ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-576/2021 от 08.09.2021 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело 12-576/2021

68RS0001-01-2021-004720-77

РЕШЕНИЕ

08 сентября 2021 года г.Тамбов

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О.А.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-153/2021 от 29.06.2021г., которым должностное лицо ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-153/2021 от 29.06.2021г. должностное лицо – главный инженер АО «Завод Тамбоваппарат» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить, указав, что прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова 27 мая 2021 года проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего безопасное обращение с отходами 1 и 2 класса опасности в деятельности АО «Завод «Тамбоваппарат».

По результатам проверки 09.06.2021 Прокурором Октябрьского района было вынесено представление № 02-01-28-2021 от 03.06.2021, в соответствии с которым установлены нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 2 классов опасности, а именно: отсутствие работников, прошедших профессиональное обучение необходимое для работы с отходами 1-1V классов опасности; отсутствие журнала движения отходов; нарушение хранения ртутных ламп (не были сложены в упаковку).

Во исполнение требований об устранении нарушений, выявленных в результате проверки были приняты следующие меры: 08.09.2021 в штат АО «Завод «Тамбоваппарат» на должность инженера-эколога был принят работник ФИО4, имеющая удостоверение о прохождении профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности. На следующий день после проверки - 28.05.2021 заведен журнал движения отходов. Ртутные лампы упакованы, помещены на хранение в отдельное помещение, которое закрыто и опечатано.

Ответ на представление был подготовлен 09.06.2021 с участием представителя прокуратуры и поступил в Прокуратуру Октябрьского района г.Тамбова 18.06.2021, о чем свидетельствует отметка на ответе (исх. 1788 от 09.06.2021).

О дате и времени рассмотрения дела в Управлении Росприроднадзора он уведомлен не был. Письмо было вручено не лично ему, а его родственникам, по месту работы оно не вручалось.

Фактически на момент рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ нарушения были устранены.

Так же, фактического ущерба выявленные 27.05.2021 нарушения не причинили.

Полагает, что вследствие совершения рассматриваемого правонарушения не имеется реальной угроза наступления неблагоприятных последствий для окружающей среды. Допущенные нарушения (отсутствие работников, прошедших профессиональное обучение необходимое для работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствие журнала движения отходов, нарушение хранения ртутных ламп (не были сложены в упаковку) устранены и не повлекли ущерба охраняемым законом правоотношениям и общественным интересам, что позволяет указанный случай признать исключительным, а правонарушение квалифицировать как малозначительное.

В обжалуемом постановлении об административном правонарушении, в нарушение требований КоАП РФ, не указано, какие именно отрицательные последствия наступили в связи с выявленным правонарушением.

Таким образом, учитывая характер правонарушения, считает возможным считать допущенное (и уже устраненное) совершенное административное правонарушение малозначительным.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом. В поданном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, вину признает, просит прекратить производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание ФИО2 просил оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетврения.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами 1 и 2 классов опасности регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) к отходам/производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами следует понимать не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего безопасное обращение с отходами 1 и 2 класса опасности в деятельности АО «Завод Тамбовапппарат», расположенного по адресу: <...>.

Проверкой установлено, что АО «Завод «Тамбоваппарат» имеет лицензию № 068 00034 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании ст. 15 Закона №89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В ходе проведения проверки 27.05.2021 прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова установлено, что работники общества не имеют документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Названный факт подтверждается письмом АО «Завод «Тамбоваппарат» от 24.05.2021 № 1637.

Согласно выписке из приказа АО «Завод «Тамбоваппарат» от 26.12.2019г. №141 ФИО1 назначен на должность главного инженера АО «Завод «Тамбоваппарат».

В соответствии с п. 3.7 и п. 3.31 должностной инструкции от 25.04.2019 в обязанности главного инженера Т.А.СБ. входит соблюдение требований по охране окружающей среды, осуществление контроля за соблюдением требованием природоохранных норм и вверенных ему подчиненных.

О неисполнении АО «Завод «Тамбоваппарат» природоохранного законодательства в названной части прокуратуре района стало известно в ходе проведения проверки 27.05.2021.

Соответственно, датой совершения правонарушения следует считать 27.05.2021.

Таким образом, в действиях должностного лица главного инженера АО «Завод «Тамбоваппарат» ФИО1 при осуществлении хозяйственной деятельности усматриваются нарушения экологических требований: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Вина главного инженера АО «Завод «Тамбоваппарат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается исследованными материалами дела: постановлением и. о. прокурора Октябрьского района г. Тамбова Сапелкина А. П. от 09.06.2021г, письмом АО «Завод «Тамбоваппарат» от 24.05.2021 № 1637, выпиской из приказа АО «Завод «Тамбоваппарат» от 26.12.2019г. №141, согласно которому ФИО1 назначен на должность главного инженера АО «Завод «Тамбоваппарат», должностной инструкцией главного инженера ФИО1 от 25.04.2019г., лицензией АО «Завод «Тамбоваппарат» № 068 00034 от 11.08.2014г на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Представленные по делу доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Довод ФИО1 о том, что он о дате и времени рассмотрения дела в Управлении Росприроднадзора на 29.06.2021г на 16.00 не был уведомлен, опровергается выпиской их почтового идентификатора 39200060740447, согласно которой ФИО1 был извещен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. – 28.06.2021г в 10.29.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оснований для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ не нахожу, поскольку совершенное должностным лицом правонарушение посягает на государственные нормативные требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Административное наказание в виде административного штрафа в данном случае назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Нарушение процессуальных норм, влекущих за собой отмену или изменение постановления, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-153/2021 от 29.06.2021г., которым должностное лицо ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.– оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Судья Заболотникова О.А.