Росфинмониторинга ООО «ПБ «<данные изъяты>» в периоды с 30.09.2017 по 12.04.2018.

ООО «ПБ «<данные изъяты>» не соблюдались требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу тем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе, не соблюдался порядок работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму). Организацией не направлялись сообщения о результатах проверок клиентов по форме ФЭС 110 ЗФМ-04.

Проведенной проверкой установлено, что в ФИО2 отсутствовала организованная и целостная система внутреннего контроля по причине не принятия внутренних организационных мер.

Материалами дела подтверждается, что в установленный срок обязанность по изменению Правил внутреннего контроля ФИО2 не была исполнена.

ООО «ПБ «<данные изъяты>» зарегистрировано в качестве юридического лица с основным государственным регистрационным номером 1041901008247 и состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СФО с 29.05.2014. учетный номер 214009448.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФИО2 юридического лица является директор ФИО2 Н.В.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ. является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом, образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.

20.06.2018 в связи с наличием в действиях признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по СФО составлен протокол об административном правонарушении №20-04-13/18-88.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Оценивая приведенные доказательства, прихожу к выводу о том, что вина ФИО2 Н.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ доказана и подтверждается материалами дела.

Факт совершения административного правонарушения, выразившийся в нарушении требования Федерального закона в части организации и осуществления внутреннего контроля и виновность ФИО2 Н.В. в ее совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность который сомнений не вызывает.

Требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Доводы ФИО2 Н.В., изложенные в жалобе, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку в данном случае состав административного правонарушения является формальным, административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния.

Доводы заявителя, указанные в жалобе о наличии в его действиях признаков малозначительности совершенного правонарушения являются необоснованными.

При квалификации деяния по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, в силу чего не может являться малозначительным.

Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 4 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.

В силу части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, ФИО2 Н.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ ранее не привлекалась, совершенное ею правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, а именно: во исполнение представления № 20-04-13/18-88 от 04.07.2018г., ООО «<данные изъяты>» усилило контроль за направлением своей деятельности, в частности ФИО2 разработало план внутренних проверок, анкеты для клиентов ФИО2, ФИО2 провело внутренний инструктаж для сотрудников. Также, ежедневно ФИО2 ведет работу в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга. В целях проведения проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, ФИО2 осуществляет мониторинг организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности об экстремистской деятельности и терроризму. Кроме того, ФИО2 учло замечания МУ Росфинмониторинга по СФО, разработало и утвердило в новой, редакции Правила внутреннего контроля, соответствующие требованиям законодательства. Также, во исполнение представления № 20-04-13/18-88 от 04.07.2018г., директор ООО <данные изъяты>» ФИО2 Н.В. прошла обучение в форме целевого инструктажа, полагаю возможным назначить ФИО2 Н.В. административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление ФИО2 МРУ Росфинмониторинга по ФИО4 Долбня №20-04-13/18-88П от 04.07.2018 г., о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ – изменить в части.

Назначить ФИО1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья

Абаканского городского суда А.В. Зарубин