ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-574/2021 от 15.11.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 12-574/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Томск 15 ноября 2021 г.

Судья Советского районного суда г. Томска Васильковская О.В.,

рассмотрев жалобу защитника Майорова М.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска от 30 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макарова А.А.,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 30 сентября 2021 г. заместитель Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Майоров М.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обжаловал его в суд по правилам п.1 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал на то, что Макаров А.А. не уполномочен принимать решения о предоставлении земельных участков, либо принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков, указанными полномочиями обладает департамент недвижимости администрации Города Томска. Заявитель обратился с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», порядок предоставления которой утвержден постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 № 1079 (далее - административный регламент), а именно за первым этапом предоставления муниципальной услуги, порядок первого этапа предоставления муниципальной услуги не предусматривает возможность предоставления земельного участка, поскольку на указанном этапе услуги земельный участок не образован, границы его не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельному участку не присвоен кадастровый номер, сведения о нем не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, таким образом, предоставление земельного участка на первом этапе муниципальной услуги невозможно по объективным основаниям. Муниципальная услуга предоставляется в два этапа, первый этап предоставления муниципальной услуги не является составной частью предоставления земельного участка, поскольку указанные этапы имеют разный субъектный состав по предоставлению муниципальной услуги. Принятие положительного решения по обращению заявителя на первом этапе, не влечет за собой безусловное принятие решения о заключении соглашения о перераспределении земельного участка на втором этапе предоставления муниципальной услуги. Кроме того, полагал, что мировой судья признал виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, лицо, которое не осуществляло фактическое предоставление муниципальной услуги, а также не нарушало установленный законом срок согласования проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги. При этом, мировой судья не установил должностных лиц, которые осуществляют деятельность на конкретных этапах предоставления муниципальной услуги, а также сроки их исполнения; на каком этапе был нарушен порядок предоставления муниципальной услуги, в части нарушения сроков предоставления услуги; обстоятельства которые, безусловно устанавливают, что Макаров А.А. не осуществляет деятельность на всех этапах предоставления муниципальной услуги. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, Макаров А.А. в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав защитника Майорова М.М., в полном объеме поддержавшего жалобу, и помощника прокурора, считавшего обжалуемое постановление законным и обоснованным, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.19.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу положений части 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель, является одним из случаев предоставления земельных участков, так как в результате указанного перераспределения образуются новые объекты земельных правоотношений, предоставляемых лицам.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.

В силу п.п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с п.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно п.8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Постановлением Администрации г. Томска от 14.02.2012 №. 130 утвержден перечень муниципальных услуг, оказываемых администрацией Города Томска. Согласно п. 1.16 которого, Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска является ответственным органом за заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 №1079 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Согласно п. 2.3.1. Результатом первого этапа предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю одного из следующих документов:

1) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы;

2) письма администрации Города Томска, содержащего согласие на перераспределение земельных участков (далее – письмо о согласии на перераспределение земельных участков);

3) письма администрации Города Томска, содержащего решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (далее - письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги).

Срок выполнения первого этапа предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги, форма которого установлена согласно приложению 4 к настоящему административному регламенту (п. 2.4.1. регламента).

В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок выполнения первого этапа предоставления муниципальной услуги составляет сорок пять календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги, форма которого установлена приложением 4 к настоящему административному регламенту (п. 2.4.1).

В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макаровым А.А. в нарушение названных положений п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в адрес Ш. направлено письмо, содержащее решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении испрашиваемых гражданином земельных участков, тогда как такое письмо должно быть направлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, совершив тем самым ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 01 мин. по адресу: <адрес>, - административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.9 КоАП РФ.

Факт совершения Макаровым А.А. указанного правонарушения подтверждается исследованными в суде доказательствами:

- заявлением Ш. о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ;

- ответом заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макарова А.А. об отказе в заключении соглашения О перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

- ответом заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макарова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому продление срока предоставления муниципальной услуги о перераспределении земельного участка законодательством не предусмотрено, Ш. не направлялось;

- ответом заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макарова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при принятии решения о перераспределении земельного участка по обращению Ш. (вx. от ДД.ММ.ГГГГ) не требовалось;

- объяснениями Макарова А.А от ДД.ММ.ГГГГ;

- должностной инструкцией заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и градостроительству от 17.10.2019, согласно пп. 19 п.5.2 которой заместитель Мэра Города Томска по архитектуре и строительству осуществляет контроль за надлежащим исполнением полномочий, возложенных на должностных лиц департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска;

- распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ;

- постановлением заместителя прокурора г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором описано событие административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что Макаров А.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, несостоятельны и опровергаются приобщенной к материалам дела должностной инструкцией.

Довод защитника о том, что заместитель Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макаров А.А., не является лицом ответственным за нарушение сроков рассмотрения заявления Ш., так как нарушение сроков рассмотрения произошло в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, проект письма был подписан в трехдневный срок, уже был оценен в постановлении мирового судьи и не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пп. 19 п.5.2 должностной инструкции заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и градостроительству от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель Мэра Города Томска по архитектуре и строительству осуществляет контроль за надлежащим исполнением полномочий, возложенных на должностных лиц департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7, не имеется.

На основании изложенного судья считает, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 30 сентября 2021 г. вынесено в соответствии с требованиями законодательства, факт совершения должностным лицом Макаровым А.А. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, установлен в ходе административного производства, наказание назначено справедливое - в минимальных пределах санкции указанной нормы.

Руководствуясь ст. ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска от 30 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ, в отношении заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству Макарова А.А. - оставить без изменения, а жалобу защитника Майорова М.М. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья: /подпись/

Копия верна.

Судья О.В. Васильковская

Секретарь С.Е. Петкунов

Оригинал решения хранится в материале № 5-771/2021 (УИД 70MS0045-01-2021-004333-94) у мирового судьи судебного участка № 6 Советского судебного района г. Томска